Андрей Костельковский,
начальник Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов:
– Наш бизнес – это услуги, которые мы развиваем на наших вокзалах. Но если раньше услуги предоставлялись только пассажирам, сейчас они доступны всем. Сюда можно отнести санитарно-бытовые, гостиничные, услуги хранения и питания, аренды площадей, предоставление залов повышенного комфорта и многие другие, все они позволяют зарабатывать.
И мы стараемся расширить стандартный перечень услуг. Пожалуй, наиболее яркий пример – это сдача во всех наших вокзальных комплексах коммерчески привлекательных площадей в аренду. По этой статье мы получаем основную часть прибыли.
На вокзале Белогорска у нас реализована услуга вызова такси. Например, пассажир из другого города, который не знает местных телефонов, обращается с просьбой вызвать такси и готов платить за это. Он назначает время, к которому должен прибыть автомобиль, а сам идёт отдыхать. В условленное время его разбудят, и он сразу может сесть в такси, которое уже подано к дверям. То есть пассажиру не нужно дополнительно беспокоиться. А человек, остановившийся в комнате длительного отдыха, может вызвать дежурного по вокзалу и заказать завтрак в номер – на многих вокзалах у нас есть и такая услуга. Дежурный берёт меню и отправляется в кафе, которое есть на вокзале, или, если постояльцу нужна определённая кухня, заказывает в другом месте.
Можно ещё привести один из удачных примеров, когда удалось увеличить прибыль. В Борзе санитарно-бытовые комнаты были на улице, в аварийном помещении, находились в неудовлетворительном состоянии. Мы сделали комнаты внутри вокзала, причём отдельно оборудовали мужскую, женскую и для инвалидов, выполнили хороший качественный ремонт. И теперь в месяц мы имеем дополнительную прибыль от 40 до 60 тыс. руб.
Юрий Гришин,
заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – начальник вокзала Пенза-1:
– На вокзале работают два кафе площадью 40 и 200 кв. м. Когда к нам обратились арендаторы, мы предложили им сначала разработать дизайн-проект своих заведений. Нашим основным пожеланием была открытая атмосфера, чтобы пассажир общался с продавцом не через окошко, а за стойкой. После рассмотрения проекты утвердили с учётом основных требований по пожарной безопасности и эстетике. В частности, в кафе нет своих кухонь, продукты питания привозят и разогревают. В зале установили столики на двоих. Человек может отдыхать и видеть весь зал ожидания. Продуман дизайн интерьера, всё соответствует современным стандартам и требованиям.
Второй важный источник поступлений – гостиница вокзала. Кстати, по договору с кафе в стоимость проживания в гостинице входит завтрак, а по желанию клиента за дополнительную плату и ужин.
В этом году на вокзале открыли зал повышенной комфортности с детским уголком. Зал рассчитан на пассажиров с детьми. Стоимость одного часа пребывания – 60 руб., при этом услуги детского уголка бесплатные.
Кроме того, к услугам пассажиров экспресс-доставка корреспонденции по всем направлениям движения поездов, вызов такси, киоск с сувенирной и чайной продукцией, товарами местных производителей.
В организации бизнеса на вокзальном комплексе прежде всего важно взаимодействие с администрациями города и области, создание условий для арендаторов, включая разумную арендную плату, обеспечение чистоты и порядка на вокзале.
Олег Мигунов,
начальник вокзала Уфа:
– Вокзалы не случайно называют воротами городов. Каким пассажир увидит вокзал в первый раз, такое впечатление у него сложится и о месте пребывания, а по большому счёту и о работе всего пассажирского комплекса РЖД. На мой взгляд, для успешной организации дел важно всё: как выглядят сотрудники вокзала, как оформлены залы ожидания, как встречают гостей коммерческие структуры на вокзале. К слову, требования по опрятности относятся и к персоналу предприятий-арендаторов на вокзале. Для этого у нас проводятся ежедневные проверки всего вокзального комплекса, включая работу коммерческих структур. При проведении проверок учитывается санитарное состояние помещений, наличие форменной одежды и бейдж-карт у работников, соблюдение требований финансовой дисциплины при расчёте с пассажирами – они обязаны выдавать кассовый чек.
Пассажир оценивает в первую очередь уровень сервиса, убранство вокзала, его эргономичность и потенциальные возможности. При выполнении этих условий бизнес на вокзале может и должен быть успешным. И для этого есть все предпосылки. В 2006 году началась реконструкция вокзала Уфы. Сегодня это совершенно новое здание с развитой инфраструктурой и коммуникациями. На первом этаже находятся кассы по продаже билетов, справочное бюро, ресторан, установлены мониторы с информацией о расписании поездов, следующих через станцию Уфа. К услугам пассажиров комфортабельные залы ожидания, в том числе и VIP-класса, кафе-бистро, сервис-центр, багажное отделение. Для удобства пассажиров здание вокзала оборудовано лифтами и эскалаторами. В 2019 году совместными усилиями РЖД и правительства республики планируется завершить реконструкцию вокзала Уфа. К услугам пассажиров будет предоставлена не только современная транспортная инфраструктура с развитым сервисом, но и гостиничный комплекс, который планируется обустроить на вокзале.