В январе прошлого года Организация Объединенных Наций (ООН) объявила 2017 год Международным годом устойчивого развития туризма, признавая огромный потенциал индустрии туризма, на долю которой приходится примерно 10% экономической активности в мире.
Мировая железнодорожная отрасль, безусловно, является одним из гарантов развития туристического рынка. Ещё год назад – 12–14 октября 2016 года – на проходившей в Вене 13-й конференции Международного союза железных дорог по вопросам устойчивого развития члены МСЖД инициировали проект TopRail, направленный на институционализацию регуляторной среды в этой области и формирование единой логики управления туристическим сегментом пассажирского транспорта.
По итогам венской встречи руководству МСЖД было поручено создать проект методических рекомендаций для обеспечения планомерного развития туризма на объектах железной дороги. Рабочую группу возглавил Карлос Эспульгас, начальник Каталонской железной дороги (Испания).
26 сентября 2017 года документ был опубликован на специальном портале проекта toprail.org. Регламент содержит четыре комплексные таблицы, где зафиксированы принципы эффективного менеджмента, максимизации позитивных последствий для экономической, социальной, культурной и окружающей среды. Документ также чётко фиксирует объекты вокруг железнодорожной инфраструктуры, подлежащие охране для сохранения туристической привлекательности территорий.
На сегодняшний день в TopRail сложилось чёткое понимание роли туристической составляющей железнодорожного транспорта в трёх измерениях – устойчивый туризм (качественно разработанные и оказанные туристические услуги на железной дороге, опирающиеся на социальные, экономические и экологические аспекты устойчивого развития); региональное развитие (такой подход обеспечивает доступность объектов истории, культуры и отдыха и обеспечивает пассажиропоток перевозчикам); защита культурного наследия (инфраструктура и подвижной состав исторических железных дорог должны поддерживаться в достойных условиях, поскольку от этого зависит идентичность самих железнодорожных компаний).
На сегодняшний день участниками проекта являются перевозчики, представляющие Австрию, Венгрию, Грецию, Ирландию, Каталонию, Канаду, Португалию, Россию, Словению, Швейцарию, Эквадор, Южную Корею и Японию, а также ряд общественных организаций – Европейскую федерацию железнодорожных музеев и туризма и Французскую ассоциацию исторического наследия железных дорог.
«Туристическая отрасль и транспорт неразрывно связаны», – утверждает проектный менеджер TopRail Ванесса Перес. «Хотя на сегодняшний день на железную дорогу приходится всего 2% от общего объёма нерегулярных пассажирских перевозок, существует огромный потенциал развития данного направления. Как следует из отчёта Всемирной туристической организации UNWTO, ежегодно международные туристические перевозки будут возрастать на 3,3%. К 2030 году ожидается достичь общего показателя в 1,8 млрд туристов. Естественно, что такой взрывной рост скажется и на железнодорожной отрасли».
НАША МАРКА
В России железнодорожный туризм начал активно развиваться в послевоенное время. Первые поездки на туристическо-экскурсионных поездах дальнего следования были организованы Центральным советом по туризму и экскурсиям при ВЦСПС совместно с Министерством путей сообщения в 1969 году. Тогда было организовано пять туристических маршрутов, которые обслуживали около 2000 человек ежегодно.
Наиболее массовыми стали путешествия в пассажирских и скорых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно внутри СССР по железной дороге путешествовали более 4 млн туристов.
К 1983 году существовало уже более 1600 туристических рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. Продолжительность путешествий могла составлять от одного дня до четырёх недель в зависимости от программы и стоимости поездки. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоёвывая симпатии любителей туризма и экскурсий.
Самый популярный и самый длительный маршрут (32 дня) пролегал от Владивостока через Сибирь, Москву, Ленинград, по столицам прибалтийских республик к Киеву и оканчивался в Евпатории. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским городам, Кавказу, Прибалтике, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге.
Туристическо-экскурсионные бюро занимались также организацией однодневных туристических поездов «Снежинка», «Лыжник» и «Турист». Среди туристических поездов в своё время были очень популярны и так называемые «поезда здоровья», появившиеся в 1966 году.
После распада Советского Союза железнодорожный туризм утратил свой массовый характер.
Однако в 2005 году руководство ОАО «Российские железные дороги» приняло решение о возрождении такого вида перевозок. Тогда же было создано общество «РЖД Тур», призванное осуществлять функции в области внутреннего и въездного железнодорожного туризма, формирования специальных тематических поездов, а также реализации комплексных проектов с использованием железнодорожных перевозок и возможностей железнодорожной инфраструктуры.
На сегодняшний день управлением железнодорожными туристическими перевозками занимается отдел коммерческих и туристических перевозок Федеральной пассажирской компании, а реализацией услуг – её дочерняя структура «РЖД Тур».
В интервью газете «Гудок» генеральный директор компании «РЖД Тур» Сергей Ильягуев упомянул, что одной из первых на современном этапе развития железнодорожного туризма в России была концепция поезда выходного дня. Запуск данного продукта сопровождался в своё время масштабной работой по созданию агентской сети и организации взаимодействия с гостиничными комплексами.
Проект экскурсионных поездов выходного дня существует до сих пор, хотя и в несколько изменённом виде. Туристические маршруты охватывают самые популярные круглогодичные места отдыха в России: Транссибирскую магистраль, Кругобайкальскую железную дорогу, Золотое кольцо, а также предновогодние поездки к Деду Морозу в Великий Устюг из Москвы и Санкт-Петербурга.
Оригинальный продукт для юных пассажиров был создан на полигоне Куйбышевского филиала ФПК. «Вагон знаний» – познавательные путешествия для школьников на комфортабельных поездах «Дневной экспресс», которые включают в себя интерактивно-образовательную программу в пути следования. Поездки в группах по десять человек осуществляются из Самары в Казань, Пензу, Уфу, Ульяновск и Саратов. Данный проект помимо популяризации железной дороги призван также познакомить школьников с географией соседних регионов.
Продвижение железнодорожного туризма постепенно получает поддержку на государственном уровне. Так, «РЖД Тур» сегодня входит в различные консультативные структуры при федеральных органах власти. Компания представлена в Совете по развитию внутреннего и въездного туризма при Министерстве культуры, а также в координационных советах по реализации проектов «Великий чайный путь» и «Серебряное ожерелье» Ростуризма.
СПРАВКА
Железнодорожный туризм за рубежом
Комплексное развитие железнодорожный туризм получил в государствах – членах TopRail. К числу наиболее известных маршрутов относится возрожденный Восточный экспресс, отправляющийся по маршрутам Лондон – Венеция и Париж – Верона с периодичностью один раз в две недели в весенне-осенний сезон. Самые длинные маршруты (помимо российской Транссибирской магистрали) пролегают по территории Скалистых гор в Канаде, а также по южному побережью Австралии. Среди европейских туров особую популярность имеет Дунайский экспресс, запущенный в 2008 году по маршруту Будапешт – Венеция.
В рамках маркетинговой кампании «Невероятная Индия», направленной на продвижение туризма, Министерством железных дорог Индии совместно с Индийской корпорацией общественного питания и туризма (IRCTC, дочерняя структура Indian Railways) в 2012 году был создан интернет-портал, предоставляющий возможность покупки билетов, бронирования гостиниц и ресторанов, заказа билетов в музеи и галереи и многое другое на базе единой платформы. В течение короткого срока, уже к 2013 году, портал IRCTC-Tourism стал самым крупным транспортным интернет-проектом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По состоянию на 2017 год ежедневно сайтом пользуются более 13,4 млн пассажиров.
Регуляторная политика железнодорожного туризма в большинстве государств осуществляется в рамках действующего отраслевого законодательства. Отдельные попытки создания комплексного документа предпринимались представителями туристических ассоциаций в Великобритании в 1992 году (как нормативный акт о транспортном туризме), в Ирландии – в 2006 году, в Замбии – в 2015 году. В 2010 году в австралийском штате Виктория был принят акт о туристических и исторических железных дорогах, вводящий лицензирование перевозчиков на осуществление экскурсионно-транспортных услуг.
МНЕНИЕ
Карлос Касос,
председатель TopRail:
– Насколько новыми для отрасли стали проекты по созданию системы защиты интересов железнодорожных перевозчиков на туристическом рынке?
– Туристический рынок традиционно интересовал железнодорожных операторов. Действительно, в контексте падения популярности пассажирских перевозок по железной дороге некоторые компании сейчас больше обращают внимание на грузоперевозки или высокоскоростные магистрали. В некоторых случаях, когда ресурс оператора небольшой, ему сложно отвечать требованиям туристического сегмента перевозок, включая создание благоприятной для клиента среды, сохранение материального наследия, формирование особой ценовой политики и многое другое.
Туристический рынок всегда был частью нашей отрасли, но, откровенно говоря, многие, даже крупные компании, открывают его заново. Сегодня мы наблюдаем, как большие операторы адаптируют свои продукты под туризм, а маленькие компании при поддержке некоммерческих организаций пытаются развивать дополнительные услуги, связанные с железнодорожным туризмом и сохранением культурного наследия железной дороги.
Венская конференция 2016 года по вопросам устойчивого развития позволила доказать наличие у железной дороги обширного потенциала в создании альтернативных туристических продуктов не только с транспортной точки зрения, но благодаря тесным контактам с местными сообществами в части развития бизнеса и сохранения культуры.
– Можно ли назвать TopRail органом международного регулирования национальных стратегий железнодорожного туризма?
– TopRail не собирается исполнять роль диктатора. Наша организация была учреждена как инициатива МСЖД и ряда её членов для того, чтобы актуализировать проблему включения как железнодорожных, так и туристических операторов в единую среду делового взаимодействия.
Главная цель TopRail – подталкивать развитие продуктов, связанных с железнодорожным туризмом, посредством создания регуляторной среды как модели управления рынком. Буквально недавно мы разработали Регламент по устойчивому развитию туризма. Также мы стремимся способствовать сотрудничеству и обмену опытом между членами организации, пытаемся популяризировать этот сегмент железнодорожных перевозок.
Мы приветствуем любое сотрудничество с другими организациями, однако по статусу TopRail формально является лишь рабочей группой в рамках МСЖД. Мы ищем пути выстраивания институционального взаимодействия на всех уровнях, чтобы развивать общие инициативы начиная с региональных туристических ведомств до национальных правительств и международных органов, таких как ОЭСР и Всемирная туристическая организация при ООН.
– Сохранение культурного наследия – одна из задач TopRail. Насколько успешно удаётся выстраивать диалог с национальными железнодорожными музеями?
– Мы подписали соглашения с двумя организациями, занимающимися проблемой исторического наследия, – Европейской федерацией железнодорожных музеев и Французской ассоциацией исторического наследия железных дорог. Помимо этого стоит отметить усилия отдельных компаний – операторов сети в деле сохранения и приумножения культурно-исторического наследия – от состояния путей исторических дорог до реставрации архитектурных и инженерных объектов.
– Как вы оцениваете роль компании «Российские железные дороги» в деятельности TopRail?
– Российский рынок железнодорожного туризма является крупнейшим в мире. Вы предоставляете широкий спектр различных туристических продуктов – от поездок выходного дня к достопримечательностям до комплексных программ сохранения культурного наследия на магистралях. И именно по территории России пролегает самый длинный и самый известный туристический маршрут – Транссибирская магистраль.
РЖД занимают значимые позиции на рынке железнодорожного туризма, особенно по поездам высокого класса и маршрутам дальнего следования, они являются важнейшим субъектом отрасли, чьё сотрудничество с другими игроками может существенно укрепить интеграцию всего рынка в таких областях, как устойчивость развития и клиентоориентированность. Ценность такого партнёра состоит ещё в том, что РЖД – одна из немногих компаний, вбирающих в себя весь спектр услуг железнодорожного туризма.
– Какие перспективы и трудности вы видите в вопросе регулирования железнодорожного туризма?
– В первую очередь стоит сказать, что развитие железнодорожного туризма во многом зависит от индивидуального вклада каждой компании и зачастую связано с краткосрочными решениями, а не с разработкой долгосрочных стратегий. Однако это представление о рынке меняется буквально на глазах.
Расширение рынка железнодорожного туризма требует формирования свободного пространства для обмена коммерческой и технической информацией в целях создания единых механизмов преодоления отраслевых проблем. TopRail предлагает свои услуги по выработке модельных документов тем государствам, где уделяется большое внимание правовому регулированию пассажирских услуг на железной дороге.
Железная дорога доказала своё преимущество перед другими видами транспорта в оказании оригинальных и качественных туристических услуг, которые не только отвечают запросам рынка в плане требований прибыльности и удовлетворения потребностей пассажиров, но и направлены на устойчивое развитие территорий, сохранение культурного наследия и развитие культурно-исторического просвещения населения.
МНЕНИЕ
Яап Ниивег,
председатель Европейской федерации железнодорожных музеев и туризма:
– Каковы цели создания вашей федерации?
– Несмотря на длительную историю сотрудничества железнодорожных музеев, только в 1989 году по инициативе Британской ассоциации обществ любителей железной дороги была созвана первая конференция профильных объединений европейских стран в Утрехте (Нидерланды). В течение 1991–1994 годов активно прорабатывался вопрос создания единого документа, целью которого являлась правовая организация совместной деятельности данных объединений, научных исследований и представительства интересов в Европейском сообществе. С 1994 года Европейская федерация железнодорожных музеев и туризма, находящаяся в бельгийском Лёвене, гарантирует соблюдение Основного договора организации. В 2002 году была подписана знаковая Рижская хартия по культурному наследию, подписанная всеми 24 государствами-членами.
На сегодняшний день в организации состоят 653 организации из 24 стран, включая Российский музей паровозов в Переяславле-Залесском. Доминирующее положение в федерации занимают Великобритания (268 членов), Германия (89) и Франция (85). Основная деятельность организации направлена в большей степени не на регулирование туризма, а на поддержание достойных условий самих туристических объектов на железнодорожном транспорте.
– Что на текущей повестке дня?
– Совсем недавно мы разработали Стратегический план на период 2017–2022 годов, обозначающий проблемы и вызовы, которые необходимо решать в целях устойчивого развития исторических железных дорог и трамвайных систем в условиях постоянно меняющегося мира.
В ближайшей перспективе мы ожидаем ужесточения экологических норм и правил, что позволит обратить общественное внимание на проблему сохранения культурного наследия железной дороги и предоставит возможность членам федерации увеличить посещаемость объектов и вести более активную работу по популяризации нашего вида транспорта.
– Каким образом осуществляется взаимодействие со специализированной рабочей группой TopRail при МСЖД? Чего за это время удалось вам добиться?
– Я могу заверить, что наше представительство в TopRail не случайно: программа рабочей группы имеет большой потенциал при реализации, поскольку она открывает возможности по обеспечению большей доступности и открытости информации об объектах железнодорожного туризма – дорогах и музеях, где с радушием ждут посетителей. На данный момент работа идёт исключительно в информационном ключе, происходит обмен опытом между различными операторами – участниками рабочей группы. Главным достижением на этом уровне можно считать существенное увеличение посещаемости нашего официального интернет-портала.
Не стоит удивляться слабой интенсивности контактов между железнодорожными музеями и историческими дорогами. Это связано со спецификой их деятельности, ориентацией на выстраивание каналов взаимодействия в большей степени с местными органами власти, нежели с аналогичными организациями на международном уровне.
Профильные музеи в России весьма отличаются друг от друга, что говорит о большей значимости и актуальности внутрироссийского диалога железнодорожных музейщиков и туристического бизнеса. Тем не менее я не вижу никаких институциональных проблем и горячо приветствую развитие отношений с российскими железнодорожными музеями и РЖД по конкретным вопросам и проектам.
Янош Станкович