Анна Комарова
руководитель отдела продаж логистики готовых автомобилей «GEFCO Россия»
Держится на КИТах
Бизнес по перевозке авто железнодорожным транспортом
Готовые автомобили являются специфическим грузом, так как в отличие от массовых грузов обладают уникальным VIN-номером, особыми требованиями к безопасности и качеству перевозок, профессионализму сотрудников и водителей. Для их перевозки требуются специализированная техника и особого вида крепления. Компания GEFCO уже более 65 лет занимается логистикой готовых автомобилей и занимает первое место в Европе в данном секторе бизнеса, что позволяет предоставлять сервис международного уровня в России.
Рынок логистики готовых автомобилей обусловливается прежде всего уровнем продаж автомобилей и экспортной активностью страны в данной отрасли. В 2017 году произошло оживление рынка после почти четырёхлетнего перерыва. По прогнозам, динамика роста продаж новых автомобилей в 2018 году может составить 5–10% при сохранении текущей экономической ситуации и господдержке.
В период стагнации рынка логистики готовых автомобилей перевозки внутри России по большей части осуществлялись на автовозах, специализированных транспортных средствах, которые предоставляют возможность осуществления доставки door-to-door без дополнительных перегрузок и с минимальным транзитным временем. Это стало возможно благодаря превышению предложения по автовозам относительно спроса и соответствующему снижению ставок на логистику. Перевозка автомобилей в специализированных вагонах – автомобилевозах имела место при транспортировках только на дальние расстояния.
С конца августа 2017 года рынок внутреннего потребления и экспорта начал уверенно расти. Стало очевидно, что существующих автовозных мощностей на рынке недостаточно для обеспечения транспортировки заявленного объёма. С учётом сложившегося дефицита и возросших требований клиентов к совершенствованию качества и экологичности перевозок преимущества использования железнодорожного транспорта в логистике поставок, включая стоимость перевозки на дальние расстояния и сохранность груза в пути, стали определяющими при выборе вида транспорта. Действующий с 2017 года код исключительного тарифа (КИТ) на перевозки автомобилей железнодорожным транспортом позволил предложить клиентам максимально приближённые к рынку тарифы, и по многим проектам железнодорожные перевозки были успешно интегрированы в логистические схемы, что позволило компенсировать нехватку автомобильного транспорта. Российские потоки протяжённостью от 2000 км перешли на железную дорогу, а короткие маршруты остались за автовозами, что существенно увеличило их оборот и предоставило возможность справляться с большим объёмом перевозок в количественном выражении.
Все законсервированные автовозные мощности вернулись в работу в 2017 году, и количество эксплуатируемых автовозов может вырасти исключительно за счёт приобретения новых единиц. Транспортные компании при текущем уровне цен на технику, который обусловливается курсом валют, не готовы инвестировать в дополнительные мощности. Рост вовлечения вагонов-автомобилевозов в перевозки на дальние и средние расстояния способен нивелировать отсутствие автовозных мощностей на рынке. Вместе с тем сложившаяся на сегодняшний день инфраструктура железнодорожных станций РФ не всегда предоставляет возможность расширения географии логистики автомобилей, так как для выгрузки обязательно наличие соответствующей железнодорожной рампы и экспертизы по выгрузке и осмотру автомобилей. Понимая потребности рынка, GEFCO развивает инфраструктуру в части погрузо-разгрузочных операций: одним из успешно реализуемых проектов стало осуществление железнодорожных погрузо-разгрузочных работ для автомобилей на Горьковской дороге.
Необходимо также отметить потенциал России как крупного транспортного узла и идеально расположенной площадки для производства, сборки и хранения деталей и готовой продукции, например автомобилей. Существенное увеличение производственных мощностей внутри РФ за последние годы направлено на уменьшение импортного потока автомобилей, формирование спроса на внутренние перевозки и, как следствие, даёт предпосылки к увеличению экспортного потока. Согласно стратегии развития автомобильного сектора к 2020 году объём экспорта от всего числа произведённых автомобилей, по оценкам экспертов, должен составить от 10 до 20%. Основными рынками сбыта станут Восточная Европа, Иран, Египет, Вьетнам, Мексика, Куба, Индия, Эфиопия и Алжир. Логистика экспортных операций смещается от автомобильного транспорта к морскому, если объёмы проходят через порты Санкт-Петербург и Новороссийск, и железнодорожному транспорту, так как железнодорожная инфраструктура на территории зоны с шириной колеи 1520 позволяет обрабатывать больший объём.
Интерес к железнодорожному транспорту наблюдается при осуществлении перевозок из Азии в Россию/Европу и обратно в связи с сокращённым транзитным временем по сравнению с морской доставкой. Пока инфраструктура для логистики готовых автомобилей на пограничных территориях Китай/Россия, Китай/Казахстан не полностью сформирована, возникает потребность в её модернизации на госуровне. Подводя итог, отметим: для перевода большего объёма логистики автомобилей на железнодорожный транспорт необходимо сохранение уровня КИТа, сокращение времени следования вагонов в пути, соответствие со стороны железнодорожных провайдеров ожиданиям клиентов в отношении сроков доставки, качества перевозки и возможность предлагать сервис по доставке от одного автомобиля.