Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.
Жан-Жак Руссо
Системное раскрытие правовой природы института контракта жизненного цикла определяется разработанностью законодательных положений, обеспечивающих нормативно-правовую адаптацию инновационных гражданско-договорных отношений хозяйствующих субъектов в формате жизненного цикла. Именно создание в последние три десятилетия в странах Европейского союза и США действенной системы институциональных положений, определившей собой установление соответствующего адекватного нормативно-правового поля, стало залогом эффективного становления на Западе многовариантных видов предпринимательской деятельности в формате контракта жизненного цикла (ранее о контракте жизненного цикла – «Пульт управления» № 3, 2018).
Что же касается России, то в настоящее время формирование видения построения бизнеса на основе контракта жизненного цикла в отечественном бизнес-сообществе складывается по преимуществу только на уровне доктрины и не обрело ещё своего должного закрепления в российском законодательстве, что не даёт целостного и системного форматирования понятия контракта жизненного цикла как института гражданско-правовых договорных взаимоотношений и тем самым создаёт правовые риски для потенциальных инвесторов, снижающие их интерес к заключению долгосрочных контрактов такого рода на нашем экономическом ландшафте.
Здесь достаточно заметить: в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) вообще не нашло своего закрепления такое правовое понятие, как «контракт жизненного цикла», что объективно приводит при установлении договорных отношений к правовой неопределённости ввиду отсутствия законодательно выраженных дефиниций и к использованию соответствующей терминологии в бизнес-лексиконе лишь на смысловом уровне.
Вместе с тем при отсутствии в отечественном законодательстве гражданско-правового определения понятия «контракт жизненного цикла» трактование заключения контракта в формате жизненного цикла как способа взаимодействия субъектов экономического пространства всё же получило своё терминологическое определение со вступлением в силу с 01.01.2014 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ от 05.04.2013).
Так, ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ определяется правомерность заключения в случаях, установленных Правительством РФ, контракта, предусматривающего закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание и ремонт, при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, что и регламентируется как контракт жизненного цикла.
Также предусматривается, что предметом такого рода контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
При этом в соответствии со ст. 34 закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства РФ «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» от 28.11.2013, № 1087 (далее – Постановление № 1087), вступившим в силу с 01.01.2014, устанавливается конкретный перечень выполнения работ и закупок, осуществляемых в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством заключения контракта жизненного цикла.
В представленный в Постановлении № 1087 перечень входит выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог, инфраструктуры морских и речных портов, аэропортов, объектов системы коммунальной инфраструктуры, объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, уникальных объектов капитального строительства, а также закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, воздушных судов, морских и речных судов.
Тем самым представляется очевидным, что сфера действия как закона № 44-ФЗ, так и Постановления № 1087 замыкается исключительно на регулировании правоотношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также на обеспечение гласности и прозрачности их проведения для предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Как следствие, приходится констатировать: хотя трактование контракта жизненного цикла на российском законодательном поле довольно сходно с тем понятием, которое используется в мировой практике, однако, в отличие от выработанных международно-правовых принципов заключения и исполнения контракта жизненного цикла нормативные положения закона № 44-ФЗ, равно как и установочные позиции Постановления № 1087, не форматируют институт контракта жизненного цикла как предмет гражданско-правового регулирования, а лишь определяют его в качестве одного из видов государственных и муниципальных контрактов, имеющих смешанный характер.
Сложившееся положение дел порождает необходимость определиться с ответами на два правоустанавливающих вопроса в отношении юридической природы контракта жизненного цикла. Во-первых, представляется ли легитимным заключение контракта жизненного цикла по российскому законодательству в широком предпринимательском понимании при выстраивании гражданско-правовых договорных отношений. Во-вторых, является ли контракт жизненного цикла отдельным видом договора.
В отношении того, что заключение контракта жизненного цикла легитимно, свидетельствует закреплённый п. 2 ст. 421 ГК РФ гражданско-правовой принцип свободы договора, согласно которому стороны обладают диспозитивной нормой права заключения договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного законодательством или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 4. ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В свою очередь, вполне правомерным просматривается также и идентификация контракта жизненного цикла как примера особого вида договора, поскольку он представляет собой смешанный договор ввиду комплексности построения и регулирования его предмета на стыке различных правовых сфер. Обоснованность такого заключения определяется тем, что, согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ, стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
На практике контракт жизненного цикла, будучи по своей юридической природе смешанным договором, сочетает в себе содержательные элементы таких предусмотренных ГК РФ видов гражданско-правовых договоров, как договор поставки, договор подряда, договор на выполнение проектно-изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договор возмездного оказания услуг и т. п. Отсюда вполне обоснованным предстаёт вывод, что контракт жизненного цикла правомерно совершать, основываясь на соответствующих действующих нормах ГК РФ.
Совершенно очевидно также и то заключение, что предметом контракта жизненного цикла является совокупность стадий жизненного цикла продукции, что получило своё адекватное выражение в законе № 44-ФЗ.
Здесь следует заметить, что впервые в отечественной нормативной документации определение понятия жизненного цикла продукции дано в Рекомендациях «Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93», утверждённых приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993, № 18 (далее – Рекомендации), в которых (пункт 1.4.1.) жизненный цикл продукции определяется как совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания её эксплуатации или применения.
При этом жизненный цикл продукции рассматривается не как временной период существования продукции данного типа (одного наименования и обозначения), а как процесс последовательного изменения её состояния, обусловленный видом производимых на неё воздействий.
Достойно также внимания то обстоятельство, что данное в Рекомендациях определение жизненного цикла продукции предстаёт концептуально выраженным понятием, которое получило свою последующую интерпретацию в действующих на настоящее время российских нормативно-правовых документах, регламентирующих управление жизненным циклом продукции в зависимости от её функциональной специфики.
Так, согласно пункту 3.5. Национального стандарта РФ «Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Средства информационной поддержки жизненного цикла продукции. Безопасность информации. Основные положения и общие требования», введённого в действие с 01.07.2007 в формате ГОСТ Р 52611-2006 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2006 № 304-ст (далее – ГОСТ Р 52611-2006), жизненный цикл продукции рассматривается как совокупность взаимоувязанных процессов (этапов) создания и последовательного изменения состояния продукции, обеспечивающей потребности заказчика.
Вместе с тем, согласно пункту 3.1.1. Национального стандарта РФ «Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения», введённого в действие с 01.01.2011 в формате ГОСТ Р 53791-2010 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.05.2010 № 85-ст (далее – ГОСТ Р 53791-2010), жизненный цикл продукции характеризуется как совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при её создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации (с избавлением от отходов путём их утилизации и/или удаления).
В свою очередь, согласно п. 6 раздела 2. Межгосударственного стандарта «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения», введённого в действие с 01.01.2014 в качестве Национального стандарта РФ в формате ГОСТ 31539-2012 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2012 № 1171-ст (далее – ГОСТ 31539-2012), жизненный цикл железнодорожного подвижного состава трактуется как совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований к потребительским свойствам и техническим параметрам железнодорожного подвижного состава, а также процессов его создания, применения и утилизации.
И наконец, согласно пункту 3.1.2. Национального стандарта РФ «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения», введённого в действие с 01.07.2017 в формате ГОСТ Р 15.000 2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.10.2016 № 1540-ст (далее – ГОСТ Р 15.000-2016), жизненный цикл продукции определяется как совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения продукции от обоснования её разработки до окончания эксплуатации и последующей ликвидации.
Наряду с этим в рассматриваемых российских нормативно-правовых документах также имеются и определённые специфические различия в аспекте определения стадий жизненного цикла продукции. Так, согласно пункту 4.2. ГОСТ Р 52611-2006, жизненный цикл продукции, представленный в табулированном виде, складывается из следующих этапов: маркетинг; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка процессов закупки; производство или предоставление услуг; упаковка и хранение; реализация; установка и ввод в эксплуатацию; техническое обслуживание; эксплуатация; утилизация.
Вместе с тем, согласно пункту 4.2. ГОСТ Р 53791-2010, жизненный цикл продукции производственно-технического назначения включает в себя следующие стадии: обоснование разработки; разработка технического задания; проведение опытно-конструкторских работ; производство и испытания; модернизация; использование (эксплуатация); ликвидация (с избавлением от отходов путём их утилизации и/или удаления).
В то же время, согласно пунктам 12.–17. раздела 2. ГОСТ 31539-2012, жизненный цикл железнодорожного подвижного состава рассматривается как состоящий из следующих стадий: определение исходных требований; разработка; производство; эксплуатация; модернизация; утилизация.
В свой черёд, согласно пунктам 4.4. и 4.5. ГОСТ 15.000-2016, жизненный цикл продукции подразделяется на следующие стадии: исследование и проектирование; разработка; изготовление (производство); поставка; эксплуатация (потребление, хранение); ликвидация, – каждой из которых даётся обстоятельное трактование.
Необходимо особо отметить: к настоящему времени наиболее полно раскрыто содержание понятия жизненного цикла и составляющих его стадий применительно к продукции военного назначения, что получило своё нормативное выражение в Национальном стандарте РФ «Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Общие положения», введённого в действие с 01.09.2015 в формате ГОСТ Р 56135-2014 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.09.2014 №1155-ст.
Существующая в российском нормативно-правовом поле возможность разнообразного трактования понятия жизненного цикла продукции и её отдельных стадий приводит некоторых экспертов к суждению, что реализация контракта жизненного цикла возможна также и посредством заключения концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005, № 115-ФЗ (далее – закон № 115-ФЗ). Такая точка зрения аргументируется тем, что, согласно п. 2 ст. 3. закона № 115-ФЗ, концессионное соглашение является договором, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и включает в себя длительный период жизни объекта. При этом к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из закона № 115-ФЗ или существа концессионного соглашения.
Тем самым концессионное соглашение, подобно контракту жизненного цикла, также является по своей структуре смешанным договором, на чём, собственно говоря, и строится умозаключение об их определённой гражданско-правовой общности. Вместе с тем, по нашему убеждению, контракт жизненного цикла и концессионное соглашение – это два различных по своему гражданско-правовому содержанию вида договоров, принципиально отличающихся парадигмой построения взаимоотношений между сторонами сделки.
Так, в случае заключения контракта жизненного цикла объект договора находится в собственности и управлении заказчика, который извлекает выгоду от его эксплуатации, тогда как подрядчик на возмездной основе осуществляет выполнение работ и услуг на всех этапах жизненного цикла продукции.
В свою очередь, концессионное соглашение в аспекте построения имущественных отношений между сторонами сделки имеет совершенно иную правовую природу, поскольку, согласно п. 1. ст. 3 закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, предметом контракта жизненного цикла является обретение заказчиком произведённого подрядчиком объекта в свою собственность для его использования в производственной деятельности с целью повышения клиентоориентированности, конкурентоспособности и рентабельности бизнеса. В то же время предметом концессионного соглашения является предоставление концедентом, являющимся собственником имущества, права на его владение и пользование концессионеру на срок, установленный таковым соглашением.
Таким образом, характеристичное отличие концессионного соглашения от контракта жизненного цикла состоит в том, что оно в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта концессионером. В целом же проведённое нами рассмотрение позволяет прийти к заключению: как публично-правовые признаки, так и предмет контракта жизненного цикла позволяют вести речь о его самостоятельном месте в системе предпринимательских договоров.
Вместе с тем отсутствие нормативно определённого понятия контракта жизненного цикла и имеющаяся потенциальная конкуренция норм закона № 44-ФЗ и закона № 115-ФЗ приводят к правовой неопределённости и порождают возможные коллизии их трактования, что предопределяет собой целесообразность развития российского законодательства в отношении институализации контракта жизненного цикла как самостоятельного, отдельного типа договора с определением сферы его применения.
При этом показательно, что институализация построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла посредством его понятийного закрепления в российском законодательном поле не требует существенной модернизации нормативно-правовой базы – достаточно введения определённых корректирующих уточнений, а также принятия соответствующих подзаконных актов, определяющих характеристические признаки, порядок формирования и ведения такого рода бизнес-отношений.
Тем самым, по нашему мнению, российское законодательство адекватно выполнило бы праворегулятивную функцию в отношении целостного видения и базисной определённости построения бизнес-отношений, если бы вместо введения половинчатых установлений релевантно определило гражданско-правовое понятие «контракт жизненного цикла».