Денис Власов
заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы
На будущее
Опыт по использованию железных дорог важен для городов
Каким должен быть общественный транспорт большого города и какое место в нём занимает железная дорога, «Пульту управления» рассказал заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Денис Власов.
– Денис Николаевич, 20 февраля Московское центральное кольцо (МЦК) поставило очередной рекорд: 523 тыс. пассажиров воспользовались «Ласточками». Это суточный рекорд по пассажиропотоку на МЦК в 2019 году. Новый суточный рекорд превысил предыдущий на 15 тыс. человек. Спустя 2,5 года после запуска МЦК как вы оцениваете данный проект?
– Московское центральное кольцо – это первый масштабный проект по интеграции железной дороги в систему городского общественного транспорта столицы. МЦК дополнило метрополитен, разгрузило его.
Сейчас идёт масштабная работа по формированию максимально удобных пересадок по девяти направлениям железной дороги, по переносу платформ – всё это будет способствовать увеличению пассажиропотока и перераспределению его между различными видами транспорта.
Долгое время железнодорожные перевозки в Москве занимали всего 5–8% от общего объёма пассажирских перевозок. При этом территорию в масштабах мегаполиса железные дороги занимают довольно-таки большую, поэтому, безусловно, резервы для дальнейшего развития есть.
– К концу 2019 года начнётся движение и по Московским центральным диаметрам. Каковы перспективы МЦД?
– Благодаря реализации проекта «Московские центральные диаметры» мы получим фактически новый вид транспорта большого города. С одной стороны, МЦД свяжут город и область, а с другой – прекрасно подойдут для передвижения в переделах Москвы.
В настоящее время железнодорожный транспорт эффективен разве что в периферийной части города, так как перевозит там большое количество пассажиров. Но ближе к центру происходит «провал» в пассажиропотоке. Электрички, пересекающие центр, фактически возят воздух, потому что человек на поезде доезжает до ближайшей станции метро и дальше пользуется метрополитеном или наземным транспортом.
Запуск Московских центральных диаметров должен изменить характер передвижения: пассажиропоток будет распределяться по всей сети железных дорог равномерно.
Также диаметры разгрузят наиболее напряжённые участки метро, в первую очередь станции Кольцевой линии и ближайшие к ним.
Но эффект «ощутит» не только метро. Мы предполагаем, что дороги Москвы и ближнего Подмосковья станут свободнее. Около 60% жителей Московской области добираются до столицы на собственных автомобилях. МЦД дадут им возможность выбора: они смогут комфортно и без пробок добраться до работы железной дорогой.
– Что нужно учесть, чтобы МЦД были максимально востребованы у пассажиров?
– Важнейший фактор в данном случае – интервал движения. Например, сейчас в среднем между Белорусским и Савёловским вокзалами ходит одна электричка в полчаса. Конечно, это неудобно для пассажиров.
Когда человек будет знать, что каждые 5–7 минут ходит электричка, он сможет точнее планировать своё время и не беспокоиться об опоздании. Ещё один немаловажный фактор – комфорт, высокий уровень обслуживания пассажиров. Должны быть предусмотрены дополнительные услуги, например, возможность подзарядить телефон или выйти в Интернет с помощью Wi-Fi.
– Вокруг МЦД и МЦК создаются транспортно-пересадочные узлы. Как железная дорога меняет облик города?
– Создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), мест, где пассажиры смогут, не тратя лишнего времени, совершить пересадку на другой вид общественного транспорта, — один из ключевых моментов в формировании транспортной системы большого города.
В этом деле важно соблюдать этапность: прежде всего необходимо разобраться с инфраструктурной составляющей. За этим уже следует реконструкция остановочного пункта с учётом современных планировочных требований, в том числе касающихся параметров безопасности и доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наконец третий этап подразумевает принятие решения относительно необходимости или уместности коммерческой зоны в составе ТПУ и развития прилегающей к нему территории.
– Применим ли опыт Москвы в других крупных городах?
– Да, но всё зависит от конкретных потребностей, от того, имеются ли устойчивые трудовые связи между городом и пригородом.
Я думаю, что опыт Москвы по внедрению железных дорог в систему городского общественного транспорта необходимо закладывать в планы развития российских городов хотя бы на перспективу.
Это актуально для крупных городов, где есть железнодорожное сообщение, чей потенциал не реализован полностью, а то и вовсе не реализован.
Беседовал Виталий Маслюк
Бесшовный путь
Михаил Елизарьев, заместитель генерального директора ООО «ИТС Консалтинг», к.э.н.,
Иван Борейко, начальник аналитического отдела ООО «ИТС Консалтинг»,
Надежда Комиссарова, эксперт Института развития транспортных систем,
Алёна Володькина, эксперт Института развития транспортных систем,
Зарубежный опыт развития мобильности как услуги
Рубрики: Синергия транспорта