Рут Баномунг,
профессор факультета коммерции и аудита Университета Таммасат, эксперт в области транспорта и логистики (Таиланд):
Традиционно железнодорожная станция ассоциировалась с местом, где происходит пересечение потоков пассажиров и грузов. Реалии сегодняшнего дня вынуждают операторов вокзалов не ограничиваться главными функциями станций, а искать новые подходы к пониманию сущности такого важного объекта транспортной инфраструктуры.
Известно, что оказание услуг по перевозке людей и грузов железнодорожным транспортом не является предприятием высокой прибыльности. Преобразование пространства вокзального комплекса с высоким уровнем посещаемости в коммерческую зону позволяет создавать модели перекрёстного субсидирования: прибыль от аренды или продажи товаров и оказания дополнительных услуг можно направить на поддержание достойных условий эксплуатации терминалов железнодорожной станции.
Однако в утренние и вечерние часы вокзалы должны обеспечивать максимальную пропускную способность. Владелец станции должен стремиться к рентабельности объекта, но и пренебрегать пассажирами не стоит – кардинальное смещение приоритетов в эксплуатации вокзалов приводит к очередям, криминализации пространства и снижению привлекательности железнодорожного транспорта.
Несомненно, исторически вокзал является и местом культурного притяжения: периодические концерты, выставки и другие представления могут помочь созданию позитивного имиджа компании-оператора сети, а также привлечь новых пассажиров. Дополнительный импульс в этом направлении даёт архитектура зданий и сооружений. Лично меня впечатляют вокзалы, построенные в классическом стиле или в стиле барокко. Современные вокзалы должны быть максимально функциональными, поэтому операторам железнодорожной сети при выборе архитектурного стиля вновь создаваемой станции нужно стремиться к достижению баланса между эстетическим изяществом здания и эффективностью использования вокзального пространства, чтобы одновременно отвечать социальным запросам не только пассажиров, но и всех горожан, а также способствовать культурно-эстетическому обогащению города или посёлка.
Говоря о перспективах концепции железнодорожных вокзалов, следует отметить необходимость расширения функционала пассажирских терминалов. Сегодня данный тренд задаёт Япония с вокзалами-небоскрёбами, на верхних этажах которых удобно расположились торговые и деловые центры, гостиницы и социальные учреждения: нам нужно изучать этот опыт, чтобы двигаться вперёд.
Йиньлинь Фан,
профессор Университета штата Миннесота, директор Центра глобальных транспортных инноваций (США):
Железнодорожная станция, как бы банально ни звучало, это место, куда по расписанию прибывают поезда, чтобы осуществить посадку и высадку пассажиров. Вследствие этого в станционных зданиях всегда отводят место под пункты продажи билетов и залы ожидания.
С течением времени развитие технологий изменило процесс продажи проездных документов и позволило создать комфортную среду для пассажиров. Достаточно привести несколько примеров: билетным кассирам уже давно пришли на смену терминалы самообслуживания, а автоматические системы оплаты проезда при помощи смарт-карт или телефонных приложений упростили труд кондукторов и контролёров. Ещё не так давно в залах ожидания не было цифровых табло, показывающих информацию в реальном времени о прибытии и отправлении поездов. Наконец железнодорожные вокзалы приобретают всё большее значение как важный объект публичной среды, где формируются и укрепляются общественные связи. Вокзалы сегодня – не только место ожидания, но и пространство социального развития: от простых кафе на арендных площадях до различных концертов и выставок под крышей больших станционных залов.
Сочетание транспортной и торговой функции вокзальных комплексов выгодно и для оператора сети, и для арендаторов. Предоставление площадок интересным, современным и динамичным деловым проектам позволит превратить вокзал в центр притяжения местного сообщества, что идёт на пользу в деле популяризации железнодорожного транспорта. В итоге вокзал как транспортно-торговый узел имеет большие шансы на самоинвестирование развития собственной инфраструктуры.
Архитектура станций придаёт дополнительный идеологический ресурс оператору сети, поскольку она отражает историю и общий стиль города. Станция должна быть не только красивой, но и удобной. Для понимания интересов и приоритетов всех субъектов вокзальной среды необходимы совместные усилия местного сообщества и железнодорожной компании.
Кристиан Вольмар,
политик, журналист, эксперт в области железнодорожного транспорта, автор книги «На край света: история Транссибирской магистрали» (Великобритания):
Любое путешествие по железной дороге начинается и заканчивается на железнодорожной станции. Однако зачастую операторы зданий забывают о главной цели работы вокзалов, перегружая и без того тесное пространство различными магазинами и киосками. Это может отпугнуть пассажира от пользования железной дорогой, поскольку в погоне владельцев за прибылью и дополнительными услугами вокзал постепенно превращается в торговый центр, где билетная касса теряется в общей массе бутиков и небольших ресторанов. Как бы то ни было, вокзал – это единственный общедоступный портал в мир железной дороги. И, поскольку через этот портал проходит много людей, использование коммерческих возможностей в рамках транспортных узлов полезно и необходимо. Несмотря на это, коммерческий подход в понимании вокзалов должен быть вторичным, а приоритетом деятельности операторов должно быть удовлетворение первичных потребностей пассажиров посредством таких важных объектов, как информационные стенды, билетные кассы, залы ожидания, общественные туалеты, медицинский кабинет, пункты общественного питания.
Культурное измерение станций открывает новые возможности для популяризации железнодорожной отрасли. Исторически вокзалы сложились как прекрасные площадки для концертов и выставок. Мне очень понравилась идея установки на лондонском вокзале Сент-Панкрас старинных пианино, на которых может играть любой желающий, что может скрасить атмосферу ожидания поездки или встречи с родными и близкими.
Вокзалы – это и часть общегородского пространства, многие железнодорожные станции являются памятниками архитектуры и истории. Многие из них были построены в XIX веке: тогда изящество и масштабы зданий расценивались как важный фактор демонстрации значимости железнодорожных компаний, а архитекторам предоставлялась полная свобода творчества. Нынешние вокзалы становятся всё более загруженными, вследствие чего возрастает значимость их фундаментальной роли в перераспределении транспортных потоков. Полагаю, что большой задачей на среднесрочную перспективу для операторов вокзальных комплексов будет обеспечение высокого уровня безопасности пассажиров. Но нельзя также допускать прекращения круглосуточного доступа в здания. Несмотря ни на что, вокзалы должны оставаться открытой гаванью для миллиардов пассажиров во всём мире.