Ключевой подход в пассажирских перевозках – качество всегда и везде. Такую задачу на текущий год поставил на итоговом Правлении ОАО «РЖД» в декабре 2018 года глава холдинга Олег Белозёров. По его словам, в этом году должна быть продолжена реализация идеологии «новые сервисы, новые услуги, новые маршруты». «Пульт управления» выяснил, что делается на сети для улучшения качества пассажирских перевозок.
РАЗВИТИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
На Куйбышевской дороге реализуется несколько успешных проектов, связанных с развитием маршрутной сети и оказанием новых услуг в регионах ответственности. Как рассказали в Куйбышевском филиале АО «Федеральная пассажирская компания», специалисты филиала ведут постоянный мониторинг предпочтений пассажиров. Это позволяет проследить динамику спроса на перевозки, оптимизировать график движения, назначить дополнительные или новые поезда. Так, в декабре прошлого года был назначен новый скорый поезд № 125/126 Самара – Казань с ночным режимом следования. Поезд делает остановки на станциях Чапаевск, Безенчук, Сызрань-1, Ульяновск-Центральный, Буа и Зелёный Дол. Если при проезде в прицепном беспересадочном вагоне дорога от Самары до Казани занимает более 15 часов, то прямой поезд доставляет пассажиров примерно на четыре часа быстрее. Интересны для пассажиров и сезонные предложения. Например, в мае возобновит работу тур выходного дня из Пензы в Свято-Богородичный мужской монастырь в селе Винновка Самарской области. Маршрут интересен мультимодальной составляющей: пассажиры на фирменном поезде № 110/109 приезжают в Самару, далее на скоростном пассажирском теплоходе «Восход» прибывают в село Винновка.
Активная работа по развитию новых форматов перевозок проводится и в пригородных пассажирских компаниях в зоне ответственности КбшЖД. Так, в АО «Самарская пригородная пассажирская компания» и АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» реализована услуга по оформлению билетов по транспортной и банковской картам. При этом скидка при оформлении билета по транспортной карте составляет 10–12%. Для удобства пассажиров функционирует мобильное приложение «Пригород», с помощью которого можно получить информацию о расписании, стоимости билетов и без комиссии оформить проездной документ.
В Самарском регионе приступили к реализации проекта скоростного сообщения Самара – Тольятти. Рассматривается несколько вариантов развития инфраструктуры, в том числе со строительством новых железнодорожных линий, обеспечивающих пропуск электропоездов со скоростью до 160 км/ч. В качестве подвижного состава планируется применение инновационного электропоезда «Ласточка». В рамках проекта запланировано создание транспортно-пересадочных узлов на остановочных пунктах Пятилетка, Ягодная (в черте Самары) и Тольятти-Южное (в Тольятти).
ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ
АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» расширяет сеть интермодальных маршрутов. Год назад она охватывала север Нижегородской области. Пассажиры с пересадкой в Семёнове, Урене и Заволжье могли добраться до пяти удалённых от железной дороги районов, приобретя билеты с местами на автобус ещё перед посадкой в электричку. Сейчас стали доступными Ковернинский район и Оричский район соседней Кировской области. В Кирове пассажиры могут купить билеты на пригородные автобусы, которые стали отправляться прямо от станции Оричи по расписанию, синхронизированному с прибытием электричек.
С 2018 года на полигоне обслуживания ППК «Содружество» действуют девять соглашений об организации мультимодальных и интермодальных пассажирских перевозок. Среди партнёров железнодорожников в Татарстане – ООО «Экспресс», «Кукмортранс», «Арское АТП», в Чувашской Республике – ГУП «Чувашавтотранс», ООО «АвтоГранд», в Кировской области – Вятскополянская автоколонна № 1322, в Удмуртской Республике – АО «ИПОПАТ», АО «Удмуртавтотранс». Общее количество действующих стыковочных рейсов (электропоезд + автобус) – 186. Это увеличило в 2018 году пассажиропоток на 11,1 тыс. человек. Партнёры особенно выручили железнодорожников в дни технологических «окон». В городах Вятские Поляны, Сосновка, Кукмор пассажиров ждали автобусы местных автопредприятий, которые доставляли их к электричкам.
ППК «Содружество» инициировала в Республике Татарстан, Чувашской и Удмуртской республиках, Кировской области создание рабочих групп из представителей органов местного самоуправления, авто- и железнодорожных перевозчиков по созданию мультимодальных маршрутов. Их предложения уже направлены в Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Опросы, проведённые «Содружеством», показали, что 72% пассажиров едут двумя и более видами транспорта, а 51% готов приобрести единый проездной документ.
Развивается сеть маршрутов и у поездов дальнего следования. По расписанию, введённому нынешней зимой, Казань стала принимать поезда № 315/316 и 327/328, которые связали столицу Татарстана с Минском и Ташкентом. Состав пассажирского поезда Минск – Казань сформирован Белорусской железной дорогой. В нём есть прицепные беспересадочные вагоны до Бреста и Гомеля. Путь проложен в обход Москвы – через Смоленск, Тулу, Ряжск, Пензу, Сызрань и Ульяновск, и это увеличивает число регионов, которые получают прямую связь с Казанью. Поезд из Ташкента сформирован «Узбекскими железными дорогами». Он восстановил прямое сообщение Казани со Средней Азией, которое существовало в 80–90-е годы. А маршрутную сеть Нижнего Новгорода дополнил нынешней зимой скорый поезд № 41/42, который впервые в истории обеспечил беспересадочное сообщение с Великим Новгородом. Этот маршрут связал между собой Владимир, Москву, Тверь.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА
Приволжская дорога успешно начала 2019 год. «За январь текущего года объём пассажирских перевозок при плане 218,1 млн пасс.-км составил 227,1 млн пасс.-км, или 104,1% к плану и 100,9% к аналогичному периоду прошлого года», – говорит начальник Приволжской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Денисенко.
Прирост пассажирооборота в дальнем следовании в январе составил 1,3 млн пасс.-км за счёт назначения на новогодние праздники дополнительных рейсов поездов, в частности поезда № 259/260 Саратов – Котлас, следующего на родину Деда Мороза.
Рост пассажирооборота в пригородном сообщении к уровню января 2018-го составил 11%. В январе было перевезено 97 тыс. человек. Успех обусловлен назначением дополнительных маршрутов пригородных поездов в период зимних праздников, развитием пригородных перевозок на территории Астраханской области – так, был запущен новый маршрут на участке Астрахань-1 – Харабали.
ПОШЛИ В РОСТ
В прошлом году пассажирские перевозки на Дальневосточной железной дороге впервые за последние 10 лет показали уверенный рост. Со станций магистрали отправлено свыше 10 млн пассажиров, что почти на 3% больше, чем годом ранее, в том числе на пригородных маршрутах перевезено 6,3 млн человек (прирост составил 2,4%). «Основной рост во многом связан с сохранением ценовой доступности железнодорожного транспорта, учитывающей финансовые возможности населения», – комментирует начальник Дальневосточного филиала АО «ФПК» Иван Петров.
Другим положительным фактором стали нововведения в расписании поездов. В частности, в 2018-м изменилось курсирование поезда № 99/100 Владивосток – Москва на ежедневное обращение в течение всего года, в летний период назначены беспересадочные вагоны Благовещенск – Владивосток, причём не только купейные, но и плацкартные.
Увеличивает частоту рейсов и пригородная компания «Экспресс Приморья» (в 2018 году обслужила в Приморском крае 4,9 млн человек – на 4% больше, чем в 2017-м). Этому способствовало пополнение парка моторвагонного состава: с Демиховского машиностроительного завода поступили три новых электропоезда серии ЭП3Д, которые связывают Владивосток со станциями Смоляниново, Кипарисово, Артём-Приморский-1. Кроме того, в декабре 2018 года были запущены два пригородных поезда на неэлектрифицированных направлениях Уссурийск – Хасан и Новочугуевка – Сибирцево.
В этом году развитие пригородных перевозок запланировано в рамках проекта «Городская электричка» во Владивостоке. Весной откроется после реконструкции Владивостокский тоннель, благодаря чему возобновится движение электропоездов со станции Мыс-Чуркин. Развитие городских перевозок позволит АО «Экспресс Приморья» привлечь новых пассажиров.
В 2018 году услугами помощи и сопровождения на объектах Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов (РДЖВ) воспользовались более 5,4 тыс. пассажиров с ограниченными физическими возможностями. По сравнению с предыдущим годом число обратившихся возросло на 22%. Сегодня идёт поэтапное развитие инфраструктуры вокзальных комплексов для адаптации маломобильных групп населения. В настоящее время работы идут на семи вокзалах РДЖВ (Владивосток, Хабаровск, Новый Ургал, Нерюнгри, Уссурийск, Гродеково, Сибирцево), а до 2025 года к нуждам маломобильных групп будут обустроены все 22 вокзальных комплекса Дальневосточной дирекции.
«В РЖД создан Центр содействия мобильности, благодаря чему пассажир может заказать билет, который ему отправят на дом, подать заявку на сопровождение, оказание помощи на вокзалах. Такие службы созданы у нас в Хабаровске и Владивостоке, – говорит начальник РДЖВ Александр Синеев. – То есть человека встретят, посадят в поезд или же по прибытии помогут ему дойти до общественного транспорта или такси».
На Дальневосточной дороге курсируют семь поездов дальнего следования с вагонами, оборудованными подъёмниками и специализированными купе для инвалидов.
КРАСНОЯРСК
В результате развития инфраструктуры и расширения сервиса внутригородские перевозки в Красноярске ежегодно наращивают пассажиропоток на 16–20%. Как рассказал начальник службы развития пассажирских сообщений Красноярской железной дороги Пётр Овсянников, за 2018 год перевезено 1,6 млн человек, что на 20% выше уровня предыдущего года. А в январе 2019 года городскими электропоездами в Красноярске перевезено 104,5 тыс. пассажиров с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 26%.
«Изначально проект «Городская электричка» развивался в условиях имеющейся железнодорожной и городской инфраструктуры, – рассказал Пётр Овсянников. – Железнодорожное кольцо опоясывает Красноярск, длина путей в черте города – 60 км. Все крупные пассажирообразующие станции и остановочные пункты в черте города, такие как Красноярск-Главный, Енисей, Злобино, Бугач, Путепровод и т.д., расположены в непосредственной близости к жилым массивам и остановкам городского транспорта». Дальнейшее развитие проекта потребовало интенсивного расширения инфраструктуры. С 2014 года Красноярской железной дорогой построены в черте города 7 новых остановочных пунктов. На сегодняшний день их насчитывается 29, в том числе 20 – в Красноярске и 9 – на дивногорском направлении.
В 2019 году будут введены в эксплуатацию остановочные пункты Сады‑2, Металлургов и Арена-Платинум. Проектные работы уже завершены. В 2020 году планируется построить новую остановку Шумково, островную платформу с пешеходным мостом на станции Красноярск-Северный, реконструировать платформу Мясокомбинат. Таким образом, будет полностью выполнен первый этап реализации проекта «Городская электричка» в Красноярске, предполагающий организацию маятникового движения электропоездов. Общий объём инвестиций, выделенных ОАО «РЖД» на реализацию проекта «Городская электричка» в Красноярске, составит 553 млн руб. до 2020 года.
Уже на треть обновился парк электропоездов. Наращивается частота курсирования поездов на востребованных направлениях. В сентябре 2018 года в транспортный заказ Красноярского края включены три дополнительные пары поездов на внутригородских маршрутах и две – на дивногорском направлении (присоединено к проекту «Городская электричка» в 2016 году, что обеспечило увеличение пассажиропотока на участке практически в два раза). В часы пик городские электрички заполнены полностью и перевозят в будни около 6 тыс. человек.