Цифровизация активно внедряется в образовательный процессЦифровизация активно внедряется в образовательный процесс
Процесс цифровизации уже начался. Если раньше об этом говорили исключительно как о перспективе, то сейчас с уверенностью можно сказать – будущее уже наступило. Один за другим реализуются проекты по внедрению цифровых технологий в транспортную инфраструктуру. Однако для того чтобы управлять современным транспортом, нужны специалисты, разбирающиеся в интеллектуальных системах управления, в IT-технологиях в целом. Поэтому перед транспортными вузами стоит непростая задача: разработать образовательные программы, которые помогут подготовить высококвалифицированных специалистов в сфере «цифры».
Степень внимания, оказываемого процессу внедрения цифровых технологий, оправданна. При этом речь идёт не только о системе подготовки кадров, но об отрасли в целом. Современному работнику транспорта необходимы знания для работы в мультимодальной среде, он должен уметь применять цифровые технологии для управления сложными интегрированными производственно-техническими системами и бизнес-процессами. В связи с этим руководством Министерства транспорта РФ была поставлена задача: цифровыми компетенциями в ближайшем будущем должны обладать все выпускники транспортных вузов.
В число важнейших приоритетов развития транспортного образования входит подготовка высококвалифицированных специалистов, которые должны быть не только готовы активно внедрять цифровые технологии в работу предприятий транспортно-логистического комплекса, но и способны разрабатывать инновационные IT-сервисы для повышения конкурентоспособности отечественных компаний на мировом рынке.
Российский университет транспорта (МИИТ) работает на опережение в соответствии с интересами и потребностями государства, регионов, работодателей. Цифровая тематика занимает важное место в вузовских программах подготовки будущих специалистов. Соответствующие образовательные программы разрабатываются и реализуются во взаимодействии с крупнейшими предприятиями отрасли при непосредственном участии их руководителей и специалистов. Благодаря тесному сотрудничеству с Министерством транспорта РФ, а также с ОАО «РЖД» и другими транспортно-логистическими компаниями университет занимает лидирующие позиции в кадровом и научном обеспечении высокотехнологичных отраслей.
Цифровая трансформация предполагает широкие возможности для новых моделей управления процессами транспортировки грузов, которые коренным образом меняют формы оказания услуг и технологической деятельности транспорта. Соответственно, создаются предпосылки для новых конкурентных преимуществ в сфере образования и подготовки кадров.
Уже в 2019 году на базе кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» открывается новый профиль «Цифровой транспорт и логистика». По нему будет осуществляться подготовка специалистов нового поколения, обладающих знаниями в области создания современных интегрированных транспортно-логистических сетей и комплексов на основе проактивного управления, цифровых платформ для координации транспортно-логистической деятельности, развития цифровых сервисов на всех этапах жизненного цикла транспортного продукта и цифровой трансформации железнодорожной инфраструктуры.
Университетом запланировано повышение квалификации специалистов транспортно-логистических компаний и профессорско-преподавательского состава транспортных вузов по вопросам развития цифровых технологий управления транспортными процессами.
Среди основных направлений университета в области «цифры» можно выделить и развитие цифровых образовательных технологий. В настоящее время проводится ряд исследований, которые предполагают решение важных для отрасли задач. Планируется создание современной специализированной платформы открытого онлайн-обучения в области цифрового транспорта и логистики. Она должна включать в себя совокупность сервисов, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса: средства автоматизированной оценки и контроля качества образовательных ресурсов, технологии видеоконтроля аттестационных мероприятий, виртуальные лаборатории для привития навыков практической работы, сервис по построению индивидуальных траекторий обучения. В частности, сотрудники кафедры «Автоматизированные системы управления» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ) занимаются решением проблемы разработки средств автоматического контроля актуальности знаний. Планируется создание новых образовательных программ магистратуры по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии» («Информационная аналитика и технологии «больших данных», «Транспортное планирование»). Разрабатываются учебно-методические комплексы профессиональной переподготовки специалистов транспорта по программам «Информационные системы и технологии на транспорте», «Системы поддержки принятия решений при управлении транспортным комплексом».
Активно разрабывается процесс совершенствования методов и средств компьютерной поддержки. В частности, речь идёт о системе помощи при формализации задачи управления (с использованием программ-ботов), автоматизации процедур сбора необходимых данных из удалённых источников, поиска оптимальных решений с использованием высокопроизводительных средств вычислений (суперкомпьютеров). Важно не забыть и о системе управления аналитических приложений, осуществляющих мониторинг качества принимаемых решений.
Научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа», на базе которой будет сформирован центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии», разрабатывает, внедряет и сопровождает перевозочные технологии, цифровые технологии и автоматизированные системы в области транспортной логистики. Основными разработками являются системы, находящиеся в постоянной эксплуатации в ОАО «РЖД»: Единая автоматизированная система актово-претензионной работы (ЕАСАПР), Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ), Автоматизированная система терминально-складской деятельности (АС ТЕСКАД). На все разработки НИЛ ГКР получены свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ. В настоящее время лаборатория работает в направлении создания систем искусственного интеллекта в рамках программы «Цифровая железная дорога» ОАО «РЖД», среди которых интеллектуальный коммерческий осмотр поездов и вагонов, электронный претензионист и другие.
Если говорить о результатах научного направления по развитию цифровых и образовательных технологий, то на данном этапе уже разработаны методика оценки качества электронных курсов и программный комплекс «Автоматизированная система оценки качества электронных (дистанционных) курсов». Отмечу, что АСКДК внедрена в системы дистанционного обучения ОАО «РЖД» и Пенсионного фонда России. Помимо этого разработан программный комплекс «Виртуальная лаборатория», который активно используется в образовательном процессе университета. Сотрудниками университета создано более 150 курсов по современным цифровым технологиям, учебно-методическая база которых используется при повышении квалификации работников транспорта.
В настоящее время наши преподаватели активно участвуют в работе технического комитета № 461 по стандартизации «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании». Важным результатом работы кафедры АСУ стала автоматизированная система контроля знаний работников, связанных с обеспечением безопасности перевозок, которая успешно внедрена в ОАО «РЖД».
К основным результатам, полученным в ходе работы над развитием методов расчёта и проектирования информационных систем, мы относим успешно разработанные методы и модели оценки показателей качества информации в автоматизированных системах, методы и модели расчёта временных характеристик информационных систем, цифровые технологии проектирования систем. В частности, разработаны технологии и математические модели поддержки принятия решений при управлении транспортным комплексом: математическая модель оптимального планирования использования вагонного парка операторской компании, методика и технология мониторинга качества решений при управлении технической станцией, архитектура веб-сервиса поддержки решений.
Министерством транспорта РФ поддержано решение учёного совета университета о переименовании Института управления и информационных технологий (ИУИТ) в Институт управления и цифровых технологий (ИУЦТ), о создании специализированной кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и научно-образовательного центра «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» на базе НИЛ ГКР.
Главная цель трансформации: укрепление позиции университета и института как отраслевого технологического лидера в использовании информационных систем, цифровых технологий и инновационных решений. Наша задача – стать партнёром государства в вопросах построения цифровой транспортной инфраструктуры, модификации и развития цифровых технологий транспортной отрасли России.
Мы планируем осуществлять подготовку в вузе специалистов широкого спектра. Наша обязанность – за годы обучения воспитать высококвалифицированных специалистов, способных решать на высоком инженерном уровне стратегические задачи развития транспортного комплекса, имеющих навыки применения методов математического и имитационного моделирования, осуществлять бизнес-планирование транспортных проектов, умеющих использовать современные цифровые технологии при организации и управлении перевозочным процессом.
В рамках ИУЦТ будут созданы два новых подразделения: кафедра «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и научно-образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии». Кафедры «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность», «Железнодорожные станции и транспортные узлы», «Математическое моделирование и системный анализ» получат новые названия.
В частности, будут переименованы Центр развития цифровых технологий и формирования единого информационного пространства транспортной отрасли и научно-образовательный центр «Цифровая информационно-аналитическая оптика».
Помимо перечисленных изменений, в рамках Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ) будет создана лаборатория интеллектуальных систем и цифровых технологий управления транспортными процессами. Предполагается, что она поможет в решении ключевых технико-технологических и инженерных задач перевозочного процесса, а также общего функционирования различных видов транспорта.
Предполагается, что научно-образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» продолжит работы в части развития технологий и цифровых технологий транспортно-логистических процессов.
В ближайшее время этот наработанный опыт необходимо распространить и на другие виды транспорта, особо учитывая цифровые технологии мультимодальных (смешанных) грузовых перевозок.
В будущем мы продолжим работать над созданием интеллектуальной системы и цифровых технологий управления транспортными процессами, интегрирующих существующие системы управления (цифровой поезд, цифровая железная дорога, цифровой транспорт) и новые разработки по моделированию транспортных процессов.
Планируется создание интерактивного образовательно-презентационного комплекса дополненной реальности, обеспечивающего теоретическое изучение технологии и конструкционных особенностей инфраструктуры.
В частности, важной для нас темой остаётся обслуживание маломобильных групп населения на объектах транспортной инфраструктуры. Мы намерены работать над созданием учебно-лабораторного комплекса по изучению современных подходов к решению данной проблемы.