Центр инновационного развития в рамках ОАО «РЖД» был создан для привлечения инновационных решений, организации инновационной деятельности, сотрудничества со стартап-проектами и привлечения внешних разработчиков, не входящих в холдинг. Об итогах деятельности центра за прошлый год и планах развития на год нынешний «Пульту управления» рассказал начальник центра Александр Зажигалкин.
– Основным открытым инструментом по привлечению инновационных решений для РЖД является автоматизированная система «Единое окно инноваций». Как она работает?
– Этот инструмент позволяет нам на постоянной основе осуществлять целевой поиск внешних инновационных решений по проблемам, в решении которых заинтересован холдинг «РЖД». В апреле прошлого года мы запустили обновлённую версию системы «Единое окно инноваций» для целей совершенствования процедуры отбора стартап-проектов с инновационными решениями и формирования единой базы таких проектов. Новая версия позволила существенно сократить срок первичного рассмотрения инновационных предложений с 30 до 15 дней и улучшить качество поступающих в ОАО «РЖД» обращений. Она обеспечивает полностью автоматизированное управление процессом приёма инновационных предложений, а пользователи могут отслеживать этапность рассмотрения поданных заявок в системе личных кабинетов.
Кроме того, обеспечено сопровождение каждого обращения персональным менеджером проекта, отвечающим за взаимодействие с функциональными дирекциями в ходе рассмотрения предложения. С момента открытия нового «Единого окна инноваций» мы получили 217 предложений, 98 из них отобрано производственными подразделениями холдинга для дальнейшей реализации.
– Каков алгоритм рассмотрения предложений?
– Инновационные предложения проходят необходимые процедуры по их рассмотрению на базе вновь созданного механизма экспертных панелей, к работе которых привлечены ведущие специалисты подразделений холдинга, а также институтов развития и научно-технических организаций. Далее каждый из отобранных проектов проходит рассмотрение функциональными подразделениями.
Работа по формированию экспертных панелей начата летом 2018 года. Уже сформирован пул из 263 экспертов, предложенных нашими институтами научного отраслевого комплекса, железнодорожными вузами, дирекциями и институтами развития. Кандидатуры экспертов были рассмотрены и одобрены рабочей группой по стартапам. Перечень будет расширяться, постоянно пополняясь новыми кандидатами.
По новым направлениям деятельности этот механизм уже отработан и предполагает внедрение рейтинговой оценки экспертов уже в этом году.
– На какие иннновационные решения есть запрос?
– В мае 2018 года центром впервые опробован новый механизм размещения открытого запроса на поиск внешних инновационных решений в интересах холдинга. Первым опубликованным запросом стал поиск инновационных технических и организационных решений по предотвращению аварий на железнодорожных переездах. Второй запрос – поиск решений по предотвращению образования наледи и скопления мокрого снега на подвагонном оборудовании и ходовых частях пассажирских вагонов зимой. Третий – поиск предложений на инновационные технические решения в сфере мобильных быстровозводимых автономных зданий для работников вахтового метода.
Кроме того, мы впервые составили расширенный перечень востребованных для функциональных подразделений ОАО «РЖД» тематик открытых запросов. Получилось более сотни наименований. К приоритетным направлениям следует отнести повышение энергетической эффективности основной деятельности, безопасность и надёжность производственных процессов, развитие, мониторинг и обслуживание инфраструктуры и подвижного состава на основе внедрения инновационных высокопроизводительных технологий, динамические системы управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, инновационные телекоммуникационные решения, научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности. В этом году предполагается провести не менее 12 открытых запросов по ключевым направлениям.
– Какие ещё мероприятия проводит центр для привлечения инновационных предложений?
– В августе и декабре прошлого года опробовали новый механизм для ОАО «РЖД» – День производителя. Летом на территории Рижского вокзала разместило свою продукцию ЗАО МГК «Интехрос», российский разработчик и производитель роботизированной строительной техники. Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев осмотрел экспозицию и провёл расширенное заседание по вопросу возможности применения представленной продукции с участием представителей 26 подразделений РЖД.
В декабре 2018 года прошло заседание по взаимодействию предприятий радиоэлектронного комплекса ГК «Ростех» и РЖД. На выставке продукции предприятий комплекса было представлено более 175 инновационных предложений и новейших разработок для нужд железных дорог.
Я думаю, что формат Дня производителя подтвердил эффективность. В этом году по итогам анализа внутреннего запроса на инновационные решения мы намереваемся провести цикл подобных мероприятий, в том числе с нашими партнёрами из госкорпораций.
Кроме того, мы организовали целевую работу по поиску и обеспечению появления проработанных передовых решений для компании. Также мы направили перечень запросов на внешние инновационные решения лидирующим высокотехнологичным компаниям и инновационным региональным кластерам.
В мае прошлого года ОАО «РЖД» совместно с Минэкономразвития России провело сессию экспресс-презентаций предложений российских компаний технологических лидеров для ОАО «РЖД». В мероприятии приняли участие 45 высокотехнологичных компаний из 13 регионов – участники приоритетных проектов Минэкономразвития «Поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров» и «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Было представлено 51 инновационное предложение по безопасности, инфраструктуре, IT-технологиям, медицине, новым материалам. Сергей Кобзев сформировал поручение по оценке наиболее проработанных инновационных и стартап-решений и формированию предложений о возможности их реализации – эта работа завершилась в III квартале 2018 года. По одобренным заказчиками предложениям будет продолжена работа.
В результате работы с Дирекцией научно-технических программ Министерства науки и высшего образования сформирован расширенный перечень проектов, поддержанных в рамках федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 и 2014–2020 годы».
Вместе с причастными подразделениями холдинга центр провёл работу по ранжированию первоочередных к рассмотрению проектов. В отборе проектов приняли участие 24 подразделения ОАО «РЖД». На презентации, состоявшейся в ноябре прошлого года, было представлено 39 проектов по новым материалам и технологиям в области медицины, экологии и информационных технологий.
В работе трёх секций приняли участие эксперты из 24 подразделений, а также дочерних и зависимых обществ РЖД.
Следующим шагом для участников мероприятия является подача заявок через систему «Единое окно инноваций» на сайте ОАО «РЖД», а также более тесное взаимодействие с заинтересованными в предлагаемых решениях подразделениями.
– Что, кроме инновационных проектов, дают подобные мероприятия подразделениям РЖД?
– Устойчивый опыт взаимодействия с внешней инновационной средой – они помогают с определением наиболее перспективных технологий и партнёров. Хотел бы отметить, что проведение таких сессий – только первый этап работы, далее намечены углублённое изучение предложений и их детальная проработка. Ещё одним результатом стало понимание необходимости значительного повышения вовлечённости в эту работу наших производственных дирекций и филиалов, которые становятся бизнес-заказчиками инновационных решений. Мы намерены продолжать работу в этом направлении и в следующем году.
– Какие проекты удалось привлечь центру за прошедший год и какое развитие они получили?
– В качестве примера перспективных проектов я бы отметил проект по световой индикации железнодорожных переездов. Он отобран в рамках процедуры открытого запроса. В рамках этого проекта предполагается дополнительная подсветка железнодорожных переездов и пешеходных переходов в тёмное время суток для предотвращения ДТП. С помощью набора уникальных линз на проезжей части дороги выполняется подсветка стоп-линии красной световой полосой. С декабря 2018 года проект прошёл успешное тестирование на объекте станции Новосибирск-Главный. Рассматривается вопрос о возможности его тиражирования.
Второй проект – строительство шумозащитных экранов из композитных панелей с применением деревобетона отечественной разработки. Это решение особенно актуально для ОАО «РЖД», поскольку на магистралях присутствуют специфические источники повышенного уровня шума высокой частоты, которые возникают при движении подвижного состава по рельсовому пути и формировании составов поездов на сортировочных станциях, когда вагоны пускают с горки (шум, создаваемый вагонными замедлителями при взаимодействии тормозных шин с ободами колёс, соударение автосцепок, громкоговорящая связь, звуковые сигналы локомотивов и т.д.). Применение стандартных шумозащитных экранов, которые используются в дорожном строительстве, не даёт необходимого эффекта. Центр совместно с филиалами железных дорог прорабатывает вопрос выделения объектов для проведения апробации предлагаемого решения с целью подтверждения заявленных техническо-экономических эффектов.
Это примеры проектов, дошедших пока до стадии практической реализации. А количество проектов, находящихся в той или иной стадии проработки и согласования, исчисляется десятками.
– В каком направлении будет развиваться работа центра в 2019 году?
– Мы предполагаем продолжить работу по формированию перечня потребностей на инновации. Кроме того, у нас в плане создание сети региональных инновационных площадок. Первую такую площадку мы планируем открыть в апреле 2019 года на полигоне Октябрьской железной дороги. Основной задачей этих площадок станет активное взаимодействие с региональными инновационными экосистемами. Они должны стать центрами притяжения инновационной активности, генерации проектов в интересах РЖД и промышленных партнёров холдинга. Мы ставим перед этими площадками задачу создания возможностей для трансфера технологий и коммерциализации разработок научного отраслевого комплекса РЖД. Состав элементов для каждой региональной инновационной площадки будет определяться производственной и научной специализацией региона и развитостью объектов инновационной инфраструктуры в регионе. Такими элементами могут быть инжиниринговые центры и центры коллективного пользования, прототипирования, сертификации, технопарки, индустриальные (промышленные) парки, бизнес-инкубаторы, акселераторы. Они станут полигоном для апробации и внедрения внешних и внутренних инноваций.
Мы продолжим работать над формированием механизмов финансирования с учётом необходимости снижения рисков реализации стартап-проектов. ОАО «РЖД» уже заключены партнёрские соглашения с ООО «ВЭБ-Инновации» и договор по присоединению холдинга к венчурному фонду Сколково «Индустриальный I».
В этом году мы намерены создать специализированную интернет-площадку для взаимодействия ключевых участников работ по стартап-проектам. Интернет-ресурс будет обеспечивать достижение ряда существенных эффектов, в том числе будет направлен на формирование устойчивого потока целевых инновационных предложений и выстраивание тесных коммуникационных связей с инновационным сообществом России.
Беседовал Лев Кадик