В условиях интенсивного развития крупных российских агломераций важна интеграция железнодорожных пассажирских перевозок в городскую инфраструктуру. Как показывает опыт Москвы, это позволяет снизить загруженность автомагистралей, улучшить качество и доступность транспортных услуг, повысить мобильность населения. Так, с начала 2018 года услугами Московского центрального кольца (МЦК) воспользовалось более 44 млн пассажиров. «По сравнению с 2017 годом на МЦК зафиксирован рост числа поездок на 23%», – сообщил недавно заместитель мэра города Максим Ликсутов.
По примеру Москвы, где железнодорожный транспорт стал неотъемлемой частью общественного транспорта, идут многие города России. При этом реализацию проекта «Городская электричка» невозможно представить без тесного сотрудничества железных дорог, компаний-перевозчиков, местных и региональных властей.
НОВОСИБИРСК
В Новосибирске приступили к активной фазе разработки проекта «Городская электричка». Как отметил и.о. губернатора региона Андрей Травников, на первом этапе, в 2019–2020 году, планируется запустить остановочные платформы Клещиха, Чемская, Нордмолл и Чистая Слобода. Благодаря этому удалённые районы свяжут поездами с центром города.
Движение предполагается организовать по уже проложенным в городе железнодорожным путям. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть рассказал, что расходы на организацию движения городской электрички составят более 584 млн руб. Для сравнения: чтобы построить всего три станции метро в городе, по подсчётам местных властей, необходимо более 20 млрд руб.
«Мы отработали разные варианты с РЖД. Существует проблема с одним из участков, который планируется использовать, – станция Инская, которая сегодня очень напряжённая и занимает передовые позиции по грузообороту. Если решится вопрос с «окнами», куда вклинится электричка, тогда этот проект будет реализован. Необходимо, чтобы городская электричка вписалась в планы развития другого городского транспорта. Нельзя, чтобы транспорт конкурировал, он должен дополнять друг друга, новосибирцам должно быть комфортно», – заявил мэр, выступая на Сибирском транспортном форуме, который прошёл в Новосибирске 16–19 мая.
Также в планах властей организация транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок у новых платформ. В перспективе, надеются местные власти, удастся связать железнодорожным движением центр города и аэропорт Толмачёво.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Городские электрички появились в Ростове-на-Дону в марте 2016 года. О востребованности у ростовчан такого вида транспорта говорят цифры: два года назад, сразу после запуска, электропоезда перевозили порядка 70 пассажиров в сутки, сегодня число пассажиров выросло в десять раз. Маршрут, предложенный железнодорожниками, связывает западную, центральную и юго-восточную части города. На нём – 4 пары поездов в сутки по 4 вагона – всего 32 вагона в сутки.
Как сообщили на Северо-Кавказской дороге, в этом году на СКЖД поступят 18 новых пригородных электропоездов серии ЭП3Д. Новые электропоезда, отличающиеся повышенным уровнем комфорта для пассажиров, охватят и маршруты городской электрички. Вагоны новых электропоездов оборудованы удобными сиденьями и багажными полками новой конструкции, современными информационными табло, доступом к сети Интернет, системами видеонаблюдения и климат-контроля с функцией фильтрации подаваемого воздуха. В них новый механизм внутренних раздвижных дверей, которые легко открываются одной рукой, а также подъёмной платформой для пассажиров с ограниченными возможностями.
Для дальнейшего развития проекта внутригородских перевозок железнодорожники предлагают вовлекать застройщиков жилых комплексов как наиболее заинтересованных в транспортной доступности их объектов. Пассажиропоток в городской электричке может вырасти, в том числе при условии доступности остановочных пунктов Темерник и Красный Аксай. Они расположены вблизи строящихся крупных жилых комплексов «Соловьиная роща» и «Красный Аксай», в которых будут проживать до 12 тыс. потенциальных пассажиров городской электрички.
Также предлагается внести изменения в действующие маршруты Городской электрички, а именно расширить границы курсирования, сделать маршрут кольцевым с отправлением со станции Ростов-Главный через станцию Первомайская, далее до станции Ростов-Западный под существующий график движения.
«Этот проект должен войти в комплексную программу транспортного обслуживания города Ростова, – говорит губернатор Ростовской области Василий Голубев. – При строительстве новых микрорайонов нужно создавать для их жителей возможности максимально быстро и комфортно добираться до остановок электропоезда. Требует решения целый комплекс вопросов, и нам всем вместе это надо отработать».
КРАСНОЯРСК
В Красноярске аналогичный проект стартовал в 2012 году. За это время количество пассажиров, пользующихся этим видом транспорта, увеличилось на 75%. В среднем около 5 тыс. горожан ежедневно отправляются на электричках на работу и учёбу и обратно.
Сейчас в проекте задействовано 32 пары поездов. Руководством КрЖД и компании «Краспригород» обсуждается с краевым правительством вопрос увеличения регионального заказа и назначения в 2019 году 6 дополнительных внутригородских электропоездов. Интервал между поездами в утренние и вечерние часы пик не превышает 30–40 минут. В схему движения входят 20 остановочных пунктов на территории города и 7 – на маршруте от Красноярска до Дивногорска. В дальнейшем планируется довести число остановок городской электрички в черте Красноярска до 27. Прогнозируемый пассажиропоток – 20 тыс. пассажиров в сутки.
В этом году планируется завершить строительство посадочных платформ на остановочных пунктах Бобровый Лог и Тихие Зори. Проектные работы ведутся ещё на пяти остановочных пунктах: Красноярск-Северный (здесь будут строиться островная платформа и виадук для безопасной посадки и высадки пассажиров), Сады, Шумково, Металлургов, Арена Платинум. Также предусматривается реконструкция платформы Мясокомбинат.
«Главное правило, которого мы придерживаемся в работе над проектом, – идти навстречу жителям, прислушиваться к их просьбам и пожеланиям. «Городская электричка уже стала важной частью системы общественного транспорта Красноярска. Маршрутная сеть электропоездов соединяет две части города, расположенные на левом и правом берегах Енисея. Чтобы городские электропоезда были ещё более востребованными среди населения, они должны стать действительно удобными и доступными. Посадочные платформы должны быть расположены в непосредственной близости от крупных жилых и бизнес-кварталов, спортивных и социальных объектов. Необходимо создать удобные подходы к остановочным пунктам, систему пересадки с одного вида транспорта на другой. Для эффективного развития проекта необходимо также учитывать планы жилищной застройки города на среднесрочную перспективу. Эти задачи мы решаем совместно с правительством Красноярского края и мэрией Красноярска», – говорит начальник КрЖД Владимир Рейнгардт.
В первую очередь остановочные пункты появляются в новых растущих микрорайонах: к примеру, в сентябре 2017 года остановка Северное Шоссе открылась в Советском районе города, рядом со строящимися ЖК «Преображенский» и «Солонцы-2». Ожидается, что новостройки вместят в себя более 80 тыс. человек, которые будут пользоваться электричками. В апреле 2018 года введена в эксплуатацию платформа Калинина в Железнодорожном районе города, рядом – остановка автобусов и троллейбусов «Таксопарк», что даёт возможность пассажирам пользоваться мультимодальными маршрутами.
Новые платформы строятся в соответствии с современными стандартами оказания услуг пассажирам. Здесь предусмотрены комфортные условия для ожидания электропоездов, обустроены пандусы для маломобильных граждан. Для удобства жителей обустраиваются наземные пешеходные переходы через пути. «Пассажиры городских электричек – это преимущественно работающее население и студенты. То есть категория жителей мегаполиса, испытывающая дефицит свободного времени. Учитывая это, мы постоянно находимся в поиске новых услуг, которые могут заинтересовать городского пассажира, сделать его поездки в электропоездах удобными», – поясняет генеральный директор АО «Краспригород» Эдуард Быков.
Так, в 2017 году для пассажиров городских электричек был открыт доступ в Интернет с помощью сети Wi-Fi. Все электропоезда КрЖД были оснащены датчиками ГЛОНАСС/GPS, благодаря чему стала доступна новая услуга – информирование о движении городских и пригородных электропоездов в режиме реального времени.
ТАМБОВ
В Тамбове проект реализуется с ноября 2015 года. Основной объём движения был запланирован по рабочим дням в часы пик. Сегодня в городе курсируют 15 пригородных поездов с пятью остановками в черте города. «Раньше жители пригородов ехали до главного вокзала города и пересаживались на автобусы. Однако городской поезд связал пригороды, позволяя обойтись без пересадок. На весь путь по маршруту уходит 39 минут, из Бокино до Тамбова – 12 минут, от Тамбова до Селезней – 25», – подчеркнул генеральный директор АО «ППК «Черноземье» Виталий Шульгин.
Развитие проекта сдерживает ограниченное количество остановочных пунктов в черте города. Однако уже определены места строительства новых остановочных пунктов, и ведутся переговоры с частными инвесторами об их участии.
ВОРОНЕЖ
Реализация с 2016 года проекта «Городской поезд» в Воронеже повысила пропускную способность основных улиц города, снизила нагрузку на экологию, повысила инвестиционную привлекательность региона.
«Совместно с региональными властями мы продлили маршруты поездов от Касторной-Курской и Нижнедевицка. Раньше они ходили до Воронежа-Курского. Оттуда люди разъезжались автобусами, теперь поезда доходят до Воронежа-1. Это существенно экономит время. Маршруты пользуются популярностью», – отметил генеральный директор ППК «Черноземье» Виталий Шульгин.
В городском поезде действует тот же тариф, что и в пригородных электричках, сохранены федеральные и региональные льготы, в том числе 50% оплаты за проезд для учеников общеобразовательных учреждений старше 7 лет и студентов очного отделения учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.
УФА
К реализации транспортного проекта «Толпар», предусматривающего курсирование электропоездов в пределах Уфы, Башкортостанская ППК приступила в 2015 году.
Как пояснил генеральный директор АО «Башкортостанская ППК» Игорь Поляев, городская электричка оказалась востребованной у жителей Уфы и пригорода. «Создание уфимской городской электрички – это не просто дань моде, а серьёзная необходимость задействовать пригородный пассажирский железнодорожный транспорт во внутригородских перевозках», – говорит он.
Сегодня на 32-километровом участке Куйбышевской магистрали между станциями Дёма и Шакша курсируют семь пар электропоездов. Это единственный маршрут, напрямую связывающий крупные и развивающиеся Дёмский и Калининский районы Уфы. На маршруте 11 остановочных пунктов и станций. Стоимость проезда составляет 19 руб. (ниже, чем на всех остальных видах городского общественного транспорта). Для льготных категорий граждан, студентов и школьников стоимость проезда в два раза меньше.
Куйбышевская дорога предоставила обновлённые электропоезда, оборудованные удобными сиденьями, биотуалетами, современной системой кондиционирования воздуха, а также беспроводным Интернетом. Ежедневно они перевозят до 1000 пассажиров.
Основная проблема, которая мешает городской электричке стать по-настоящему эффективной системой скоростных перевозок, – отсутствие мест стыковки железной дороги с другими видами пассажирского транспорта. Для существенного увеличения числа пассажиров требуется создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Часть остановок на маршруте Дёма – Шакша городская администрация намерена превратить в ТПУ, идею поддержали и республиканские власти.
Кстати, павильоны станций Дёма и Спортивная прошли капитальную реконструкцию с установкой современной системы турникетов. К платформе Спортивная проложена новая дорога, по которой смогут ходить автобусы. У станции Дёма продолжается строительство перехватывающей парковки и разворотного автобусного кольца. Станция Спортивная станет удобным местом посадки на поезд для жителей не только Черниковки, но и расположенного рядом динамично развивающегося микрорайона Инорс. Подъездные пути для автобусов и автомобилей планируется создать на станциях Правая Белая, Парковая, Черниковка, Шакша. К платформе 1629-й км планируется подвести регулярный автобусный маршрут, а остановочный пункт Воронки предлагается связать канатной дорогой с ЖК «Зелёный берег». «Создание точек для пересадки с электрички на другой общественный транспорт не только поднимет скорость передвижения горожан, но и обеспечит условия для введения единого билета, делающего проезд удобнее и дешевле», – отметил Игорь Поляев.
КАЗАНЬ
7 мая в Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. На встрече особое внимание было уделено перспективам создания кольцевого железнодорожного движения в Казани. Если проект городской электрички будет одобрен, маршрут будет состоять из нескольких станций: Казань – Вахитово – Метро Аметьево – Компрессорный – Дербышки – Восстания – Юдино и в обратном направлении. Все станции будут пересекаться со станциями метрополитена.
По замыслу электрички будут «перехватывать» внутригородской транзит и способствовать пересадке пассажиров с одного вида транспорта на другой. Детали и сроки реализации проекта будут определены в ближайшее время.
Виталий Маслюк, Игорь Евдокимов, Елена Пасечник, Николай Михалев, Дмитрий Попов