Концептуальные основы формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Умение ставить разумные вопросы
есть уже важный и необходимый
признак ума и проницательности.
Иммануил Кант
Сущностную основу построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла (подробнее об этом – «Пульт управления» № 3 и № 4 за 2018 год) составляют выработка и воплощение концепции формирования интегрированного потребительского запроса как предмета договора, который предопределяет триединство целостного, системного и процессного построения долгосрочных партнёрских взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, охватывающих все стадии полного жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
Создание подхода к формированию интегрированного потребительского запроса как к предмету контракта жизненного цикла выступает действенной альтернативой сложившейся практике приобретения высокотехнологичной продукции. В настоящее время она базируется на выборе из числа наличествующих на рынке предложений, которые в основном характеризуются краткосрочным (как правило, соответствующим длительности гарантийного срока) периодом взаимодействия между заказчиком и подрядчиком.
Как следствие, такая устоявшаяся форма взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком при заключении договоров на поставку высокотехнологичной продукции определяет приоритетность выстраивания их действий в целях достижения прежде всего своих собственных интересов. Тем самым она объективно порождает недоверие между партнёрами по сделке, что зачастую приводит к оппортунистическому поведению участников договора в противовес установлению долгосрочных партнёрских бизнес-отношений, ориентированных на обеспечение сбалансированности интересов как заказчика, так и подрядчика.
До недавних пор эти «издержки» традиционной парадигмы формирования потребительского запроса высокотехнологичной продукции при построении взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком в рамках краткосрочного периода вполне успешно нивелировались государственно-нормативной системой.
Однако ныне, с наступлением четвёртой промышленной революции, известной как «Индустрия 4.0», положение дел в мировой экономике радикальным образом трансформировалось. Одним из значимых вызовов и трендов стала клиентоориентированность в формате реализации стратегической концепции – «сервис-ориентированного проектирования» как радикально нового уровня организации производства и управления цепочкой создания потребительской стоимости посредством тотальной прослеживаемости выпускаемой высокотехнологичной продукции на протяжении всего её жизненного цикла.
Создание кардинально новых по своим потребительским качествам материалов и технологий, определяющее их стремительное и широкое распространение через коренное перевоплощение устоявшихся технологических и производственных цепочек, неизбежно приводит к разработке инновационной высокотехнологичной продукции, которая практически полностью изменяет представления о потребительской ценности товара.
Естественным следствием появления новых реалий в аспекте происходящих постановочных преобразований предстаёт необходимость формирования институционального понятия интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию, основанного на установлении в течение всего периода её жизненного цикла долгосрочных скоординированных взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком.
Таким образом, системообразующим фактором эффективности реализации концепции формирования интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию как предмета контракта жизненного цикла выступает радикальная трансформация самой природы выстраивания взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком. Отсюда очевиден вывод: необходимо осуществление перехода от формализованного характера совершения договорных сделок к установлению долгосрочного скоординированного делового сотрудничества посредством заключения универсального контракта, основанного на принципах взаимовыгодного персонифицированного ведения бизнеса, и приверженности общепризнанным нормам корпоративной этики.
По имеющимся экспертным оценкам, 77% руководителей высшего звена управления производственных компаний утверждают, что расширение сферы услуг является ключевым фактором их конкурентного преимущества, а более двух третей (68%) таких компаний в ближайшие несколько лет планируют провести кардинальное преобразование бизнес-процессов, основанное на воплощении постановочных принципов контракта жизненного цикла.
Ввиду этого актуальность обретает системная разработка методологических и методических основ формирования интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию, который определяет собой предмет контракта жизненного цикла, вбирающий в себя установленную заказчиком интегрированную совокупность требований на последовательное выполнение подрядчиком работ и услуг по проектированию, конструированию, производству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, модификации и утилизации продукции.
Эффективность осуществления такой фундаментальной разработки определяется проведением радикального перехода ведения бизнеса с ориентации на массовое производство стандартизированной продукции, которая отвечает усреднённым требованиям потребительского рынка, к построению бизнеса, нацеленного на внедрение концепции кастомизации. Она подразумевает адаптацию серийного производства высокотехнологичной продукции под индивидуальные запросы конкретного потребителя посредством внесения соответствующих конструктивных и/или дизайнерских изменений.
Важнейшая задача кастомизации – создать у потребителя уверенность в том, что работа делается именно для него и нацелена на удовлетворение его конкретного запроса. Ряд экспертов считают кастомизацию едва ли не идеалом взаимодействия между заказчиком и подрядчиком. Такой подход привлекает не только своей этической направленностью, но и возможностью получать финансовую выгоду, поскольку благодаря более высокой ценности кастомизированного решения конкретный заказчик получает конкурентное преимущество, что становится одним из определяющих факторов успешности сделки наряду с прибылью, объёмами продаж и уровнем затрат.
Более того, поддержание заявленных эксплуатационно-технических характеристик высокотехнологичной продукции в течение всего её жизненного цикла неизбежно повышает требование к сервисной составляющей в организационно-управленческой структуре подрядчика, включая в том числе и наличие надлежащих компетенций у обслуживающего персонала.
Сегодня формирование интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла подразумевает непосредственное вовлечение заказчика в процесс разработки и проектирования высокотехнологичной продукции, а также осуществление тесного взаимодействия с подрядчиком в процессе её эксплуатации с целью установления соответствия заявленным требованиям в течение всего жизненного цикла продукции.
При этом вполне очевидно, что осуществление процесса формирования интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию как предмета контракта жизненного цикла требует наличия у заказчика разработанной и скомплектованной нормативно-методической документации, системно регламентирующей постановку и проведение такого рода деятельности.
Безусловно также и то, что успешность ведения бизнеса в форме контракта жизненного цикла определяется прежде всего всесторонней осмысленностью действий как в отношении формирования заказчиком интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию, так и в части построения подрядчиком целостной системы её создания и поддержания в течение всего жизненного цикла.
Эффективность осуществления такой архитектоники построения бизнеса прежде всего зависит от уровня профессиональных бизнес-компетенций сотрудников, задействованных заказчиком и подрядчиком на выполнение данной работы, их убеждённой приверженности соответствующей парадигме мышления. Принимая во внимание долгосрочный характер контракта жизненного цикла, перед заказчиком и подрядчиком встанет задача создания полноценной системы формирования и управления необходимыми для этого профессиональными компетенциями сотрудников.
Заметим, что в процессе формирования заказчиком интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию в настоящее время всё более существенным становится системное вовлечение в него подрядчика, который обладает собственными, зачастую более весомыми по сравнению с заказчиком компетенциями в отношении требуемой продукции.
Примером реализации такого рода подхода к построению системы взаимоувязанных партнёрских отношений между заказчиком и подрядчиком выступает принятие в 2001 году рядом ведущих независимых разработчиков программного обеспечения Agile-манифеста, содержание которого состоит из четырёх фундаментальных ценностей и 12 основных принципов, определяющих общие правила разработки востребованной заказчиком продукции с гибким подходом к процессу постановки и решения задачи.
Во многом благодаря принятию Agile-манифеста и его повсеместному признанию мировым IT-сообществом в качестве официального документа, в течение всего 10–15 лет произошёл гигантский рывок в распространении цифровых технологий, продуктов и услуг, использующих уже и элементы искусственного интеллекта, которые кардинальным образом повлияли и изменили все сферы деятельности человека.
Находим все основания полагать, что реализация подхода к формированию интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию, базирующегося на содержащихся в Agile-манифесте фундаментальных ценностях и основных принципах, представляется весьма перспективным видением при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции.
Из всего этого следует, что эффективность реализации концепции формирования интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию как предмета контракта жизненного цикла основывается на наличии таких базисных составляющих, как:
– разработка системы методологических и методических принципов формирования интегрированного потребительского запроса как предмета контракта жизненного цикла;
– совместное составление заказчиком и подрядчиком нормативно-методической документации, системно регламентирующей постановку и проведение процесса формирования интегрированного потребительского запроса;
– наличие как у заказчика, так и у подрядчика команд сотрудников, обладающих профессиональными компетенциями и лидерскими качествами для ведения бизнеса в форме контракта жизненного цикла;
– внедрение постановочных основ концепции кастомизации в формате осуществления индивидуализации выпуска под заказ конкретного потребителя высокотехнологичной продукции, обеспечивающее её повышенную потребительскую ценность;
– системное построение долгосрочного скоординированного сотрудничества между заказчиком и подрядчиком, основанного на принципах взаимовыгодного ведения бизнеса и приверженности общепризнанным нормам корпоративной этики;
– интеграция деятельности заказчика и подрядчика в процессе разработки и проектирования высокотехнологичной продукции, а также в ходе её эксплуатации с целью установления соответствия заявленным интегрированным потребительским требованиям в течение всего жизненного цикла.
Всё изложенное позволяет заключить: системное и целостное выстраивание взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком на этапе формирования интегрированного потребительского запроса на высокотехнологичную продукцию позволяет не только содержательно форматировать их сотрудничество посредством заключения контракта жизненного цикла, но и задать целеполагающий вектор долгосрочного и устойчивого развития партнёрского бизнеса.