Запуск тематических поездов, посвящённых важным событиям или знаменитым людям, стал традицией не только в России, но и в мире.
Так, накануне Дня Победы ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» совместно с Музеем Победы запустило тематические составы, рассказывающие о городах-героях.
В вагонах поездов пяти направлений размещены плакаты, посвящённые военной истории городов-героев и городов воинской славы. Это рассказы о жителях, удостоенных звания Героя Советского Союза, военной технике, сыгравшей важную роль в боях, и важных событиях в жизни города в период 1941–1945 годов.
Поезда, посвящённые Туле, в течение мая 2018 года курсируют на курском направлении, Волоколамску – на рижском, Наро-Фоминску – на киевском, Рязани – на казанском, Владимиру – на горьковском.
8 мая 2018 года грузовой тематический поезд «Путь Победы» прошёл по всей Западно-Сибирской железной дороге. «С праздником Великой Победы!» – было крупно начертано на баннере, установленном на электровозе 2ЭС6.
«Поезд на Сталинград» – это совместный проект Приволжского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», Министерства образования, комитета по туризму Саратовской области и туроператора «Золотая вязь». АО «ФПК» предоставило для юных пассажиров комфортабельные сидячие вагоны, по одному-два вагона на состав, следующий по маршруту Саратов – Волгоград. «Поезд на Сталинград» совершил три туристические поездки – 28–29 апреля, 12–13 и 19–20 мая. Заключительный в этом учебном году рейс состоялся 26–27 мая.
«Основная цель проекта – рассказать подрастающему поколению об истории России в увлекательном формате, с помощью интерактивных уроков, обзорных экскурсий по Волгограду, – рассказал ведущий инженер Приволжского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Юлия Бескровная. – Наши юные пассажиры побывали на Мамаевом кургане, в музее «Память» и музее-панораме «Сталинградская битва».
Особенно запоминающимся, по мнению школьников, стал тур 19–20 мая. В фойе вокзала их встретили воины в доспехах XVII века – члены клуба военно-исторической реконструкции «Покровская застава».
22 февраля этого года с Казанского вокзала Москвы в Ростов-на-Дону отправился необычный состав. В вагонах фирменного поезда, который будет в течение всего 2018 года курсировать между городами, открыта экспозиция, посвящённая советскому офицеру Александру Печерскому. Он был организатором единственного успешного лагерного восстания за все годы Второй мировой войны – в нацистском лагере смерти Собибор, которое состоялось 14 октября 1943 года. В этом году исполнилось 75 лет с момента восстания и 108 лет со дня рождения Александра Печерского, поэтому мы и обратились в РЖД с инициативой разместить посвящённую Печерскому экспозицию в скором поезде Москва – Ростов-на-Дону, пояснил исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов.
В прошлом году 14 июня в рейс с Казанского вокзала столицы в Воронеж отправился двухэтажный поезд «Самуил Маршак». Вагоны украшены портретами писателя и надписью «130 лет со дня рождения С. Маршака». Пассажиры поезда могли слушать в исполнении известных российских актёров переведённые Самуилом Маршаком сонеты Уильяма Шекспира, а дети – почитать его книги.
А в октябре 2016 года с Ярославского вокзала столицы во Владивосток отправился фирменный поезд «Россия», посвящённый 100-летию Транссиба. Интерьер поезда мало чем отличался от обычного, но снаружи он расписан под карту с городами, через которые проходит Транссиб. Здесь же – интересные факты о магистрали.
ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ
Фернандо Аренас Сото,
глава отделения административных служб Центра развития науки и технологии Национального политехнического института Мексики:
– У нас есть два подхода к тематическим поездам. Первый привязан к юбилейным датам, которые бывают каждый год. Для них мы выделяем в общей сложности почти полтысячи пассажирских составов. Мы успеваем поменять на них экспозицию в течение недели, в крайнем случае двух. За это время мы меняем панели с информацией, стенды, можем привнести новые элементы в декор поезда. Кроме того, мы можем успеть сделать образовательный фильм и записать соответствующее звуковое сопровождение. У нас есть особые специалисты в отделе культурных программ и связей с общественностью, которые сотрудничают с Министерством культуры и учитывают пожелания как на государственном уровне, так и пассажиров. Не все праздники находят поддержку у государства, но и не все праздники одинаково популярны у пассажиров.
Другой подход к делу – это наши «долгострои», когда мы делаем фактически туристические маршруты для железных дорог. Разумеется, в них мы рассчитываем на получение прибыли, хотя в любом случае наша главная цель – напомнить людям о каком-то важном событии. И здесь нам помогают уже специалисты по туризму и отдыху. Некоторые совместные с Северной Америкой проекты мы воплощаем в жизнь благодаря поддержке США.
В целом за год мы успеваем сменить до десяти тем в поездах и пустить три новых тематических маршрута. Есть у нас и детский тематический поезд. Большинство обязанностей на нём выполняют сами дети, и этот поезд особенно любят пожилые люди. Несколько раз в год мы отправляем в путь специальные благотворительные тематические поезда, цель которых – привлечь внимание к той или иной болезни или социальной проблеме.
Мы стараемся создавать не единственный и уникальный в своём роде экземпляр, а выпускать целую тематическую серию. Более ста поездов отразили тему золотого века испанской культуры, а 1492 состава были украшены к 500-летней годовщине открытия Америки. При этом мы исходим из двух предпосылок: тематическими могут быть как собственно поезда, так и маршруты. Первый вариант практически не требует дополнительных вложений и может быть реализован на любом отрезке сети, а второй, связанный с определённой местностью, по которой пролегает наш путь, нуждается в соответствующей инфраструктуре.
Разумеется, самое любопытное в поездах – это их техническая составляющая. Большинство пассажиров в эксклюзивных тематических поездах – семейные люди, и детям очень интересно узнать, как устроен подвижной состав. Однажды мы сделали в своём роде экспериментальный поезд, состоявший почти исключительно из тягачей – от паровозов до локомотивов. В этом одном поезде мы представили все ключевые модели железнодорожных движителей. На каждой станции один из тягачей отцеплялся и уходил на боковую ветку. На глазах людей проходила сама история. Все тягачи были на ходу, так что при желании вы могли побывать в роли машиниста: побросать уголь в печь, последить за давлением пара в котлах или проконтролировать схему электропитания. Выставочная часть такого тематического поезда самая простая: в каждом купе мы поместили брошюры и книги соответствующей эпохи, в коридорах развесили исторические справки, а в тамбурах для любителей аутентичности установили освещение конца XIX века. Путешествие на паровозе позволяет целиком погрузиться в историю. Для любителей острых ощущений мы приготовили открытую платформу, на которой также можно ехать. Кроме того, по желанию пассажиров им может быть предложено тематическое меню соответствующей эпохи.
Есть и современные тематические поезда. Их главный принцип – быть вне политики. Это означает, что мы не предоставляем рекламных площадей наших поездов для политических кампаний, но можем дать место социальной или благотворительной инициативе. У нас были тематические поезда, посвящённые детству, феминизму, коренным народам Америки, социальным проблемам. Один поезд мы оформили как библиотеку, где на основе бук-кроссинга любой желающий мог взять понравившуюся книгу и оставить другую взамен.
Томас Кальп,
преподаватель отделения технологии факультета науки и техники Регионального колледжа Великих равнин:
– Идея тематических поездов – музеев на колёсах – возникла уже в самом начале XX века, когда в прошлом оказались сразу несколько моделей паровозов. У нас была двоякая цель: мы хотели создать историю на колёсах, причём привезти её в те места, где она происходила в действительности. Первый тематический поезд был посвящён, конечно, истории железнодорожного строительства. Один вагон мы оборудовали, чтобы показать, как жили рабочие и переселенцы. На открытой платформе мы перевозили лес и инструменты, на другой – уголь. Ещё один вагон позволял увидеть, как везли скот. По договорённости с коллегами из США мы даже инсценировали укладку путей, как это было на строительстве «Юнион-Пасифик». Мы пошли на осознанный риск, сделав часть нашей условной экспозиции чем-то вроде аттракционов. Так, мы открыли кабину машиниста, где можно проехать рядом с ним, а в соседнем помещении – покидать уголь в топку. Для гурманов мы приготовили вагон-ресторан с едой той эпохи. Мы были сами удивлены, когда наша идея окупилась всего за год.
После этого мы решили делать тематические поезда с привязкой к современности. К примеру, у нас был поезд, посвящённый хоккею и нашей сборной, курсировавший по центральному участку сети, причём раз в неделю в нём ехал кто-то из наших великих хоккеистов – первым был, конечно, Фил Эспозито. Особенно востребованы региональные тематические поезда, освещающие историю определённой провинции и ориентированные на местных пассажиров.
Наш тематический поезд «Природа», как можно догадаться по названию, посвящён знакомству с миром нашей природы. В частности, мы сделали специальный вагон со сверхтонкими стенками, и пассажиры могут наслаждаться пением птиц на стоянках, а ещё в нескольких вагонах оборудовали панорамные окна. Этот маршрут показывает всё природное богатство нашей страны. Его особенность в том, что поезд может остановиться где угодно, хоть в самой глуши, но платформ в привычном смысле на этой линии нет, ведь мы находимся на охраняемой природной территории.
Был у нас и тематический «Поезд ветеранов», посвящённый участию канадцев в мировых войнах. Часть обслуживающего персонала состояла из бывших машинистов, инженеров, механиков и проводников. Самым необычным экспериментом было превращение одного из поездов дальнего следования в военный эшелон. Светомаскировку мы обеспечивали чёрными экранами, навешанными изнутри на окна.
Особым поводом для нашей гордости стал своеобразный поезд детства: каждый вагон отражал в нём один детский возраст, от рождения до 21 года.
С самого начала мы думали о тематических поездах как о музеях на колёсах. Естественно, такие поезда не рассчитаны на высокие скорости, но предоставляют пассажирам максимальный комфорт. Один из них назван «Сухопутный лайнер», а в другом мы устроили выставку малоизвестных работ наших художников. Каждое купе при этом было оборудовано в индивидуальном стиле.
В целом мы всегда исходили из того, что прежде всего сам поезд представляет интерес. Самые масштабные наши проекты, однако, строились на сотрудничестве с ветками и станциями на них. Мы исходили из того, что на некоторых станциях нашим пассажирам будет интересно побыть подольше. К примеру, у нас есть остановка на мосту через реку Святого Лаврентия. Таким образом, стоянки поезда тоже становятся в своём роде тематическими и продолжают историю. Мы внесли такую возможность в расписание тематического поезда, для чего пришлось немного поменять график движения. В итоге четыре из наших тематических поездов ходят по этим маршрутам только раз в год. Экспозицию на остальных можно менять в расчёте на определённую тему, которую мы хотим отразить в них.
Хикару Ямасиро,
доктор инженерных наук, профессор отделения Инженерии и механических систем Окинавского колледжа Национального института технологии:
– Тематические поезда появились, как только стало ясно, что они позволяют по-своему сохранить память. Современный человек очень скупо тратит своё время и, возможно, лишний раз не пойдёт в музей – не потому, что не хочет, а просто у него нет достаточно свободного времени. А вот от музея в дороге мало кто откажется. Понятно, что музеем в полном смысле слова тематические поезда не станут, но верно и обратное: они могут показать то, чего нельзя найти в обычных галереях.
У нас есть тематические поезда, посвящённые паломничеству к тем или иным религиозным местам.
Люди едут в поездах, где с ними проводят беседы жрецы, где нет мирских искушений – в них в основном подаётся постная пища. Эти поезда пользуются успехом у нашего старшего поколения. Как и на других тематических маршрутах, они идут с невысокой скоростью, ведь главное для нас – показать особенность той темы, на которую люди и покупают билеты в наши поезда.
Стоимость поездки на некоторых наших поездах меняется в зависимости от предлагаемой темы. Она не изменяется, если тематическое оформление не требует дополнительных трат и усилий работников – и наоборот, особая подготовка поезда к юбилею того или иного исторического события может существенно повысить цену на билет.
К примеру, у нас был образовательный поезд по истории страны, проезжавший по маршруту, связанному с ключевыми историческими местами Японии, который мы назвали «Тропой солнца».
Проводники на нём прошли обучение на курсах гидов и проводили викторины, а в каждый день путешествия к нам подсаживался какой-нибудь известный историк, который читал лекцию на свою профессиональную тему. Такие поезда, оформленные по принципу «всё включено», конечно, не ежегодные, но окупаются с лихвой.
Перед вами открывалась возможность побывать в эпохе на колёсах, проехать по ней в буквальном смысле слова. Для нас очень важно было соединить поезда и их изначальные маршруты. Таким образом, наши поезда оказались вписаны в окружающее пространство.
На самых интересных маршрутах мы даже реконструировали станции и полустанки – в этом случае мы работали с местными органами власти, для которых это был подходящий повод вернуть интерес к их городам, а восстановленная историческая инфраструктура отлично служит и поныне. Получается, что, воссоздав одну железнодорожную ветку, мы в каком-то смысле вернули людям их прошлое.
Представляете, в итоге наши поезда стали настоящей машиной времени.
Владимир Максаков