Елена Феоктистова
управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, к.э.н.
Приятно познакомиться
В РФ ждут закона «О публичной нефинансовой отчётности»
В России практика предоставления публичной нефинансовой отчётности начала активно развиваться с начала нулевых. В мае 2017 года Правительством РФ была утверждена «Концепция развития публичной нефинансовой отчётности» и принят план мероприятий по её реализации. В конце того же года Минэкономразвития России представило проект закона «О публичной нефинансовой отчётности». О том, как в нашей стране развивается институт публичной нефинансовой отчётности (ПНО), «Пульту управления» рассказала Управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) кандидат экономических наук Елена Феоктистова.
– Елена Николаевна, в чём смысл нефинансовой отчётности компаний и какие факторы повлияли на её распространение в мире?
– Подготовка нефинансового отчёта – это в первую очередь инструмент управления в компании, который позволяет выявлять и точки роста, и проблемы, которые надо решить. Он позволяет улучшить управление процессами, рисками. Наладить сбор и анализ информации, вести мониторинг деятельности.
Второй важный момент – сам факт публичного предоставления этой информации. Спрос на информацию растёт. Интерес проявляют инвесторы, государство, партнёры, экспертное сообщество, органы местного самоуправления. А последние международные события, такие как принятие Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года или Парижское соглашение по климату, ещё более активизируют спрос на информацию о нефинансовых показателях.
– Практике нефинансовой отчётности в России уже 18 лет. Сколько подобных отчётов зарегистрировано на сегодняшний день в реестре РСПП?
– Наши крупные компании активно включены в этот процесс. По состоянию на 1 февраля 2017 года в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчётов внесены 166 компаний и организаций, которые в период с 2000 по 2016 год выпустили 825 нефинансовых отчётов. Среди них экологические отчёты (68), социальные отчёты (291), отчёты в области устойчивого развития (247), интегрированные отчёты (120), отраслевые отчёты (25). Пока не учитываются обычные годовые отчёты компаний. Хотя мы видим, что многие организации в рамках годового отчёта расширяют информацию по нефинансовым показателям. Сегодня регулярно выпускают отчёты компании, представляющие нефтегазовую, металлургическую, химическую, электроэнергетическую, атомную, транспортную отрасли. Включаются компании телекоммуникационного и финансового секторов. Большинство компаний выпускают отчёты на ежегодной основе, что соответствует подходам, принятым в международной практике.
– Сколько отчётов прошли процедуру общественного заверения?
– Общественное заверение – это независимая оценка документа, происходящая по инициативе самой организации, публикующей отчёт. Это один из инструментов формирования имиджа компании, доверия к ней. Такая оценка может осуществляться как профессиональными аудиторами, так и общественными структурами. Оба вида заверения дают компаниям обратную связь, которая помогает совершенствовать процессы сбора, анализа и публичного предоставления данных. Если посмотреть по результатам отчётности 2016 года, то можем сказать, что половина отчётов российских компаний прошла те или иные формы независимого подтверждения. При этом предмет подтверждения разный: кто-то подтверждает точность определённых данных, кто-то качество информации. Проверяется достоверность определённых утверждений, приведённых в документе. Уже сейчас мы видим, что при вступлении в партнёрские отношения сам факт наличия нефинансовой отчётности играет большую роль при принятии решения о сотрудничестве. А наличие независимой оценки рассматривается как дополнительный плюс.
– Нужны ли в России единые стандарты нефинансовой отчётности?
– Важна не форма, а качество, достоверность сведений. Поэтому у компаний должно быть право выбора. Я думаю, имеет смысл определить минимальный набор показателей, которые должны быть включены в отчёты. Это позволило бы сравнивать результаты.
– Какова судьба законопроекта «О публичной нефинансовой отчётности»?
– 1 февраля закончился этап общественного обсуждения. Впереди оценка регулирующего воздействия и согласование с ведомствами. Законопроектом определяются организации, которым вменяется обязательное раскрытие информации. Это крупнейшие компании, в том числе с госучастием. Законодатель, на мой взгляд, предусмотрел важную опцию: отчитывайся или объясняй, почему ты этого не делаешь. При этом закон не предусматривает никаких санкций в отношении компаний, которые не раскрывают информацию. Конкуренция заставляет бизнес развивать это направление. Растёт число фондовых бирж, которые предъявляют к котирующимся компаниям требования раскрывать информацию по экологическим и социальным аспектам деятельности, вопросам управления. К началу 2017 года уже 58 фондовых бирж разрабатывают и внедряют рекомендации для своих эмитентов по раскрытию нефинансовых показателей. Российский бизнес должен быть готов к тому, что предоставление нефинансовой отчётности – это глобальная мировая тенденция, и мы не должны её пропустить.
Беседовал Виталий Маслюк
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,
От ручного управления к программно ориентированному
Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,
В чём принципы архитектуры цифровой компании
Рубрики: Корпоративное управление