Со времени III Железнодорожного съезда, который состоялся в Москве 29 ноября 2017 года, прошло четыре месяца. «Пульт управления» выяснил, как на сети выполняются принятые на нём решения.
Развитие транспортной инфраструктуры
Как заявил на съезде генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, «безусловным приоритетом станет реализация принципа опережающего развития транспортной инфраструктуры». Важной составляющей развития инфраструктуры станет новое масштабное строительство.
«Самое главное – уже в ближайшие годы железная дорога придёт в те регионы, где её никогда не было, – говорил на съезде Олег Белозёров. – Мы начинаем реализацию проектов, задуманных нашими предшественниками многие годы назад. … Логическим продолжением работ по модернизации Восточного полигона должен стать транспортный переход на Сахалин, появление которого, уверен, откроет совершенно новые возможности для российских железных дорог в рамках развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона» (подробнее об этом проекте – в материале «Переходный период», стр. 12–15).
Вопрос развития инфраструктуры актуален для всей сети. Интересен опыт Свердловской магистрали. Здесь в 2018 году инвестиции в развитие составят 27,4 млрд руб., рассказал Алексей Пидяшов, главный инженер Свердловской дороги. Наибольший объём вложений запланирован в крупные инфраструктурные проекты, которые способны дать ощутимый системный эффект не только для магистрали, но и для отрасли в целом.
Так, на завершение работ по проекту «Развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево» будет направлено 3,9 млрд руб. Выделенные средства позволят обеспечить ввод в эксплуатацию 26,84 км вторых путей на перегонах Островной – Обский, б/п 504-й км – Салым, Юнг-Ях – Ай-Ягун, а также завершить реконструкцию станций Тобольск (второй этап) и Демьянка (12,8 км путей и 91 стрелочный перевод), продолжить реконструкцию станции Сургут. От Тобольска до Сургута перегоны станут полностью двухпутными. Пропускная способность направления будет увеличена в два раза. В результате будет не только обеспечен вывоз прогнозируемого объёма нефтехимических грузов с севера УрФО, но и снизятся удельные затраты на перевозку тонны продукции.
Другим важнейшим инфраструктурным проектом, который финиширует в 2018 году, станет строительство третьего электрифицированного пути на участке Косулино – Баженово на главном ходу Транссиба. В настоящее время пропускная способность на данном направлении используется практически по максимуму. Участок Косулино – Баженово является барьерным местом для пропуска перспективного вагонопотока нефтехимических грузов с севера УрФО, а также транзитных тяжеловесных составов из регионов Кузбасса к портам Северо-Запада.
В этом году запланирован ввод в эксплуатацию третьего пути с электрификацией на всём участке Косулино – Баженово (18,3 км главных путей и 13,8 км станционных).
В связи с прогнозируемым ростом перевозок в Березниковско-Соликамском узле в ОАО «РЖД» разработана комплексная программа развития инфраструктуры на направлении Соликамск – Пермь. Обеспечение опережающего развития железнодорожной инфраструктуры Верхнекамья связано прежде всего со строительством новых горно-обогатительных комбинатов на севере Пермского края. Грузопоток на направлении Соликамск – Пермь-Сортировочная может увеличиться: к 2020 году – на 18,4%, а к 2030-му – на 45,3%. Проект развития направления Соликамск – Пермь-Сортировочная планируется реализовать в два этапа. Цель первого этапа (до 2021 года) – увеличение провозной способности с 20,3 млн до 24,1 млн тонн в год. Для этого будет проведена реконструкция 12 станций с удлинением приёмо-отправочных путей, усилена система тягового электроснабжения. В настоящее время в рамках первого этапа начаты проектно-изыскательские работы реконструкции 11 станций, монтажа девяти вольто-добавочных устройств и строительства двух тяговых подстанций на данном направлении. Цель второго этапа (до 2025 года) – увеличение провозной способности с 24,1 млн до 33,6 млн тонн в год. Для этого необходимо построить 16,9 км вторых главных путей и три разъезда, реконструировать четыре станции.
Интеграция в транспортную сеть агломераций
Ещё одна задача, которую необходимо решать для привлечения пассажиров на железную дорогу, – интеграция в транспортную сеть агломераций. Первой ласточкой был запуск Московского центрального кольца.
Следующим шагом станет реализация проекта Московских центральных диаметров (МЦД). Это совместный проект ОАО «РЖД» и столичного правительства, одобренный в конце прошлого года.
Пилотные маршруты МЦД: Одинцово – Лобня (МЦД-1, смоленско-савёловское направление) и Нахабино – Подольск (МЦД-2, курско-рижское направление). Первые поезда пойдут по ним уже в середине 2019 года. «На этих направлениях много потенциальных интеграций с другими видами транспорта (метро, МЦК, «Сапсан», «Ласточка») и, кроме того, не требуется слишком существенных вложений в инфраструктуру, – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Центра по развитию Московского транспортного узла Пётр Кацыв. – Все расходы росcийские железные дороги и правительство Москвы будут нести 50 на 50, источники финансирования у нас уже определены».
На втором этапе проекта планируется соединить октябрьское, павелецкое, казанское, ярославское, рижское и горьковское направления, создав 17 сквозных маршрутов, среди них Зеленоград – Раменское, Пушкино/Королёв – Раменское, Зеленоград – Подольск, Нахабино – Железнодорожный и Одинцово – Железнодорожный. Завершение работ по второму этапу планируется к 2025 году. По прогнозам, на перечисленных направлениях в год будет перевозиться 301,4 млн человек (продолжение темы на стр. 16–17 «Столичная электричка»).
Дружелюбные вокзалы
«Мы обязаны сформировать новый облик вокзалов, сделать их естественной частью городского ландшафта, точками притяжения, центрами культурной жизни, домом для наших пассажиров, в котором находиться комфортно, а возвращаться радостно и приятно», – говорил на съезде глава холдинга.
Как на местах решается эта задача?
По словам начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Андрея Комаровского, в модернизацию вокзалов станций Самара, Саранск и Рузаевка компания «РЖД» инвестировала более 1 млрд руб. Все три вокзала будут задействованы во время проведения чемпионата мира по футболу в этом году. В ходе реконструкции особое внимание уделяется совершенствованию систем безопасности и информирования пассажиров, а также созданию безбарьерной среды.
На вокзале Пенза-1, Саранск, Рузаевка, Кузнецк и Моршанск обустроены пандусы, уложена тактильная плитка на платформах, установлены откидные поручни и дверные ручки нажимного действия в санузлах. В санитарных комнатах предусмотрено оборудование для колясочников. На вокзалах – низкие окна билетных касс, доступные для инвалидов-колясочников, аналогично размещены и информационно-справочные установки. Для слабослышащих установлены индукционные системы.
На вокзале Ульяновск-Центральный в этом году стартовал второй этап модернизации пассажирской инфраструктуры. В планах – удлинение пешеходного туннеля на третью платформу и внедрение современных досмотровых установок и камер видеонаблюдения. Здесь тоже ведутся работы по адаптации инфраструктуры вокзала для маломобильных групп населения.
«Для работы с маломобильными пассажирами готовится и персонал вокзалов. Отдельным элементом в их подготовке станет тренинг Всероссийского общества инвалидов, в рамках которого сотрудников вокзальных комплексов обучат особенностям взаимодействия с маломобильными группами населения», – пояснил Андрей Комаровский.
О том, что удобство пассажиров является приоритетом, говорит и Виталий Воробьёв, заместитель начальника Юго-Восточной дирекции железнодорожных вокзалов: «Огромное внимание уделяется доступности инфраструктуры для инвалидов. Каждый реконструируемый вокзал оснащаем всем необходимым для слабовидящих людей и маломобильных граждан – от пандусов до тактильной плитки. Все необходимые требования подрядчики обязаны выполнить».
В рамках проекта «Адаптация пассажирской инфраструктуры для маломобильных пассажиров» на вокзалах ЮВЖД до 2019 года будут установлены подъёмники-ступенькоходы, которые позволят людям в инвалидных колясках самостоятельно подниматься по лестничным маршам пассажирских зданий. Инфраструктура вокзальных комплексов пополнится также индукционным оборудованием для инвалидов по слуху. Эти нововведения для людей с ограниченными возможностями здоровья появятся на вокзале Мичуринск-Уральский, Кирсанов, Ртищево, Балашов-Пассажирский, Сердобск.
Всего в прошлом году на работы по модернизации вокзальных комплексов только в Мичуринском регионе ЮВЖД выделено 260 млн руб.
По словам Виталия Воробьёва, в этом году работы по реконструкции проводятся на вокзалах Тамбова и Кирсанова. Оба здания были построены в XIX веке, в ходе реконструкции их исторический облик будет сохранён.
На вокзале Тамбова строители сменили кровлю, монтируют новую систему отопления и занимаются внутренней отделкой. Ещё предстоит сделать ремонт технических помещений, пассажирской платформы первого пути и модернизировать противопожарные и охранные системы вокзала. Вокзал будет отвечать всем современным требованиям: комфортные залы ожидания и комнаты отдыха, удобная навигация. Инвестиции ОАО «РЖД» в реализацию проекта составят почти 70 млн руб.
В начале мая планируется завершить комплекс реставрационных работ на вокзале в городе Кирсанове. Строители уже отремонтировали пешеходные переходы, создали новую логистику освещения платформ, усилили конструкцию самого вокзального здания. Кроме того, установлены камеры видеонаблюдения, системы экстренной связи, элементы справочной инфраструктуры.
Работы по адаптации платформ и вокзальных комплексов активно ведутся в Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, рассказал Эдуард Попов, и.о. главного инженера Северо-Кавказской РДЖВ. Так, продолжаются строительно-монтажные работы на вокзале Туапсе, в этом году начнутся работы на вокзале Пятигорск.
Завершились работы по модернизации вокзала Ростов-Главный общей стоимостью около 700 млн руб. В ходе инспекции 14 марта генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил: «На вокзале внедрена масса новшеств, которые полностью соответствуют требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня». На вокзале построили новый досмотровый павильон с пропускной способностью около 3 тыс. пассажиров в час. На первом этаже начал работать кассовый зал открытого типа с электронной очередью. Реконструирован зал повышенной комфортности. На втором этаже – детская площадка.
На 20 вокзалах Северо-Кавказской РДЖВ заключён договор на оказание услуг помощи маломобильным пассажирам, добавил Эдуард Попов. Среди них: Ростов-Главный, Анапа, Новороссийск, Тоннельная, Краснодар-1, Армавир-1, Горячий Ключ, Адлер, Сочи, Лоо, Хоста, Туапсе, Лазаревская, Минеральные Воды, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Невинномысск, Махачкала, Прохладная.
Грузовые перевозки
«Мы оцениваем прирост погрузки к 2025 году на уровне 300 млн тонн. Удобный сервис для клиентов без бюрократии и с широким использованием интернет-технологий будет сопровождаться ростом качества, надёжности и безопасности перевозок. В этом залог успеха», – заявил на съезде глава холдинга.
Рассмотрим, что делается в этом направлении, на примере Октябрьской дороги. Рассказывает Денис Бочило, заместитель начальника Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания: «Дорога планомерно работает над ростом погрузки. Так, по итогам января 2018 года погрузка по дороге составила 7,8 млн тонн, что на 9,6% выше уровня 2017 года. А объём погрузки в феврале составил 7,5 млн тонн, что на 1,8% выше уровня 2017 года. В целом по итогам двух месяцев 2018 года погрузка грузов по дороге составила 15,3 млн тонн, что на 5,6%, или на 0,8 млн тонн, выше уровня аналогичного периода 2017 года. Положительная динамика достигнута прежде всего за счёт обеспечения погрузки строительных грузов. Так, по итогам двух месяцев этого года прирост погрузки строительных грузов к уровню аналогичного периода прошлого года составил 30%, или 0,9 млн тонн.
Такому значительному росту перевозок способствовало улучшение обеспечения порожним подвижным составом под погрузку щебня грузоотправителей Республики Карелия и Ленинградской области, чему, в свою очередь, способствовала проводимая совместная работа по обеспечению полувагонами, в том числе АО «Федеральная грузовая компания».
Кроме массовых строительных грузов, благодаря ритмичному обеспечению погрузочными ресурсами к уровню 2017 года удалось обеспечить значительный рост погрузки высокодоходных грузов: минеральных и химических удобрений (на 7,7%), импортных грузов (на 7%), грузов в контейнерах (на 8,3%). Погрузка автомобилей железнодорожным транспортом увеличена в два раза с учётом предоставленных ОАО «РЖД» тарифных скидок. В марте планируется погрузка 8,7 млн тонн с ростом к уровню аналогичного периода прошлого года на 3,1%. Кроме того, все последние годы отмечены ростом экспортно-импортных перевозок через морские порты. В 2017 году общий грузопоток через припортовые станции Октябрьской железной дороги достиг 141 млн тонн, что на 8,8% выше уровня 2016 года.
Столь существенный объём прироста обусловлен прежде всего планомерным развитием перегрузочных комплексов в морском торговом порту Усть-Луга. В 2017 году железнодорожный грузооборот порта Усть-Луга составил 69 млн тонн, увеличившись на 11,4% к уровню 2016 года, что стало возможным благодаря умелому технологическому взаимодействию железной дороги, станции и терминальных комплексов.
В 2017 году динамика роста железнодорожного грузооборота по припортовым станциям Октябрьской дороги связана с увеличением на 24% перевалки каменного угля, с существенным ростом (на 12%) перевалки минеральных и химических удобрений и химикатов (на 13%) и контейнерных грузов (на 10%). По итогам первых двух месяцев 2018 года тенденция роста выгрузки грузов продолжена, железнодорожный грузооборот припортовых станций составил 25 млн тонн, что на 2,6 млн тонн, или на 11,8%, выше аналогичного периода 2017 года. Увеличены перевозки каменного угля (на 15%), нефтепродуктов (на 7%), удобрений (на 12%) и других грузов. Железнодорожный грузооборот крупнейшего морского порта Усть-Луга увеличился в целом на 11%».
Ремонт без просрочек
Просрочки по капитальным ремонтам локомотивов – всё ещё актуальная проблема. Но к 2021 году, согласно поставленной на III Железнодорожном съезде задаче, все просрочки должны быть устранены. К 2025 году должен быть закрыт вопрос о просрочке ремонта пути.
«Пульт управления» выяснил, как по этой проблеме работают на Северо-Кавказской дороге.
Сергей Зюбин, заместитель начальника Северо-Кавказской дирекции тяги по планированию и контролю ремонта локомотивов, рассказал: «Приписной парк грузовых электровозов переменного тока Северо-Кавказской дирекции тяги на 1 марта составлял 308 тяговых единиц, из них 53 тяговые единицы находятся на консервации и подлежат исключению из инвентаря.
При анализе парка локомотивов серии ВЛ80в/и с учётом программы заводских видов ремонта из эксплуатации до конца 2018 года будет изъято 38 локомотивов ВЛ80в/и, что составит ежемесячно по 3–4 электровоза. В соответствии с утверждённой программой поставки нового тягового подвижного состава на 2018 год, а также списания и унификации парка по полигонам эксплуатации на Северо-Кавказскую дирекцию тяги планируется поставить 30 электровозов серии ВЛ80с с Октябрьской дирекции тяги за счёт замены парка грузовых электровозов переменного тока на новую серию 2ЭС5К. К 2021 году закончится срок службы у 58 электровозов серий ВЛ80т и ВЛ80к. Руководством Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» приняты все меры по этапной замене парка грузовых электровозов переменного тока на новые серии и установлению повышенной программы ремонта на локомотиворемонтных заводах с целью поддержания технического состояния электровозов и исключения перепростоя локомотивов по превышению межремонтных пробегов».
Бережливое производство
Бережливое производство является важной составляющей снижения издержек. Об эффективности внедрения «Бережливого производства», связанного с маневровыми операциями на сортировочной станции Лянгасово, рассказал Андрей Романов, заместитель главного инженера Горьковской железной дороги по Кировскому территориальному управлению. «В последние годы грузовые поезда, подлежащие здесь расформированию, значительно увеличили массу. Она нередко требует более мощного локомотива, чем маневровый тепловоз ЧМЭ3, – говорит он. – Узловая технологическая группа предложила использовать в качестве тяги для надвига поездов при расформировании двухсекционный электровоз ВЛ80с. Он способен доставить на горку за один раз больше вагонов, чем маневровый тепловоз.
Были электрифицированы два пути из предгорочного парка, по которым идёт надвиг. Новая технология увеличила производительность труда движенцев – составителей поездов, открыла перспективу повышения перерабатывающей способности станции и принесла экономию Дирекции тяги: стоимость расходуемой электроэнергии оказывается существенно ниже необходимого для тех же операций дизельного топлива. При суммировании общего годового экономического эффекта от этого проекта во всех дирекциях получилось около 3 млн руб.».