Западно-Сибирская магистраль в этом году намерена перейти на цифровой документооборот для экспортных перевозок
В 2019 году Западно-Сибирская железная дорога намерена полностью перейти на цифровой документооборот для экспортных перевозок, оформленных в адрес портов РФ, а также перевозок, оформленных на бланках СМГС (соглашение о международном грузовом сообщении), в направлениях Финляндии, Латвии, Литвы. Об этом на панельной дискуссии по вопросам формирования программ развития цифровой экономики в рамках первого тура всероссийской программы Open Innovations Startup Tour – 2019, который состоялся в начале февраля в Кузбасском технопарке, сообщил первый заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги Денис Рахимжанов.
Развитие единой цифровой платформы помогает Западно-Сибирской железной дороге совершенствовать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса.
В перспективе магистраль планирует тиражировать данную технологию в направлениях Белоруссии, Украины, Монголии и Китая.
Цифровизация документооборота играет ключевую роль и в развитии внутренних перевозок. Сегодня эффективность таких перевозок на ЗСЖД растёт. К примеру, во взаимодействии с крупнейшим в регионе угольным предприятием ПАО «Кузбасская топливная компания» оборот вагона на железной дороге только за несколько месяцев ускорен в 2,5 раза. Это позволило эффективно освоить предъявляемые объёмы, высвободив почти полторы тысячи вагонов, и направить их на обеспечение экспортной поставки.
«В текущем году запланировано создать на базе данной технологии цифровую платформу управления цепочкой перевозок угля в адреса ЖКХ – от момента подачи заявки на перевозку до выгрузки в конечном пункте, – пояснил «Пульту управления» Денис Рахимжанов. – Данная платформа становится связующим звеном между администрацией, ОАО «РЖД», отправителем, собственником вагонов и потребителем, значительно повышает прозрачность, оперативность, а значит, и эффективность».
Выстроенная технология цифровизации в дальнейшем может быть тиражирована для бесперебойной поставки угля не только на нужды ЖКХ, но и в адрес предприятий энергетического комплекса Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областей, а также Алтайского края.
Плюсами технологии в будущем могут стать рост выгрузки, повышение качества оперативного управления технологическими процессами, более эффективное использование ресурсов предприятий и транспорта, увеличение объёма перевозок, эффективное управление погрузкой по маркам угля и выгрузочным терминалам. Управляя запасами угля, интегрируя цикл отгрузки и подвоза груза в модель цепи поставки, на железнодорожном транспорте можно будет изыскать дополнительные резервы в условиях дисбаланса инфраструктурных возможностей разных отраслей, включая морской транспорт – порты.
Денис Рахимжанов поделился с учёными и бизнесменами моделью перехода на 100-процентную цифровизацию и внутри компании.
«Мы активно продвинулись в вопросе электронизации (цифровизации) нашего документооборота и всевозможной отчётности, тем самым сэкономив тонны бумаги и сократив ручной труд, повысили оперативность информирования для принятия управленческих решений, – рассказал Денис Рахимжанов. – ЗСЖД также активно работает посредством электронного взаимодействия с государственными структурами – банками, органами статистики, с клиентами и поставщиками услуг».
По его словам, в настоящее время в компании реализована концепция бесплатного подключения рабочего места предприятия к системе документооборота с ОАО «РЖД» (АС ЭТРАН) с использованием технологии подписания документов простой электронной подписью.
Это нововведение позволило исключить необходимость приобретения ключа электронной подписи. В качестве ключа при подписании документов используется разовый пароль, направляемый на мобильный телефон клиента в виде СМС-сообщения.
Большой интерес у представителей бизнеса вызвала реализованная в ОАО «РЖД» цифровая услуга «Личный кабинет клиента». Владелец недавно созданной саратовской логистической компании «Миля» Евгений Кучеревский, присутствовавший на Open Innovations Startup Tour – 2019 в Кемерово в качестве гостя, отметил высокую технологичность идеи.
«Особенно ценно во внедрённом железнодорожниками проекте то, что заказать перевозку и дальше полностью отслеживать её в пути, причём совершенно бесплатно, можно со своего мобильного телефона, используя специальное приложение», – отметил бизнесмен.
К слову, железнодорожники будут и дальше развивать мобильное приложение в контексте «Личного кабинета».
В планах западносибирских железнодорожников реализация ещё ряда проектов с возможным использованием цифровых технологий. Среди наиболее интересных – создание контейнерно-контрейлерного терминала на станции Мочище, увеличение переработки сборных мелких партий грузов за счёт модульной системы перевозки, организация контрейлерных перевозок по маршруту Новосибирск – Москва – Новосибирск. Кроме того, железнодорожники планируют войти в сегмент рынка обслуживания мест необщего пользования, создать на терминалах Дирекции по управлению терминально-складским комплексом инфраструктуру для погрузки зерна.
Развитие цифровой платформы, по мнению Дениса Рахимжанова, на железной дороге было бы невозможно без инновационного развития: «Мы для себя определили, что важно создать новую среду на железной дороге – инновационную, комфортную для реализации инновационных идей. И совершенно очевидно, что прежде всего нужны изменения в подходах и принципах управления, основанные на новой философии: инновации – это задача всех и каждого, что главная составляющая этапа реализации идей – это образование заинтересованных проектных команд. Нужно выходить за рамки нашей деятельности и формировать подрывные инновации, не боясь экспериментировать, но при этом разумно рассчитывать риски. Как пример совершенно инновационное направление – организация полной цепи поставки продукции с формированием цены и продажей товара в конечной точке потребления, где РЖД выступают агентом или комиссионером».
На Западно-Сибирской железной дороге сегодня создана уникальная инновационная среда, в которую вовлекают работников с помощью различных схем и механизмов. Это и проведение совещаний, и раздача информационных проспектов, и программы по обмену опытом, проведение лекториев, тренингов, обеспечение специальной литературой, неформальное обсуждение по вопросам инновационной деятельности. И конечно, материальное и нематериальное поощрение, карьерный рост и дополнительное образование.
Идеология инновационного развития воплощается в жизнь через вовлечение сотрудников, через развитие их компетенций, через формирование и поддержку команд, подкрепляя их заинтересованность соответствующей материальной и нематериальной мотивацией.
«На железной дороге сегодня генерируют инновационные идеи больше тысячи команд, – пояснил первый заместитель начальника Западно-Сибирской магистрали. – Проекты оценивает группа экспертов, наиболее успешные из них получают финансовую поддержку для совместной с бизнесом реализации. В инновационную деятельность на дороге вовлечены все 55 тыс. работников Западно-Сибирской магистрали. И каждого мы рассматриваем как потенциального инноватора, способного придумать и воплотить, возможно, самую смелую и перспективную идею, которая станет прорывной на дороге, а возможно, на всей сети. Именно с таким подробным и внимательным подходом к творческим идеям специалистов у нас есть возможность получить в итоге хорошие плоды инновационной деятельности».
Западно-Сибирская магистраль активно сотрудничает с региональными технопарками – Новосибирским, Кузбасским. К примеру, дорога сегодня заинтересована в инновационной технологии по исключению пыления угля при погрузке и перевозке. Для ЗСЖД это важнейший вопрос экологии. И ей важно, чтобы лучшие умы в Кузбассе придумали соответствующий инновационный проект.
Подводя итоги панельной дискуссии, в которой также приняли участие представители региональной власти, промышленности и образования, модератор мероприятия – генеральный директор «Сколково Форум» Екатерина Иноземцева – отметила целостность инновационной среды в компании «РЖД» и отдельно на Западно-Сибирской магистрали.
«Мне кажется, железнодорожники крепче многих отраслей экономики сохранили в коллективе своё стремление к новому. По проектам и идеям, уже реализованным и перспективным, ощущается желание компании отвечать сегодняшним требованиям внешней среды, скорость развития которой стремительна. Видно, что коллектив стальной магистрали, учитывая этот фактор, находится в постоянном поиске нестандартных проектов, которые, уверена, позволят компании выдержать самую высокую планку в отношениях с властью, обществом, законом и бизнесом», – заключила Екатерина Иноземцева.
Анатолий Болдырев
Кемерово
СПРАВКА
В 2018 году между ОАО «РЖД» и АО «Технопарк Новосибирского академгородка» с целью долгосрочного сотрудничества подписано соглашение о сотрудничестве. Цель – совместными усилиями развивать инновационную деятельность, внедрять современные технические средства и технологии, использовать результаты интеллектуальной работы по основным направлениям деятельности ОАО «РЖД».
Среди основных направлений – совершенствование технологии перевозочного процесса (новые логистические услуги и решения) и процесса содержания инфраструктуры (новые методы диагностики и мониторинга инфраструктурных объектов и подвижного состава). Также в приоритете цифровизация железной дороги, автоматизация производственных процессов, совершенствование системы обмена данными, моделирование бизнес-процессов, платформы для индустрии Интернета вещей.
Также в рамках соглашения о сотрудничестве учёные и железнодорожники договорились активно применять такие производственные технологии, как промышленная робототехника, 3D-печать, технологии виртуальной реальности и природоохранные, очистка и обеззараживание промышленных отходов.
В документе чётко определены обязанности сторон. Так, технопарк на основе запросов компании организует поиск инновационных решений, обеспечивает их доработку после прохождения научно-отраслевой экспертизы, а также сопровождение стартап-проектов на этапе их внедрения в конкретные процессы.
Со своей стороны, железнодорожники формируют и предоставляют партнёрам актуальные запросы на инновации, обеспечивают экспертизу инновационных решений, формируют уточняющее техническое задание и сопровождение стартап-проектов от ОАО «РЖД» на этапе их внедрения в конкретные производственные процессы. Компания также должна реализовывать стартап-проекты с инновационными решениями.
Open Innovations Startup Tour – самый масштабный проект в России и странах СНГ, направленный на распространение культуры технологического предпринимательства и выявление перспективных инновационных проектов. За 8 лет он побывал более чем в 70 городах, эксперты рассмотрели более 15 000 заявок, поданных на конкурс. Главная цель road show – развитие технологического предпринимательства в стране через стимулирование роста местных инвестиционных сообществ, технопарков и венчурного бизнеса. В 2019 году Open Innovations Startup Tour посетит Кемерово, Омск, Ставрополь, Якутск, Тольятти, Набережные Челны, Липецк, Челябинск, Санкт-Петербург, Новосибирск. Организаторы – фонд «Сколково» и АНО «Сколково Форум».