В последние годы нефинансовые отчёты компаний становятся в один ряд с отчётностью по финансовым показателям. Они отражают экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компаний и дают возможность увидеть стратегию компании, пути её реализации и средства, необходимые для этого.
Нефинансовую отчётность также называют отчётностью в области устойчивого развития, социальной и экологической отчётностью, отчётностью в области корпоративной социальной ответственности.
Попытки составления нефинансовых отчётов были предприняты ещё в Европе в 70-х годах прошлого века. Чаще всего появление таких документов было связано с конфликтными ситуациями либо внутри компании, либо вовне. Например, это мог быть ответ на критические сообщения в прессе или претензии профсоюзов.
«Нефинансовая отчётность – отличное средство коммуникации с широким кругом внешних заинтересованных сторон: с клиентами, поставщиками, инвесторами, деловыми партнёрами, СМИ, представителями научных кругов и общественными организациями. Ценность нефинансового отчёта как инструмента дополняется ещё и тем, что он помогает компаниям сокращать затраты. Например, консолидация данных по энергопотреблению может стать основой для плана мероприятий в области энергоэффективности, а анализ расходов на благотворительность – стимулом для формализации политики в данной области», – отметили в аудиторско-консалтинговой международной компании Ernst & Young(EY).
Изначально нефинансовые отчёты выпускали компании, производящие товары массового потребления, а также предприятия из ресурсоёмких отраслей. Со временем к ним присоединились компании из других секторов экономики: финансовые услуги, телекоммуникации, логистика, строительство, производство медицинских препаратов, химическая продукция.
«Сейчас наступил этап, когда корпоративная стратегия устойчивого развития и публичная отчётность становятся в один ряд с другими ключевыми задачами для бизнеса», – подчеркнули в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
Как рассказал партнёр ФБК «Грант Торнтон» Владимир Скоборев, по итогам 2016 года больше всего отчётов было предоставлено компаниями из Китая (10%). Далее идут США (8%), Тайвань (7%) и Япония (5%).
По состоянию на начало 2017 года, по данным CorporateRegister.com, наибольшее количество отчётов в Европе по-прежнему выпускают организации Великобритании, за ними следуют Германия, Испания и Франция. Почти приблизились к лидерам организации и компании Италии, Нидерландов и Швеции. Следует обратить внимание на тот факт, что в регистре появились первые отчёты из таких стран, как Белоруссия, Латвия, Литва и Эстония.
Компаниям, публикующим подобные отчёты, легче привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы как внутри страны, так и на международном рынке. Отказ от публикации может поставить компанию в невыгодное положение. Такие участники рынка могут получить репутацию отстающих, даже если таковыми в действительности не являются, отмечают эксперты.
Специалисты EY регулярно проводят исследования для оценки роли нефинансовой информации в принятии инвестиционных решений. «За последние три года каждое из таких исследований фиксировало рост влияния экологических, социальных и управленческих факторов на принятие решений инвесторами в различных странах мира. В 2016 году среди 320 крупнейших инвесторов, опрошенных EY, большинство отметило, что нефинансовые результаты компаний играют ключевую роль в принятии инвестиционных решений», – рассказал партнёр, руководитель отдела услуг в области чистых технологий и устойчивого развития в СНГ компании EY Артём Ларин.
Во многих странах из-за развития института нефинансовой отчётности возникла потребность в законодательном регулировании раскрытия информации. По данным РСПП, в 30 из 50 наиболее крупных стран мира действуют обязательные требования по отчётности. За последние три года в 64 странах введено около сотни инструментов, касающихся обязательной нефинансовой отчётности.
Ещё в 2014 году Совет Европы официально одобрил Директиву по раскрытию нефинансовой информации. Она предполагает введение в законодательства стран – членов ЕС требований к компаниям раскрывать минимальный объём нефинансовой информации. Начиная с 2017 года все страны Европы перешли на обязательное раскрытие такой информации. Это касается компаний численностью более 500 сотрудников и с годовым оборотом, превышающим 2 млрд руб. (28,3 млн евро). В Швеции и Дании решили на этом не останавливаться и ввели требование о предоставлении отчёта компаний, где работают более 250 сотрудников.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
88% компаний, публикующих нефинансовые отчёты, утверждают, что это повышает эффективность принятия управленческих решений. Более 40% компаний, раскрывающих нефинансовые показатели, убеждены, что это улучшает их репутацию, а ещё 30% утверждают, что это увеличивает лояльность сотрудников.
68% инвесторов заявили, что нефинансовые результаты играют ключевую роль при принятии ими инвестиционных решений. 44% назвали такие отчёты полезным источником получения нефинансовой информации о компаниях.
(По данным информационного бюллетеня компании Ernst & Young, май 2017 года)