Слово «блокчейн» по частоте использования сегодня входит в число безусловных лидеров. Работники железных дорог, которые стали главным продуктом первой промышленной революции, с интересом относятся к этому шумному дитяти промышленной революции № 4.
Количество публикаций по блокчейну огромно. Даже если взять пока ещё достаточно узкую тему «Блокчейн и железная дорога», то при поиске на английском языке открывается огромное количество применений этой новой и очень перспективной технологии – так, даже пенсионеры благодаря рекламе на TV знают, что такое «на хайпе». Железнодорожники могут продавать билеты, минуя посредников и, значит, избегая расходов на их услуги. Электровозы смогут самостоятельно (насколько это слово применимо к неживому объекту) оплачивать потреблённую ими энергию (следовательно, облегчать работу по анализу точек возникновения и обоснованности расходов). Блокчейн сможет помочь радикально (в разы) снизить расходы на контроль самого факта проведения и соблюдения графика операций по обслуживанию элементов путей, подвижного состава и грузов собственными подразделениями и сторонними компаниями.
Но, как рассказал на прошедшей в рамках Международной конференции и выставки «Интернет + Транспорт» сессии «Блокчейн на транспорте. От теории к практике» советник председателя правления Внешэкономбанка Владимир Дёмин, подавляющее число таких идей доведено лишь до стадии тестов. А полноценных, обкатанных, доведённых до промышленного применения кейсов практически не существует. Одна из самых распиаренных историй о внедрении блокчейна – в шведском аналоге российского Росреестра – при ближайшем рассмотрении делегацией заинтересованных россиян оказалась, по определению Владимира Дёмина, «песочницей» для точечной обработки операций по регистрации прав на недвижимость.
ЦЕПЬ И ТРАНСПОРТ
Алексей Носов, директор компании «Отличный код», на этой же сессии рассказал об известных на сегодняшний день тестах по использованию блокчейна в транспортно-логистической сфере. Надо сразу сказать, что ни одной железнодорожной истории в этом перечне нет.
Крупнейшая компания в области морских контейнерных перевозок Maersk вместе с Университетом информационных технологий Копенгагена провела контрольную поставку контейнеров с живыми цветами из Кении в порт Роттердама. Эксперимент использовался для обкатки блокчейн-аналога грузового документооборота. Ведь даже такая поставка (а она считается простейшей) генерирует папку документов толщиной сантиметров в 25. При этом существует значительное число участников процесса документооборота (таможня, фитоконтроль, стивидоры и так далее). Есть и масса неопределённых моментов – доподлинно неизвестна (а для ценообразования на цветы это важно) дата прибытия груза, владельцы контейнеров могут меняться несколько раз прямо во время следования рейса, идёт активная торговля. Начальники российских железных дорог, упирающихся в порты, знают о проблеме задержек из-за оформления документов не понаслышке. Эту проблему пытались решать и раньше, например на Дальнем Востоке планировалось появление так называемого сухого порта (терминал для перевалки грузов за пределами порта, в функции входит и ускорение обработки документов). Но блокчейн – теоретически – может чуть ли не до нуля снизить время, потраченное на обработку документов. По результатам рейса Maersk отрапортовала о снижении временных затрат на 15–20%.
Американский гигант ретейла Wallmart вместе с IBM отработал блокчейн-технологию на единичных поставках свинины из Китая и манго из Мексики. Цель этого эксперимента – отработать применение блокчейна для облегчения работы в области безопасности пищевых продуктов (food safety).
Фрэнк Яннас, вице-президент Wallmart по безопасности продуктов, в начале эксперимента принёс своим сотрудникам упаковку нарезанных манго из магазина и дал указание максимально быстро определить путь поставки этой пачки. Отчёт он получил через шесть дней, 18 часов и 26 минут. Когда через несколько месяцев он демонстрировал корреспонденту Fortune результаты внедрения блокчейн-технологии, после введения шестизначного числа с пачки в приложении в своём лэптопе он через две секунды рассказал ему, где в Оаксако в Мексике эти манго были собраны 24 апреля 2017 года, где на следующий день были ошпарены кипятком (чтобы убить яйца потенциальных вредителей), где пересекли границу США и были нарезаны на дольки 1 мая, а также на каком складе-рефрижераторе лежали до попадания на прилавок. На время расследований отравлений приходится блокировать продажу едва ли не всего определённого вида продуктов (той же свинины или манго) по целой или даже по нескольким продуктовым сетям: тут или убытки, или жизни. Плата за разницу между двумя секундами и без малого неделей может быть очень большой – измеряй её хоть в долларах, хоть в жизнях.
Китайский интернет-ретейлер Alibaba, последние несколько лет активно доказывающий, что он всемерно борется с каналами поставок пресловутых китайских подделок, внедрил блокчейн именно с этими целями. Если потребитель получил подделку, Alibaba обещает теперь моментально наказать провинившегося поставщика. Полномасштабное внедрение в Alibaba ожидают в 2019–2020 годах.
Отслеживанием своих собственных поставок занимается Samsung – причём свою платформу Nexledger он активно продвигает как блокчейн-сервис для сторонних клиентов. Air France c помощью блокчейн-технологии экспериментирует с отслеживанием цепочек поставок и дат замены запасных частей на своих лайнерах. И этими примерами на середину осени 2017 года список натурных экспериментов с блокчейном в транспортной сфере исчерпывается.
Глава почты Таиланда, правда, грозился до конца текущего года внедрить блокчейн-сопровождение на этом острове почтовых отправлений с люксовыми товарами. Но гарантировать этого нельзя, так как он тут же оговорился, что если не в декабре, так в первом квартале 2018 года это произойдёт уж точно.
ВЗГЛЯД ВПЕРЁД
Блокчейн вызывает самый живой интерес и самые полярные мнения. Есть апологеты, фанатики и евангелисты, которые видят у блокчейна великое будущее, но есть и масса неглупых скептиков, утверждающих, что будущее сильное переоценено. Проблема еще и в том, что даже просто понять механизм сложно. Без курса криптографии или высшей алгебры за плечами разобраться в механизме работы блокчейна непросто. И приходится полагаться на аналогии.
Вот Дан Тэпскотт, автор книги о блокчейн-революции, сравнивает перспективы блокчейна с перспективами Интернета. Когда в начале 90-х он стал достоянием уже не сотен, а тысяч людей, большинство из них всё же скептически отнеслись бы к рассказам о том, что через 20 лет почти любой человек за секунды сможет получить доступ к огромному количеству информации, самой незначительной, известной десятку человек, – бесплатно или за умеренную плату. Что множество надежных способов зарабатывать деньги на информации будут практически уничтожены Интернетом, что две интернет-компании, которые в 1999 году реально предлагались на продажу их владельцами за общую сумму около $2 млн (Tencent и Google), к 2017-му будут стоить вместе больше триллиона долларов. Вот это же самое Тэпскотт предрекает и блокчейну, называя его Интернетом ценностей (value). По его мнению, блокчейн должен смести с лица земли кучу бизнесов, которые обеспечивают подтверждение заключения сделок. В первую очередь это, конечно, финансовая сфера – Visa, Mastercard, PayPal, банки, рейтинговые агентства.
Но скепетики легко находят слабые места у блокчейна (в первую голову у биткоина, ведь функционирование этой криптовалюты обеспечивает как раз механизм блокчейна) – невысокая скорость транзакций (Visa никогда не догнать), бешеное энергопотребление, многократное дублирование (все так называемые майнеры заняты подтверждением одних и тех же операций и хранят у себя одинаковую базу данных).
На сессии конференции «Интернет + Транспорт» Александр Акименков, старший бизнес-архитектор SAP СНГ, да и Владимир Дёмин сообщили, что в принципе не существует проблем, которые без блокчейна не решаются, всегда можно придумать какой-то способ добиться той же цели другими, уже существующими технологиями.
МАГИЯ ДОВЕРИЯ
Откуда же тогда столько оптимистов? Дело в том, что блокчейн – и в этом у него сегодня нет конкурентов – кардинальным способом решает проблему доверия. Он, собственно, и базируется на математическом доказательстве наличия решения проблемы византийских генералов. Она формулируется так: несколько византийских легионов из нескольких частей Восточной Римской империи с разных сторон подходят к городу. Чтобы победить, им надо действовать согласованно: или всем наступать, или всем садиться в осаду. Выбранное решение передаётся при помощи гонцов, связь с их помощью надёжна. Но не всем генералам (кстати, и самому главнокомандующему) можно доверять: некоторые из них по своим личным корыстным мотивам могут попытаться пустить дезинформацию. Проблема формулируется так: можно ли добиться, чтобы все непредатели получили одинаковое указание. Ответ: можно, даже в том случае, если предателями окажется треть генералов. И решением оказывается именно механизм блокчейна.
Что в результате? Мы получаем систему, в которой не обязательно иметь мощный центр, который своей репутацией и неустанным поиском мошенников поддерживает нормальное функционирование системы. База данных доступна всем участникам, причём, если количество недобросовестных участников не превышает определённого порога, механизм блокчейна гарантирует, что эта база «правильная». Владимир Дёмин из ВЭБа сравнил эффективность механизма блокчейна с ещё одним решением, которое сильно облегчило жизнь банкам и банковским клиентам. До массового распространения мобильных операций покупки с использованием банковской карты были многократно сложнее. Банки требовали от продавцов удостоверять личность покупателя, отказы по операциям происходили значительно чаще. Введение механизма смс-подтверждения операции расходования денег изменило практику кардинально – теперь клиент опротестовывал расход, который он не производил, моментально, да и поводов не доверять банкам стало в разы меньше.
В блокчейне механизм похожий – информация доступна участникам практически сразу, в любой сделке обе стороны имеют сразу возможность проверить правильность её оформления. Снимается или кардинально снижается необходимость аудита, проверок, вероятность споров. Пострадают очень многие бизнесы-посредники, доходы которых основывались на обеспечении доверия.
К тому же достаточно легко совместить в одном проекте публичный блокчейн (эта информация о сделке, операции будет доступна любому желающему) и приватный (когда к какой-то чувствительной информации – цене, например, – имеют доступ только участник сделки или лица, права доступа которых были заложены в механизм изначально).
Хорошие перспективы у смарт-контрактов. Павел Новиков, руководитель Центра развития FinTech&Blockchain в Сколково и модератор сессии про блокчейн, рассказал об одном из таких российских проектов, которые находятся в разработке.
Компания «ВЭБ-Лизинг» (которая, кстати, предоставляет в лизинг и вагоны) готовит в сотрудничестве с КамАЗом модельный смарт-контракт. Например, лизинговая компания может оставить машины в каком-то обусловленном месте, но доступ к их управлению лизингополучатель получит лишь после того, как лизинговая компания получит первый платёж. Аналогично при нарушении условий смарт-контракта (неоплата, неправильное использование) смарт-контракт возможность использования автомобиля заблокирует. Подобные механизмы легко представить и на железной дороге.
Сергей Кашин