Работа за идею

Работа за идею

Волонтёрское движение важно для государства и людей
Нынешний год объявлен в России Годом волонтёра. Армия российских добровольцев насчитывает 3,8 млн человек, из них около 60 тыс. работают в ОАО «РЖД». Начало добровольческому движению в компании положено шесть лет назад – со старта проекта «Эстафета добрых дел» на Южно-Уральской дороге. Участники этого проекта, как и их последователи – команда «Волонтёры БАМа» (Дальневосточная, Восточно-Сибирская, Забайкальская дороги) и отряд ЗабЖД «Дорога добра», – помогают ветеранам и воспитанникам детских домов. Волонтёрами являются не только представители молодёжи, но и работники среднего возраста, а также активные неработающие пенсионеры. «Пульт управления» выяснил историю развития волонтёрского движения в мире.


Без денежного содержания

Впервые широкое волонтёрское движение возникло на Западе в XIX веке и было связано с войнами и строительством железных дорог. В 1861 году в США вспыхнула Гражданская война – за сохранение единства страны и отмену рабства. Она унесла более 600 тыс. жизней, и очень скоро выяснилось, что регулярной армии для победы недостаточно. Президент Авраам Линкольн предложил осуществить набор волонтёров среди гражданского населения. Его особенностью должна была стать полная добровольность вступавших в армию и... отсутствие денежного содержания, взамен которого было введено натуральное довольствие, а чуть позже в качестве вознаграждения обещались земельные наделы. Но подобные меры не привели к увеличению численности солдат, так что в итоге правительство установило обязательные ежемесячные выплаты, но сохранило главное условие волонтёрского движения: добровольный характер службы в вооружённых силах. Впрочем, через год пришлось отказаться и от этого и ввести всеобщую воинскую повинность, но уже к 1870 году о принципах волонтёрства вспомнили в связи с бумом железнодорожного строительства.


Бум железнодорожного строительства

После окончания войны сооружение железных дорог оказалось в руках частных компаний. Их логика была простой: на определённых работах можно использовать массовый труд, не требующий квалификации или профессиональных знаний и умений. Изначальное желание сэкономить вскоре привело к необычным последствиям, так как множество молодых людей получили первый опыт работы, причём весьма сложной технически. Для их обучения прямо на местах были организованы школы и трудовые лагеря. Кроме того, молодёжные христианские организации очень быстро стали проявлять интерес к участию в волонтёрском движении. Точных подсчётов численности этой первой волонтёрской волны не проводили, но в целом на железнодорожных работах трудились около 30 тыс. молодых людей, и многие решили связать свою жизнь с железными дорогами.

Американский историк Марк Стейнберг пишет о том, что у волонтёра всегда было преимущество по сравнению с профессионалом: «У этих людей не было и намёка на трудовую усталость или классовую солидарность. Не зная предстоящих трудностей, они их и не боялись. Целью волонтёров была работа за идею, которая и позволяла им совершать настоящие подвиги на масштабных стройках XIX века».


Все возрасты покорны

В XX столетии положение дел изменилось. Прежде всего труд волонтёров перестал быть непрофессиональным: теперь волонтёрское движение крайне редко привлекалось к тем отраслям, где была бы необходима просто массовая сила, – на смену пришли квалифицированные рабочие. Кроме того, участие волонтёров стало поощряться государством и частными компаниями, а иногда и оплачиваться. Ещё одно важное изменение коснулось «повзросления» волонтёров: сейчас во многих странах это люди среднего возраста, успевшие реализоваться в своей профессиональной области. Неизменным остался религиозный характер участия многих волонтёров, к примеру в США это идейное содержание даже усилилось. Американская социологическая служба сравнивала волонтёрство с опытом взросления – особенно важным для молодых людей, – при этом выделяя два главных качества волонтёрской работы: энтузиазм и целиком добровольный характер. Идейность волонтёров позволяет им преодолевать те трудности, которые иногда могут остановить и профессионалов, а инициативность гарантирует, что волонтёры преданы своему делу душой и сердцем. В социологическом портрете современного волонтёра о нём говорится как о человеке, «который работает не только для других, но и с другими и умеет воспринимать проблемы других как свои собственные». Оказывая помощь безвозмездно, из побуждений человечности, волонтёр повышает и свою самооценку, и качество жизни: по статистике, собранной психологической службой волонтёрских организаций США, волонтёры обладают стабильной и устойчивой психикой.

В XX веке деятельность волонтёров оказалась тесно связана с благотворительными организациями. Для множества людей было очевидно, что государству не хватает своих ресурсов для решения всё новых масштабных проблем. С целью координации движения возникают первые национальные организации волонтёров, объединяющие уже многие тысячи людей. Профессор Марк Стейнберг рассказывает об этом так: «В XX веке наши надежды на государство оказались во многом преданными. Мы не могли рассчитывать на его честность. Мы уже не были уверены в том, что оно в состоянии позаботиться о своих гражданах. И в этом смысле выбор, который совершал человек, становясь волонтёром, сразу освобождал от сомнений. Есть кто-то, кому нужна помощь. Или помогаешь ты – или, к сожалению, никто. Разумеется, волонтёрство не может мыслиться без институтов демократии, гражданского общества и самоуправления. Мы постоянно проводим новые социологические исследования среди волонтёров, просто чтобы понять, может ли человечество выжить, опираясь на свои собственные силы. И главный вывод, к которому мы пришли, стал для нас полной неожиданностью: очень многие люди идут в волонтёры потому, что они сами нуждаются в помощи и могут понять, как она необходима другим. Мы и считаем это солидарностью. Если ты не помогаешь себе сам, то вряд ли тебе поможет кто-то другой, но можно помочь себе, помогая при этом другим. Это, наверное, главное». Напомним, что именно из волонтёрского движения – добровольных отрядов – вырос Российский корпус спасателей, ставший 25 лет назад Министерством по чрезвычайным ситуациям.


Професссиональная подготовка

Сегодня с волонтёрами практически всегда взаимодействуют государственные организации, в чьи задачи входит налаживание максимально эффективной работы, нацеленной на достижение результата. Волонтёров инструктируют профессионалы, с ними работают психологи и социологические службы. Так, перед участием в поисковых или спасательных работах волонтёры получают необходимые знания от медиков и пожарных.

Марк Стейнберг делится своим взглядом: «Наша цель – понять в каждом отдельном случае, что толкнуло человека стать волонтёром именно в этой ситуации, почему он решил принять участие в борьбе с той или иной проблемой. Чем лучше мы будем понимать психологию волонтёров, тем выше шансы на то, что в критической ситуации, когда, возможно, даже государственная власть окажется бессильной, нас спасут именно эти люди. Это забота о нашем будущем». Социологи отмечают, что волонтёры, представляя общество, могут решать некоторые задачи лучше, чем государство. Сам же волонтёрский опыт приносит неожиданные результаты в основной профессии: волонтёры как работники отличаются в целом высокой эффективностью. Волонтёрское движение позволяет множеству людей оказывать помощь напрямую, минуя государственные инстанции. Многие люди, участвовавшие в самых разных волонтёрских проектах, говорили о том, что главное удовлетворение им приносила та польза, которую они приносили нуждавшимся в ней.

Другой важный критерий современного волонтёрства – его периодичность. Большинство благотворительных и волонтёрских организаций предпочитают не столько массовость, сколько постоянство участия волонтёров. Важно, чтобы каждый волонтёр хотя бы раз в неделю посещал дом престарелых. «Понятно, что никто не может и не будет просить его об этом, но на встречах волонтёрских групп мы разъясняем, что такие постоянные (пусть и редкие) контакты ценнее разовых, даже с большим количеством участников, – говорит Стейнберг. – Самая амбициозная волонтёрская программа, над которой мы работаем уже почти десять лет, может быть названа «семейной». Суть её в том, чтобы привлекать к волонтёрству целую семью. Мы уже давно доказали, что это укрепляет семейные отношения, а сейчас внедряем новый проект. Дело в том, что во многих больницах есть дети, оставшиеся без попечения родителей, которым, понятное дело, всё равно необходима семья, и мы предложили отдавать таких детей на стадии ремиссии в приёмные волонтёрские семьи. Речь не идёт об усыновлении или удочерении в обычном смысле слова – слишком уж деликатна ситуация, с которой мы работаем, но несомненно, что помочь таким детям, устроив их в волонтёрскую семью, мы можем».

Пожалуй, самой волнующей страницей современной истории волонтёрского движения является взаимодействие добровольцев с людьми с ограниченными возможностями.

Марк Стейнберг так характеризует современную ситуацию с волонтёрским движением: «Может показаться странным, что в некоторых случаях мы отдаём предпочтение волонтёрам перед профессионалами и берём в наши проекты всех, никому не отказывая и даже особо ценя людей с непростым прошлым, которым понадобилась ресоциализация. В действительности наш менеджмент прост донельзя: те, кто на самом деле хочет чему-то научиться за время волонтёрской службы, сделают это. Всё зависит от личного желания. Формально мы сокращаем расходы, но разница не так уж велика: мы отвечаем за обучение волонтёров, их соответствующее снаряжение и все страховые случаи, которые пусть и очень редко, но всё-таки происходят. Помогаем ли мы в чём-то людям? О да. Волонтёры получают уникальный опыт общения, не совпадающий с привычным социальным пространством. Их группы действуют гораздо ответственнее, чем большинство граждан страны. Я думаю, что волонтёрство в любом его виде делает жизнь человека осмысленнее и осознаннее».


Принцип независимости

Ещё один неизменный принцип волонтёрского движения – его независимость. Волонтёры по-прежнему не могут быть связаны с государственными или правительственными организациями, иначе потеряют свободу действий. Согласно закону о волонтёрских организациях в США и Канаде, волонтёры не могут получать даже снаряжение от государства, только от частных спонсорских компаний. Благодаря этому волонтёрское движение действительно представляет общество в самом полном смысле этого слова. Кроме того, у современных волонтёров есть огромное преимущество перед теми, кто представляет различные профессиональные структуры. Люди, выразившие желание добровольно участвовать в поисково-спасательных операциях или помогать в проведении масштабных мероприятий, по определению не могут быть не приняты на волонтёрскую службу – это отражено в законодательстве.
Сегодня главные принципы волонтёрского движения, изложенные в Хартии волонтёрского движения ООН, таковы: бескорыстие (волонтёр не преследует какую-либо личную выгоду и не ищет материального удовлетворения за свою помощь), целеустремлённость (волонтёр стремится к достижению определённой цели, чтобы добиться изменения к лучшему в жизни других людей) и законность (волонтёр обладает достаточными качествами и средствами, чтобы оказывать помощь другому с его согласия), осмысленность (волонтёр откликается на действительные нужды других людей – это не работа, не хобби или развлечение, но следование осознанной потребности помогать).

Владимир Максаков

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности
Максим Дорофеев
«Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», серия «МИФ Бизнес» 2023 год
Договориться можно обо всём. Как добиваться максимума в любых переговорах
Гэвин Кеннеди
«Договориться можно обо всём. Как добиваться максимума в любых переговорах». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу
Джим Лоулесс
«Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу». Издательство «БОМБОРА» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru