Борьба за безопасность на железнодорожных переездах – дело всей сети, где используются 11 тыс. переездов. «Необходимо совместно с Министерством транспорта РФ, ГИБДД, общественными организациями сформировать план конкретных мер и вынести его на правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения, – отмечал на совещании в июне глава холдинга Олег Белозёров.– Это должна быть системная работа на всех уровнях, включая регионы».
Для предупреждения ДТП компанией проводится работа по модернизации железнодорожных переездов и оборудованию их современными предупредительными и заградительными устройствами. Так, в этом году планируется провести капитальный ремонт 128 переездов. Будет заменено асфальтовое покрытие на проезжей части 795 пересечений автомобильных и железных дорог. Устройствами заграждения будут оснащены ещё 19 объектов, всего УЗП к настоящему времени оборудовано более 1800 переездов. Кроме того, на 127 переездах в 2018 году появятся камеры видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Всего в этом году на улучшение технического состояния переездов и внедрение обустройств, обеспечивающих повышение уровня безопасности, ОАО «РЖД» направит 0,8 млрд руб.
Имитатор радара
К сожалению, статистика последних семи месяцев показывает, что на Горьковской железной дороге количество ДТП не снижается.
Способов изменить ситуацию здесь видят несколько. Один из них – заставить водителя почувствовать, что он не останется безнаказанным, если поторопится выехать на пути под красный сигнал светофора. На дороге принято решение до начала осени восстановить работу всех систем видеонаблюдения, установленных в точках пересечения путей и автомобильных дорог и по каким-то причинам переставших действовать. Также до конца года на восьми переездах в разных регионах дороги будет смонтировано дополнительно восемь систем фотовидеофиксации.
Наказание за нарушение правил пересечения железной дороги сейчас ощутимое, запоминающееся на долгие годы. Но, чтобы такое решение принял суд, мало одной только работы систем видеонаблюдения – требуются документирование, немедленная фоторегистрация факта.
В 2017 году такая техническая возможность появилась на пяти переездах в Нижнем Новгороде и его окрестностях: на выездах из города в сторону Балахны и Дзержинска, у остановочного пункта Кооперативная, станций Кстово и Ройка. Техника была установлена в рамках реализации заключённого между правительством Нижегородской области, ГКУ ПО «Центр безопасности дорожного движения» и ПАО «Ростелеком» инвестиционного соглашения и подключена в режиме реального времени к Единому ситуационному центру ГИБДД. В результате за время её работы было вынесено 1,3 тыс. постановлений о наказании нарушителей правил пересечения железнодорожных путей.
Семь подобных систем также смонтировано в Татарстане. Из них четыре – в Казани, Зеленодольске и их окрестностях – уже начали передачу данных в ГИБДД республики. До конца 2018 года системами фотовидеорегистрации будут оборудованы ещё восемь железнодорожных переездов, где поток автомобилей особенно велик: в Кирове, Волжске, Ижевске, Чебоксарах, в окрестностях Йошкар-Олы и на линии Свияжск – Ульяновск.
«В будущем году ожидается поступление 45 комплексов фотовидеофиксации на сумму 108 млн руб., – рассказал начальник службы пути Горьковской дирекции инфраструктуры Сергей Фатеев. – Разработана перспективная программа установки комплексов фотовидеофиксации на 141 железнодорожном переезде. Эта программа рассчитана до 2025 года».
Также 138 переездов будут оборудованы комплексами видеонаблюдения.
Дорога предложит региональным властям присоединиться к этой работе, как это сделано в Нижегородской области.
По данным МВД РФ, с которыми познакомил на одном из совещаний своих коллег начальник Горьковской дирекции инфраструктуры Александр Морозов, работа системы видеофиксации, установленной на переезде, в среднем в последние годы приносила в бюджеты в виде штрафов 2,3–2,5 млн руб. при собственной стоимости около 3 млн руб. Так что окупиться она может за полтора года.
И конечно, на дороге продолжается разработка технических решений и инновационных технологий, которые помогли бы обеспечить безопасность на переездах. Разработан, например, проект дополнительного внедрения светового оборудования, которое проецировало бы на дорожное полотно переезда трёхмерную голограмму опасной зоны. Это обязательно привлечёт внимание водителей и заставит своевременно остановить автомобиль, если мигает красный светофор.
«Также подготовлено рационализаторское предложение «Установка имитатора радара на железнодорожном переезде», – рассказал главный ревизор по безопасности движения – заместитель начальника дороги Шевкет Асанов. – Оно нацелено на повышение дисциплины водителей. Это устройство создаёт радиосигнал, аналогичный тому, что излучают измерители скорости дорожного движения. Устанавливается оно на опоре освещения переезда по направлению движения автотранспорта. Антирадар, установленный в автомобиле, принимает излучаемые волны и предупреждает о приближении к радару, тем самым повышая внимание и бдительность водителя».
Молодые специалисты – дежурные по станции Юдино Максим Винокуров и Игорь Черемнов предложили новое решение проблемы переездов и заняли третье место в дорожном конкурсе «Безопасная магистраль». Это устройство, которое с переезда в автоматическом режиме заблаговременно подавало бы в кабину локомотива сигнал о занятости переезда. Оно использует отечественные охранные датчики – недорогие, простые в установке и эксплуатации. Важно их правильно разместить, чтобы они смогли фиксировать на переезде не только крупногабаритный транспорт, но и мотоциклы. И в случае опасности включали бы голосовое сообщение для машиниста. Проект находится сейчас в стадии доработки.
Лазер и видеокамера вместо деревяшки
В Галичской дистанции пути Северной дирекции инфраструктуры применили современные цифровые технологии для обеспечения безопасности на переездах. Сегодня на большинстве переездов сети РЖД контроль уровня нижнего габарита подвижного состава осуществляется, скажем прямо, дедовским методом – с помощью деревянной планки, которая устанавливается между рельсами. «Цифровизация этого процесса позволит гораздо более эффективно выявлять и идентифицировать нарушения габарита, угрожающие безопасности движения, а также снизить трудозатраты и минимизировать задержки поездов», – уверен главный инженер Галичской дистанции пути Дмитрий Соколов.
Согласно действующей технологии, планка УКНГ (уровень контроля нижнего габарита) устанавливается перед настилом охраняемого переезда. После прохождения поезда её осматривает дежурный по переезду и в случае повреждения сообщает дежурному по станции и путейцам. Затем диспетчер принимает решение об остановке поезда, помощник машиниста идёт вдоль состава, пытаясь визуально выявить нарушение нижнего габарита локомотива и вагонов.
«Определить причину излома планки УКНГ часто так и не удаётся даже при последующем осмотре поезда специалистами вагонного хозяйства, – поясняет Дмитрий Соколов. – Планка может сломаться, например, от падения льда или сыпучего груза, её могут задеть свисающие с локомотива трубки подачи песка под колёсную пару».
Задержки поездов, отвлечение персонала для поиска нарушений габарита, нахождение дежурного по переезду в зоне повышенной опасности – вот далеко не полный перечень недостатков действующей технологии. Но и отказываться от контроля габарита нельзя: волочение деталей подвижного состава или развал груза могут привести к повреждению настила переезда, а то и к сходу поезда.
«Мы разработали и внедряем на переезде станции Антропово систему мониторинга с использованием барьерных лазерных датчиков контроля движения и встроенной мини-видеокамеры, – рассказывает Дмитрий Соколов. – Во время проследования подвижного состава при пересечении любым предметом инфракрасного луча, выполняющего роль планки УКНГ, у дежурного по переезду срабатывает сигнализация. Одновременно MMS-камера, осуществляющая съёмку подвагонного пространства, фиксирует причину нарушения габарита и производит моментальную рассылку фото- и видеоматериалов на электронные адреса и мобильные телефоны причастных специалистов. А те на основе полученных материалов оценивают риски и принимают решение остановить поезд либо дают команду продолжать движение».
Сейчас технология обкатывается в режиме опытной эксплуатации. По мнению разработчиков, её можно будет широко применять на охраняемых переездах сети РЖД. Нововведение позволит быстро определять истинную причину нарушений нижнего габарита подвижного состава, предотвращать неоправданные задержки поездов на станциях и перегонах. Участие персонала в процессе сводится к минимуму, что делает его работу безопаснее и экономит трудовые ресурсы. А предполагаемый годовой экономический эффект только на одном переезде станции Антропово составит 180 тыс. руб.
«Данное техническое решение ляжет в основу еще одного проекта повышения безопасности движения на переездах, который планируем реализовать до конца года, – добавляет Дмитрий Соколов. – При появлении на переезде автомобиля перед проследованием поезда информация об этом будет поступать в режиме онлайн на мобильные телефоны локомотивной бригады. На мой взгляд, это позволит без серьёзных материальных вложений снизить аварийность переездов, не оборудованных устройствами заграждения».
Информация и вибрация
На ЗабЖД также внедряют технические решения для повышения безопасности движения на переездах. К примеру, на переездах станций Харагун и Сохондо Забайкальской магистрали установили информационно-предупредительные системы. Проект разработан в дорожном конструкторско-технологическом бюро.
Информационные светодиодные панели размещены на двух порталах, установленных по обеим сторонам пересечения с путями. Панели расположены на обеих сторонах каждого портала для дублирования информации о поездной обстановке для водителей транспортных средств, у которых портал на своей стороне переезда находится вне зоны видимости. Когда приближается поезд, извещение об этом появляется на панелях.
«Эти системы сделаны для дополнительного оповещения водителей о поездной обстановке на неохраняемых переездах с целью снижения аварийности и обеспечения безопасности движения поездов и автотранспорта», – рассказала инженер отдела эксплуатации службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры Екатерина Гребенник.
Кроме того, для снижения аварийности и психологического воздействия на нарушителей Правил дорожного движения рядом с железнодорожным переездом станции Разъезд № 83 Забайкальской дороги установили «памятник» пострадавшему в аварии автомобилю. Причём повреждена именно боковая часть кузова машины, что напоминает последствиях от удара локомотивом.
«Надеемся, такой «памятник» поможет остановить многих лихачей», – пояснил главный инженер Маргуцекской дистанции пути Забайкальской дирекции инфраструктуры Андрей Селивёрстов.
Ещё одно техническое решение, которое планируется реализовать на дороге до конца лета, – это установка на переездах с интенсивным движением поперечных шумовых полос. Ими запланировано оборудовать переезды, расположенные на 7893‑м км (станция Возжаевка) и на 101-м км (Моховая Падь – Благовещенск) в Амурской области.
Как уточнили в службе пути, шумовые полосы – это специально прорезанные фрезой или, наоборот, наплавленные неглубокие частые неровности на асфальте. Такое дорожное полотно во время езды автомобиля издаёт специфический шум. Плюс возникает вибрация. Это заставляет водителей снизить скорость и одновременно подготовиться к опасному месту дороги, сконцентрироваться, быть более внимательным.
Николай Морохин,
Николай Порецкий,
Сергей Донцов