Максим Юрченко
заместитель начальника 6-й Хабаровской дистанции пути ДВЖД по кадрам и социальным вопросам
Вахта на БАМе
Кадровые проблемы магистрали можно решить за счёт командированных из других регионов
Сегодня БАМ переживает вторую молодость. Программа модернизации и развития Восточного полигона успешно реализуется. Но в регионе БАМа сейчас очень непростая ситуация с персоналом из-за неблагоприятной демографической ситуации и оттока населения из региона.
В ряде подразделений ДВЖД на БАМе наблюдается дефицит кадров. Так, в Верхнезейской дистанции пути (ПЧ-25) укомплектованность монтёрами пути составляет 90,5% от штатного расписания. Текучесть кадров в 2016 году составила там 12,65%, что на 5,76% выше среднего показателя по Дальневосточной дирекции инфраструктуры.
Совместно с представителями местной власти мы провели мониторинг и социальную паспортизацию населённых пунктов при железнодорожных станциях на БАМе и в целом в регионе Северного широтного хода. Это позволило нам объективно оценить ситуацию и сделать неутешительные выводы: демография ухудшается, а роль социальной составляющей в жизни бамовцев становится всё менее заметной, что и приводит к оттоку населения (замечу: самого трудоспособного возраста).
В населённых пунктах БАМа на полигоне ДВЖД проживают более 114 тыс. человек, из них трудоспособного населения – всего 79 тыс.
Общий отток населения за последние шесть лет составил 8484 человека – более 10%. Год от года существенно снижается потенциальный источник пополнения трудовых ресурсов.
Например, в посёлке Верхнезейск в Амурской области численность населения составляет 1409 человек, из них работоспособного (мужчины от 30 до 55 лет) – всего 718 человек, почти все они уже работают на железнодорожных предприятиях. А в средних школах практически отсутствуют выпускники 11-х классов. В той же Верхнезейской школе в 11-м классе обучаются только 7 детей, из них всего 2 мальчика. При этом уровень подготовки выпускников не позволяет им успешно сдать ЕГЭ по математике и физике, чтобы поступить в железнодорожный вуз. Как результат, в этом регионе в течение последних трёх лет наблюдается снижение количества работников путевого комплекса в возрасте до 30 лет.
По целевым договорам мы ежегодно принимаем на работу выпускников Дальневосточного университета путей сообщения и его филиалов, но на БАМ молодёжь ехать не спешит. В целом по дирекции численность молодых специалистов составляет 2,5% от общего количества работающих, а в подразделениях на БАМе – 1,7%. К примеру, в Верхнезейской дистанции пути сегодня работает только один молодой специалист, это 0,5% от общей численности сотрудников.
Нежелание молодёжи ехать туда работать обусловлено крайне низким уровнем развития инфраструктуры посёлка. Там нет автомобильных дорог, отсутствуют какие-либо развлекательные, спортивные и медицинские учреждения, а цены на продукты в магазинах при скудном ассортименте превышают средние показатели по Дальневосточному региону. Так, один килограмм мороженого мяса стоит 450 руб. при средней цене в регионе 320, булка хлеба – 45 руб. при средней цене 36 руб.
В таких условиях ждать притока населения из других регионов страны не приходится. Поэтому предлагаю рассмотреть (как один из вариантов) возможность командирования монтёров пути из подразделений, в которых имеется профицит персонала, в те подразделения, где его не хватает.
В нашей 6-й Хабаровской дистанции пути проблем с рабочим персоналом нет. Только за август – сентябрь текущего года по вопросу трудоустройства в дистанцию пути обратились 28 человек. Опрос потенциальных кандидатов при приёме на работу показал, что 78% не возражают против командировок в отдалённые населённые пункты.
Правда, придётся оплачивать командировочные расходы, а это дополнительные затраты для дирекции. Но мы уже подсчитали, что они компенсируются за счёт снижения эксплуатационных затрат на текущее содержание пути благодаря улучшению его балльности.
В поселке Верхнезейск в Амурской области уже построено несколько модульных домов. Они оборудованы системами тепловодоснабжения, в них есть комнаты для отдыха и приготовления пищи. Словом, имеется всё необходимое для нормальной жизни командированных монтёров пути.
Но чтобы реализовать наше предложение, необходимо пересмотреть ряд нормативных документов. В том числе штатное расписание как того предприятия, которое будет поставлять персонал, так и того, где командированные будут работать.
Помимо этого необходимо провести отбор кадров, готовых к длительным командировкам, закрепив отношения между работником и работодателем длительным трудовым договором. Можно даже предусмотреть компенсацию за питание командированных работников за счёт средств работодателя.
Следует хорошо продумать и мотивацию путейцев. На мой взгляд, одной из эффективных могла бы стать компенсация авиаперелёта один раз в два года к месту проведения отпуска (аналогично той льготе, что установлена для проживающих в районах Крайнего Севера).
Также нужно определить компенсируемый социальный пакет для данной категории работников без требования к стажу работы. Молодые рабочие будут более мотивированы, если смогут рассчитывать и на целевое направление для получения среднего специального или высшего профессионального образования с обязательной отработкой в течение трёх лет на предприятии после окончания учёбы.
Если эти предложения будут одобрены кадровым блоком компании, наша дистанция пути готова принять участие в этом важном проекте.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании
Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности
Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,
Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»
Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,
Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира
Рубрики: Управление персоналом