СШХ выходит на старт
Распоряжение № 1663-р о заключении концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Обская – Салехард – Надым (Северный широтный ход, СШХ) подписано председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 8 августа текущего года. Согласно документу концессионером выступит ООО «СШХ», концедентом – «Росжелдор». Концессионное соглашение будет подписано в течение месяца.
В рамках концессии будут построены более 350 км железнодорожного пути, мосты через реки Обь и Надым. Строительство СШХ запланировано на 2018–2023 годы. Концессионное соглашение действует до 31 декабря 2052 года. Концессионер предоставит концеденту безотзывные банковские гарантии: банковскую гарантию финансового закрытия в размере 10 млн руб. в день заключения концессионного соглашения; банковскую гарантию строительства в размере 1 млрд руб. в срок не более чем за 30 дней до начала строительства; банковскую гарантию эксплуатации в размере 100 млн руб. в срок не более чем за 30 дней до даты ввода в эксплуатацию. Прогнозируемый объём перевозок – 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). ОАО «РЖД» в рамках своей инвестпрограммы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги. ПАО «Газпром» обеспечит завершение строительства и ввод в эксплуатацию собственной железнодорожной линии Надым – Пангоды (104 км).
Специальная проектная компания (ООО «СШХ») по концессионному соглашению обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. Будут построены железнодорожная часть мостов через реку Обь и реку Надым и подходы к ним, а также новый железнодорожный участок Салехард – Надым (353 км). Об истории замысла строительства СШХ читайте на стр. 32–35.
Единые правила безопасности
Минтранс РФ предложил внести поправку в Федеральный закон № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Разработчики намерены дополнить закон следующим положением: «Участники перевозочного процесса должны применять систему управления безопасностью движения, разработанную в соответствии с Правилами разработки и применения системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте, установленными Правительством Российской Федерации».
Поправка потребовалась для выполнения международных обязательств, а именно положений Правил доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Евразийского экономического союза, говорится в пояснительной записке. В настоящее время в законодательстве РФ в области железнодорожного транспорта отсутствуют правовые нормы по наличию у участника перевозочного процесса системы управления безопасностью, а также правила по разработке этой системы – каждый перевозчик руководствуется правилами, принятыми в компании.
Целью является создание единого порядка управления безопасностью движения, сообщили в Минтрансе РФ.
В случае принятия поправок в закон они вступят в силу через 180 дней со дня их официального опубликования.
В 2019 году РЖД перейдут на налоговый мониторинг
С 2019 года ОАО «РЖД» присоединится к системе дистанционного налогового мониторинга. Для расширенного информационного взаимодействия налоговики получат on-line-доступ к информационным системам холдинга, которые используются для ведения бухгалтерской и налоговой отчётности. «Переход на налоговый мониторинг является новым прогрессивным этапом взаимоотношений ОАО «РЖД» и налоговых органов», – считает генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Среди крупнейших налогоплательщиков России ОАО «РЖД» занимает седьмое место. За 2017 год компания перечислила в бюджеты 78 субъектов РФ 311 млрд руб., что на 8% больше по сравнению с предыдущим годом. За 2017 год представлено свыше 4 тыс. налоговых деклараций и авансовых расчётов, направлено 19 тыс. ответов на требования налогового органа. Для ведения учёта и подготовки отчётности в компании задействовано 13 тыс. сотрудников, в том числе 2300 налоговых специалистов.
«Предоставление РЖД удалённого доступа к своим системам является стратегическим проектом для ФНС России. Действующие участники налогового мониторинга используют витрины данных, в которые из информационных систем частично выгружаются необходимые налоговой документы. Это снижает административное давление, трудозатраты и повышает прозрачность налогоплательщика», – говорит руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.
Курагино – Кызыл посчитают по осени
Строительство железной дороги Курагино – Кызыл начнётся осенью этого года, сообщил врио губернатора Красноярского края Александр Усс в ходе инвестиционного форума «Развитие южных территорий Красноярского края».
Строительство железной дороги из Тувы с выходом на Транссиб изменит объёмы поставок угля из республики и создаст предпосылки для нового роста на юге края с созданием тысяч новых рабочих мест и сотен миллионов налоговых отчислений, считает депутат Госдумы Виктор Зубарев.
Кроме того, выход железной дороги через Туву в Монголию и Китай даст краю возможность в перспективе стать одним из направлений Нового шёлкового пути.
Реализация проекта железной дороги Кызыл – Курагино включена в программу «Енисейская Сибирь», стоимость которой оценивается в 1 трлн руб.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
Создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами – одна из целей указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Среди всех мероприятий Комплексного плана проекты развития высокоскоростного сообщения наиболее масштабны. За счёт большой географии охвата они вносят значительный вклад в развитие экономики страны не только на этапе реализации, предполагающем капиталоёмкие заказы для различных отраслей промышленности, но и на этапе эксплуатации, когда проявятся социально-экономические эффекты для государства и населения. Для граждан станет доступным новый вид услуг, повысится качество транспорта, откроются новые рынки труда (до новых рабочих мест будет проще добраться). А это, в свою очередь, откроет новые возможности для экономики через рост производительности труда за счёт притока более квалифицированных кадров. Очевидно, что развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения повлияет и на его конкуренцию с авиацией, повысив привлекательность железной дороги. На примере скоростных перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом поездами «Сапсан» можно говорить о том, что пассажиры всё чаще отдают предпочтение поездкам по земле.
Дмитрий Черненок,
эксперт Аналитического центра
при Правительстве РФ,
23 августа 2018 года –
специально для «Пульта управления»