Дизайн российского подвижного состава – вагонов и локомотивов – в последние годы существенно изменился. К обновлению их облика приложили руку известные в мире индустриального дизайна компании, чьи идеи воплотили в жизнь российские производители. «Пульт управления» узнал, кто «рисует» составы, которые передвигаются по российским железным дорогам.
Обрусевший немец
Поезд «Ласточка» – локализованная версия немецкой пригородной платформы Siemens Desiro. Однако адаптацией вагонов к суровой российской зиме, а колесных тележек – к колее 1520 мм дело не закончилось. «Ласточки», к которым уже успели привыкнуть пассажиры МЦК, Октябрьской и Московской дорог, сильно отличаются от своего германского прототипа. Как рассказал Григорий Голубев, начальник Департамента конструкторских разработок и исследований завода «Уральские локомотивы», где с 2013 года производятся «Ласточки», в первых составах производства Siemens сиденья были установлены лицом к лицу, как в электричках ЭР2. В РЖД такую компоновку салона сочли малокомфортной для пассажиров и потребовали поставить сиденья последовательно. В российской версии вагонов появились и столики для пассажиров. Всё это разработка отдела дизайна подвижного состава «Уральских локомотивов». А дизайн вагонов «Ласточки» ЭС2ГП, отправившейся из Москвы в Иваново 13 марта, – проект дизайнеров из Верхней Пышмы.
Вагон от Audi
Попытки построить двухэтажные вагоны в России предпринимались трижды. В 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ) был создан первый двухэтажный вагон для перевозки переселенцев в Сибирь. Ещё один вагон был построен в Сормово, но дальше дело не пошло.
Вторая попытка была предпринята в конце 70-х: был выпущен купейный вагон, на втором этаже которого располагалась смотровая площадка с панорамным остеклением. Он сделал даже несколько экскурсионных рейсов по маршруту Москва – Рязань. Третья попытка оказалась удачной, и с 2013 года на российских железных дорогах используется несколько модификаций двухэтажных вагонов производства ТВЗ – купейные, сидячие и вагоны-рестораны. Дизайн всех этих вагонов был выполнен силами ТВЗ.
Но среди «двухэтажек» есть исключение – вагон пассажирский двухэтажный с местами для сидения, модель 61-4492 с улучшенным интерьером.
Дизайн салонов этих вагонов был выполнен по заказу ТВЗ компанией Italdesign Giugiaro S.p.A, «дочкой» концерна Volkswagen – бесспорного лидера в области индустриального и автомобильного дизайна.
Эта компания основана в 1968 году и с начала 70-х активно сотрудничает с группой Volkswagen. Её сотрудники разработали дизайн множества моделей автомобилей Volkswagen, BMW, Audi, Ford, Bugatti, Maserati, Lotus и других известных марок. Подразделение индустриального дизайна Italdesign основано в 1992 году в Барселоне и является разработчиком дизайна подвижного состава для таких производителей подвижного состава и железнодорожных компаний, как Alstom, Bombardier, Ansaldo, Stadler, CRRC, Trenitalia, NTV, CAF, Pesa, и других.
«Работая над созданием принципиально новых моделей пассажирского подвижного состава, мы понимали, что та высокая планка, которую мы для себя обозначаем с точки зрения уровня комфорта, безопасности, применяемых технических решений, потребует нового, свежего взгляда на дизайн как экстерьера, так и интерьера», – рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» по взаимодействию с органами власти и корпоративным коммуникациям Артём Леденев.
Дизайн салона этих вагонов был разработан в 2014 году, всего за год. «Мы были поражены ясностью идей и твёрдостью решений заказчика, скоростью и точностью ответов на наши предложения, – сказал Никола Гуельфо, руководитель группы индустриального дизайна Italdesign. – Мы привыкли к тому, что клиенты обычно долго колеблются при выборе вариантов, которые мы предлагаем, но в этом случае процесс был весьма быстрым. Мы отвечали за дизайнерские решения внутреннего интерьера вагонов, ТВЗ – за выбор материалов, технические стандарты и окончательный выбор решений». Дизайн этих вагонов вышел настолько удачным, что в 2016 году получил престижную премию Good Design Award, ежегодно вручаемую чикагским Athenaeum Museum of Architecture and Design Award. Сейчас эти вагоны ходят по маршруту Москва – Воронеж.
Модный приговор
Перевозчикам важно, как выглядят и насколько функциональны локомотивы. Внешний вид новых российских локомотивов, их современные кабины, оснащённые новейшими системами управлениями и информации, – разработка исключительно российских дизайнеров и конструкторов, которые унаследовали лучший опыт своих предшественников.
«Конструкторы советского периода имели очень высокую квалификацию и обладали большим творческим потенциалом, – рассказал директор инженерного центра АО «УК «Брянский машиностроительный завод» Олег Кравченко. – Поэтому в тех или иных элементах конструкции локомотива – форме стёкол кабины машиниста, пульта управления, положения двери в кабину – они, даже не обладая специальными навыками, находили решения, которые не уступали иностранным и даже во многом их превосходили».
Современный грузовой локомотив 2ЭС10 «Гранит» «Уральских локомотивов» и пассажирский ЭП20 «Олимп» Новочеркасского электровозостроительного завода – прямые наследники лучших образцов советского дизайна.
Лев Кадик