Виталий Марункевич
начальник Свердловской Детской железной дороги, участник Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества»
Делай, как я
Наставник помогает детям найти свой профессиональный путь
В современных условиях непрерывно меняющегося мира особое значение приобретает тот факт, что ребёнок, подросток, юноша или девушка должны в максимально короткие сроки адаптироваться к новым, всё более высоким требованиям социальной среды. Для решения этой непростой задачи молодым членам общества требуется помощь. Именно поэтому сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания.
Давайте разберёмся, что такое наставничество. Наставничество (менторинг) – это один из методов обучения, когда более опытный специалист делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком. При этом, несомненно, делается акцент на практической части. Наставники в основном полагаются на продвижение уже накопленных ими самими знаний или профессиональных навыков, а также норм поведения, принятых в данном коллективе, данной профессиональной группе. Иначе говоря, учат тому, что знают сами. Кроме того, менторинг позволяет раскрыть потенциал новичка, поддержать его в стремлении узнать много нового и интересного.
Задача наставника заключается в том, чтобы показать обучающемуся, что ему необходимы новые опыт и знания. Другими словами, замотивировать его на обучение и развитие. Затем необходимо дать новичку соответствующие знания, научить его. Далее наставник находится рядом, поддерживая и направляя «ученика».
Наиболее распространённой и самой эффективной формой наставничества является индивидуальная работа, предусматривающая систематическое взаимодействие опытного специалиста с новичком с целью развития у него необходимых навыков и умений. Эта форма применяется на Детской железной дороге во время ндивидуальной подготовки юных железнодорожников к конкурсам, соревнованиям, слётам и другим мероприятиям, когда требуется углублённое изучение той или иной темы. Индивидуальный подход используется и во время работы по профориентации подростка, когда необходимо учитывать его личностные качества и характеристики.
На Свердловской Детской железной дороге можно встретить и другие формы наставничества. Так, присутствует групповой менторинг, когда один инструктор ведёт группу юных железнодорожников, называемую единой сменой. В процессе теоретических занятий подростки получают новые знания, у них формируется интерес. В ходе занятий, бесед, экскурсий, викторин, диспутов и других культурно-массовых мероприятий у ребят складываются доверительные отношения с наставником, что также важно и даже необходимо для процесса наставничества.
Коллективный менторинг предполагает несколько наставников на одного или группу стажёров. Так, во время летней практической работы по обслуживанию движения поездов к инструктору присоединяются прикомандированные работники – машинисты, путейцы, вагонники, движенцы. Все вместе они проводят практические занятия, во время которых подростки закрепляют знания, полученные во время теоретических занятий, и получают умения и навыки по обслуживанию движения поездов и пассажиров. Здесь уже целый коллектив наставников поддерживает упорство и желание обучаемого получать новые знания, умения и навыки.
Практикуется на Детской железной дороге и ещё одна форма коллективного наставничества – помощь старших ребят младшим. Подобное наставничество обогащает как наставника, который стремится самосовершенствоваться, чтобы в полной мере удовлетворить запросы тех, с кем он делится своим опытом, так и его подопечных.
Опыт Свердловской Детской железной дороги показывает, что наставничество – не только одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодого специалиста, но и возможность ранней профориентации подростка, которая в будущем позволит молодому человеку реализовать себя, развить личностные качества.
Именно поэтому мною было принято решение участвовать во Всероссийском форуме «Наставник-2018», который объединил несколько тысяч человек, вовлечённых в практику наставничества. Путём отбора среди участников я вошёл в двадцатку лучших наставников России в номинации «Наставничество в образовании и кружковом движении». Подготовка детей и подростков к осознанному профессиональному выбору, развитие интереса к железнодорожным специальностям, инженерно-техническим проектам, передача опыта, навыков и знаний, приобщение к корпоративной культуре, формирование позитивного отношения к труду железнодорожников и гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД» – важная часть работы наставника Свердловской Детской железной дороги.
Моя профессиональная деятельность началась с простого монтёра пути, потом окончил университет, стал бригадиром, мастером... Так дослужился до замначальника отделения по инфраструктуре на Свердловской железной дороге. Потом мне предложили стать начальником Свердловской Детской железной дороги. За время моей работы здесь проведена реконструкция, в результате которой Детская железная дорога превратилась в уникальный современный комплекс, центр обучения для юных железнодорожников, оснащённый по последнему слову техники, а также привлекательный культурно-досуговый объект для посетителей.
Я работаю и как наставник – рассказываю детям про путевое хозяйство. Но при этом я не считаю себя педагогом, потому что мы не учим, а именно помогаем сделать профессиональный выбор, раскрывая личные качества каждого ребёнка и развивая их.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании
Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности
Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»
Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,
Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира
Рубрики: Управление персоналом