Московские власти совместно с ОАО «РЖД» реализуют проект «Московские центральные диаметры» (МЦД). Маршруты пригородных электричек пройдут через весь город, благодаря чему пассажиры МЦД смогут попасть с одного конца столицы на другой без пересадок, а по пути следования при необходимости пересесть на МЦК, метро или автобус.
Технически через центр города можно проложить 17 диаметральных маршрутов, утверждают московские власти. Первые два планируют запустить уже к концу 2018 – началу 2019 года. Как изменится транспортный каркас мегаполиса и облик прилегающих территорий, «Пульту управления» рассказала заместитель руководителя научно-производственного объединения транспорта и дорог (НПО транспорта и дорог) Института Генплана Москвы Татьяна Сигаева.
– Татьяна Викторовна, как Московские центральные диаметры повлияют на транспортную ситуацию в столице и пригороде?
– Создание диаметров позволит сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали, а также улучшить транспортную доступность для 2,3 млн человек. И это только на первом этапе реализации проекта, когда поезда свяжут смоленское и савёловское направления (Одинцово – Лобня), а также курское и рижское (Нахабино – Подольск).
Мы провели опрос пассажиров четырёх станций, которые войдут в один из диаметров. Выяснилось, что более 80% респондентов пользуются железной дорогой ежедневно. Причём для половины опрошенных платформы находятся в пешей доступности от дома.
Москвичи тоже будут в выигрыше от запуска диаметров: у них появится возможность выбора для максимально быстрого передвижения по столице. Долгое время железная дорога обеспечивала связь Москвы и Московской области, а внутригородские перевозки были незначительными. Однако Московское центральное кольцо (МЦК), запущенное в 2016 году, меньше чем за два года показало, что железнодорожные пассажирские перевозки востребованы и внутри Москвы: пассажиропоток постоянно растёт.
Разгрузятся и автомобильные дороги, так как часть людей пересядет с автомобилей на электрички.
– Что важно учесть, чтобы МЦД стали привлекательными для наибольшего числа пассажиров?
– Для человека самое главное – время. Во многом качество жизни зависит от того, сколько времени он тратит на то, чтобы добраться на работу, учёбу. Поэтому на первый план выходит частота перемещений.
Если будет обеспечен интервал, близкий к тому, который есть на МЦК (6 минут), то привлекательность Московских центральных диаметров автоматически повысится. Второй момент – современный подвижной состав. Комфортность проезда никто не отменял. Также должны быть удобными и безопасными подходы к платформам.
– Как изменятся прилегающие к МЦД территории?
– В лучшую сторону. Когда появляется новый удобный вид общественного транспорта, то и городская территория вокруг него развивается.
МЦК, например, вдохнуло новую жизнь в территории, которые, мягко говоря, находились в запустении. Там запустился процесс реорганизации промзон, строительства жилья, новых торговых точек, заведений общепита, офисных зданий, а значит, начали появляться новые рабочие места. Процесс этот не быстрый, но он идёт. С МЦД будет так же.
– Уже известно, сколько транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) будет интегрировано с диаметрами?
– На первом этапе реализации проекта пассажиры диаметра Одинцово – Лобня смогут совершить 11 пересадок на метро и две на МЦК. У пассажиров линии Нахабино – Подольск предполагается 13 переходов в метро и два на МЦК.
Важный момент организации транспортно-пересадочных узлов – обустройство прилегающей территории. Необходимо предусмотреть места для парковки, чтобы люди могли оставить свои автомобили, удобные остановки для общественного транспорта, подвозящего пассажиров и т.д.
– На ваш взгляд, насколько опыт Москвы в части организации внутригородского сообщения применим для других регионов страны?
– Этот вид транспорта имеет большие перспективы развития и в других субъектах РФ. И я думаю, что пример МЦК подтолкнёт регионы к развитию внутригородского железнодорожного сообщения. В первую очередь это касается городов-миллионников. Конечно, регионам сложно сравниться с пассажиропотоком Москвы. Однако мы уже сейчас видим, как в ряде крупных городов реализуется проект «Городская электричка».
СПРАВКА
По маршрутам МЦД поедут современные, комфортные вагоны, которые отечественные производители разрабатывают для пригородно-городских и внутригородских перевозок. Специально для МЦД уже на этапе запуска первых двух направлений будет закуплено 600 новых вагонов, сообщает официальный сайт мэра Москвы. Здесь будут действовать стандарты метро и МЦК: единый билет, удобная навигация, Wi-Fi, розетки для зарядки телефонов и другие сервисы.
При создании сквозных маршрутов пригородных электричек в Москве могут появиться два новых вокзала – на остановочных пунктах Царицыно и Каланчёвская.
Подобный опыт успешно реализован в других странах. Почти во всех крупных европейских городах есть примеры интеграции железнодорожной инфраструктуры и метро. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.
Виталий Маслюк