Стремиться к идеалу
Концепцию Vision Zero поддержали крупнейшие мировые и российские компании
История движения Vision Zero началась в 1997 году в Швеции. Тогда это была не глобальная концепция достижения нулевого травматизма, как сейчас, а правительственная программа по снижению смертности в ДТП. Разработчики стратегии отталкивались от того, что нельзя побороть человеческий фактор, но можно и нужно создать условия, при которых ошибки не будут иметь фатальных последствий. Например, оградить опасные дороги непреодолимым ограждением или уменьшить скорость движения перед пешеходным переходом так, чтобы в случае аварии пострадавший остался жив. Программа оказалась настолько успешной, что позволила Швеции стать мировым лидером по безопасности на дорогах. Её опыт взяли на вооружение такие страны, как США, Великобритания и Германия.
Затем стратегию использовали для решения другой глобальной проблемы – сокращения смертности на рабочих местах. Ежегодно на работе погибают 2,8 млн человек: каждый четвёртый – от несчастного случая, остальные – из-за невыявленных или недолеченных заболеваний. Это приводит к потере 4% мирового ВВП.
Идеологи Vision Zero – Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA) – взялись за решение задачи, причём они хотели не просто свести к минимуму эти цифры, а сформировать культуру безопасного труда.
«Это не столько количественный подход, сколько процесс и менталитет. Идея в том, чтобы создать культуру профилактики на производстве, которая бы опиралась на три фактора: безопасность, состояние здоровья и благополучие», – отмечает генеральный секретарь ISSA Ханс-Хорст Конколевски.
Концепция Vision Zero предусматривает, что каждый несчастный случай, заболевание или фактор риска в сфере труда – это не что-то неизбежное, их можно предотвратить. Чтобы этот тезис не остался просто декларацией о намерениях, МАСО разработала семь золотых правил, которые должны помочь организациям достичь нулевого травматизма. В работе над ними принимали участие сами компании и эксперты по охране труда. Своим практическим опытом поделились более тысячи работодателей, директоров, менеджеров, специалистов в сфере профилактики, инспекторов по охране труда и представителей работников. «Изначально мы разработали их совместно с инспекторами по охране труда, в частности в Германии для горнодобывающей промышленности. Но в дальнейшем распространили на все отрасли», – вспоминает Ханс-Хорст Конколевски.
Все правила можно разделить на три группы. Первая – вклад руководителя в формирование культуры безопасного труда. Речь идёт о лидерстве и демонстрации ответственного отношения и приверженности принципам программы. Без личного примера проблему не решить, уверены в МАСО. Вторая группа касается определения рисков и умения ими управлять. Это нужно для выстраивания грамотной профилактической работы. «На основании установленных рисков вы должны разработать превентивные меры и программу по снижению и предотвращению травматизма», – советуют в МАСО. Более того, работа по управлению рисками должна быть системной. То есть предприятию нужно постоянно держать руку на пульсе: контролировать условия труда, оборудование, улучшать их, делая более безопасными. Ещё при проектировании рабочего места следует ориентироваться на минимизацию любых рисков.
Третья группа правил касается роли самого работника. Чтобы свести к минимуму риск человеческого фактора, работодатель должен научить сотрудника правилам безопасной работы.
Но знать – не всегда значит выполнять. Поэтому седьмое и последнее правило – вовлекать сотрудников в систему безопасного труда и предотвращения рисков. Это как раз та самая культура безопасности, когда каждый работник осознанно выполняет правила, сообщает о нарушениях и предлагает способы улучшить условия труда. Без участия и вовлечённости работников в программу реализовать её не получится.
Как подчёркивают в МАСО, каждая страна, каждая компания может сосредоточиться на тех аспектах, которые интересны именно ей. «Если у компании сейчас есть какая-то программа по соблюдению техники безопасности, то она легко совмещается с движением Vision Zero», – указывает Ханс-Хорст Конколевски.
Официальный старт международному движению Vision Zero был дан 4 сентября 2017 года в Сингапуре. Эта страна сегодня – один из мировых лидеров в сфере охраны труда, хотя так было не всегда. До середины нулевых здесь действовал прескриптивный подход к обеспечению безопасности на производстве: закон диктовал требования и устанавливал ответственность за их неисполнение. Но постепенно этот подход перестал работать. В 2006 году власти Сингапура приняли кардинально новый закон о безопасности и охране труда. На первом этапе он распространялся только на предприятия высокого риска, но затем это ограничение сняли и все предприятия обязали заниматься управлением профессиональными рисками.
«Но мы не хотели, чтобы они делали это просто потому, что так предписывает закон. Мы хотели, чтобы предприятия сами были заинтересованы в этом. В каждой из отраслей мы проводили семинары и распространяли передовой опыт, обучали, а потом награждали лучших», – рассказывает Сит, эксперт Международной ассоциации социального обеспечения.
Власти Сингапура поставили цель к 2020 году добиться снижения коэффициента смертельных случаев: меньше единицы на 100 тыс. работников.
Всего за время, прошедшее со старта кампании Vision Zero, к ней присоединились более 900 организаций из 116 стран, в том числе Россия.
Мария Хлопотина
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании
Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности
Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»
Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,
Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира
Рубрики: Управление персоналом