Весёлый «Попутчик»
Денис Азерников
Денис Азерников
заместитель генерального директора Центральной станции связи, филиала ОАО «РЖД»

Весёлый «Попутчик»

Пассажир поезда должен чувствовать себя в привычной среде
Новый проект для пассажиров, который мы начали реализовывать, называется «Инновационная мобильность». Его концепция проста: сделать так, чтобы во время путешествия по железным дорогам у пассажира была привычная среда – Интернет, сервисы электронной коммерции и мультимедийные сервисы.

В рамках этого проекта в поездах внедряется информационно-развлекательная система «Попутчик». Это портал, который обеспечивает постоянный доступ к мультимедийному контенту. Он даёт пассажиру возможность чётко спланировать свою поездку, заказать туристические услуги и получить всю необходимую информацию о пути следования. Но для этого нужна качественная телекоммуникационная инфраструктура. И это главная проблема, поскольку сигнал, который передаётся на борт поезда, берётся с инфраструктуры сотовых операторов, а у них есть сложности с качественным покрытием.

Сейчас запущен проект модернизации оборудования на поездах «Сапсан», что позволит предоставить клиентам качественную связь на большей скорости. В рамках данной программы совместно с оператором мобильной связи на поездах «первой серии» (речь идёт о «Сапсанах», которые были первыми запущены в эксплуатацию, – ЭВС1 и ЭВС2. – Ред.) производится замена репитерного оборудования – системы ЭВС1 меняются на устройства, поддерживающие LTE (стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных телефонов и других терминалов). Кроме того, достигнута договорённость между компаниями «МегаФон» и МТС о взаимном открытии частот в подвижном составе. До конца нынешнего года будет завершена модернизация инфраструктуры сотовых операторов вдоль главного хода Москва – Санкт-Петербург. Уже сегодня абоненты «МегаФона» и МТС практически на всём пути следования поездов «Сапсан» имеют качественную связь 4-го поколения.

Ещё одной услугой, предоставляемой на скоростных поездах, является доступ по Wi-Fi к информационно-развлекательному порталу «Попутчик» и сети Интернет. Заметим, что сейчас «Попутчик» проходит тестовую эксплуатацию в фирменных поездах АО «Федеральная пассажирская компания».

И здесь пассажиров ждут в ближайшее время приятные сюрпризы. Во-первых, «Попутчик» в специальной версии появится и на «Сапсане». Во-вторых, модернизация информационной магистрали на поездах «первой серии» позволит значительно увеличить объём и качество мультимедийного контента.

До конца года «Попутчик» впервые появится и на борту «Ласточек» на маршруте Санкт-Петербург – Петрозаводск. К слову, пассажиры Московского центрального кольца практически с момента его запуска пользуются услугой Wi-Fi «MT-Free», предоставляемой на общественном транспорте столицы.

Чтобы улучшить качество доступа к сети Интернет в поездах «Сапсан», проводятся замена антенных устройств и модернизация оборудования агрегации трафика. Но качество этой услуги напрямую зависит от покрытия сотовых операторов. При этом на маршруте есть участки, где действуют ограничения на мощность базовых станций со стороны регулирующих органов. Минимизировать влияние этих факторов позволят использование и агрегация всех доступных ресурсов сотовых операторов, включая те, что ранее для этой цели не использовались, например сеть LTE в диапазоне 450 МГц оператора «Теле2». Это возможно только при тесном взаимодействии оператора данной услуги на подвижном составе с операторами сотовой связи, входящими в «большую четвёрку», и ОАО «РЖД».

В этом году разработаны технические требования по оснащению подвижного состава разных типов оборудованием для оказания телекоммуникационных и развлекательных услуг пассажирам. В связи с этим весь скоростной подвижной состав должен быть оборудован интеллектуальными репитерами, позволяющими усиливать радиосигнал на всём маршруте следования поезда. Кроме того, в поездах должны быть установлены мультимедийное оборудование и информационная магистраль, необходимая для доступа в Интернет и к бортовой информационно-развлекательной системе. Фирменные скоростные поезда необходимо оснастить ещё и опционально-репитерным оборудованием. Последнее стоит дорого. Но оно кардинально улучшает качество сигнала сотовых операторов внутри поезда и в разы снижает стоимость строительства инфраструктуры сотовых операторов вдоль железнодорожных маршрутов.

В качестве одного из способов улучшения качества информационных услуг, предоставляемых пассажирам, мы рассматриваем также возможность построения собственных сетей широкополосного доступа вдоль популярных поездных маршрутов. Основой построения таких сетей могут являться MESH-сети, работающие в нелицензируемом диапазоне радиочастотного спектра. Особенностью данной технологии является возможность каждого элемента сети, в том числе и абонентских терминалов, работать в режиме ретранслятора.

В настоящее время в Воронежской дирекции связи проводится пилотное тестирование данного технического решения на базе отечественного оборудования АО «Воентелеком».

Появление у ОАО «РЖД» собственной сети широкополосного радиодоступа позволит обеспечить не только качество услуг для пассажиров, но и решить ряд технологических задач, требующих передачи больших объёмов данных. Это, например, онлайн-анализ данных вагонов-путеизмерителей, видеомониторинг мест проведения путевых работ и многое другое.

Кстати, MESH-технологии, как одно из направлений развития сети Wi-Fi, будут широко применяться и в мобильных сетях пятого поколения.
Освоить пространство для манёвра

Маршруты и сервисы, открытые в текущем году

Рубрики: Перевозки
Ускорить движение

Роль инновационных составов в перевозках на Дальнем Востоке

Рубрики: Перевозки
По осени считают

Законодатели вернутся к рассмотрению схемы «вези или плати»

Рубрики: Перевозки
Турбулентность рынков

Железнодорожные грузоперевозки под прессом экономической нестабильности

Рубрики: Перевозки
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru