Обеспечили транспортом
В программу «Цифровая экономика» включат новое направление
По поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева сейчас активно формируются предложения по включению в федеральную программу «Цифровая экономика» новых направлений, предусматривающих цифровую трансформацию отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями.
Заявка на включение нового направления в программу состоит из пояснительной записки и презентации в соответствии с определённым шаблоном. Её могут подготовить представители бизнес-сообщества при поддержке госорганов. Среди критериев отбора: наличие в команде представителей ведущих компаний отрасли, компетенций в отношении цифровой трансформации этой отрасли, успешных частных проектов, а также готовность реализовывать программу в том числе за счёт частных средств.
На заседании совета по цифровой трансформации экономики при АНО «Цифровая экономика» 12 февраля было рекомендовано включить в федеральную программу «Цифровая экономика» новое направление – «Цифровой транспорт и логистика». Из протокола заседания совета следует, что заявку о включении этого направления подали ОАО «РЖД», оператор системы взимания платы с грузового транспорта «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы» и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», специализирующееся на IТ-решениях для отрасли. Она отправлена в подкомиссию по цифровой экономике, возглавляемую первым заместителем руководителя аппарата Правительства России Максимом Акимовым, где и будет решена её судьба.
Напомним, программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике была принята в середине 2017 года и рассчитана до 2024 года. Её цель – внедрение цифровых технологий во всех областях жизни. К 2024 году в России должны работать не менее 10 конкурентоспособных на глобальных рынках компаний-лидеров, столько же успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики (например, цифровые университеты). Кроме того, не менее 500 малых и средних предприятий должны вести бизнес в сфере цифровых технологий и оказания цифровых услуг.
План реализации «цифровой экономики» предусматривает финансирование в размере 500 млрд руб., из которых бюджетные средства составляют 150 млрд. Сейчас программа включает пять направлений: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Кадры и образование», «Нормативное регулирование» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов».
Как рассказал директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин во время выступления на Съезде транспортников, прошедшем в феврале в Российском университете транспорта (МИИТ), в конце 2017 года научно-технический совет компании утвердил концепцию проекта «Цифровая железная дорога», предполагающего развитие цифровых технологий холдинга. Проект призван объединить усилия по трансформации ОАО «РЖД» с реализацией государственной программы «Цифровая экономика», а также определить технологические инструменты реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» на период до 2025 года.
Компания уже внедряет ряд цифровых технологий, позволивших повысить клиентоориентированность железнодорожного транспорта и эффективность его работы. Так, запущена электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». Активно развивается электронный документооборот и безбумажное взаимодействие с федеральными органами власти и участниками перевозочного процесса. Большой популярностью пользуются мобильные приложения для пассажиров, с помощью которых можно приобрести билет и получить обратную связь об услугах.
«На железных дорогах есть особенности – пассажиры проводят на нашей инфраструктуре больше времени, чем, например, в самолётах. Поэтому важно предоставить им качественный сервис, весь набор сопутствующих услуг и товаров в пути. В прошлом году мы запустили проект «Инновационная мобильность». Его целью является запуск и развитие в стране полноценной платформы инновационной мобильности, предоставляющей услуги планирования, бронирования и оплаты перевозки пассажиров различными видами транспорта, а также дополнительные сопутствующие услуги через единый интерфейс, – рассказал Евгений Чаркин. – Однако для дальнейшего развития проекта понадобится серьёзная госпомощь с точки зрения нормативного регулирования, поскольку понятия «сквозного билета» законом до сих пор не предусмотрено».
«Цифровая железная дорога» также включает развитие таких IT‑технологий, как большие данные, промышленный Интернет, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности. Их внедрение позволит оптимизировать использование ресурсов и усовершенствовать IT-ландшафт холдинга, развивать малолюдные и безлюдные технологии, использовать высокоэффективные методы диагностики и прогнозирования, обучения персонала.
Тема цифровизации железнодорожной отрасли является предметом активного обсуждения в студенческой и научной среде. Лучшие студенческие рефераты на эту тему, в которых предлагаются конкретные решения, представлены в рубрике «Наука» на стр. 50–57.
Юлия Соловьёва
Досье локомотивов
Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа,
Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД
Рубрики: IT-технологии
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),
Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения
Рубрики: IT-технологии