К чемпионату мира по футболу 2018 года реконструируется 31 вокзал в 11 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Казани, Сочи.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
На пяти столичных вокзалах – Белорусском, Павелецком, Рижском, Савёловском и Ярославском – заработала автоматизированная система диспетчерского контроля систем жизнеобеспечения. Она круглосуточно отслеживает и регулирует основные параметры, например температуру и влажность. В случае сбоя системы контролирующим службам подаётся сигнал тревоги. Малые вокзалы, задействованные в транспортном обслуживании чемпионата мира по футболу – всего их 38, – тоже «поумнеют». Сейчас здесь модернизируются инженерные системы, устанавливаются светодиодное освещение и интеллектуальные воздушно-климатические системы.
ДОСТУПНЫ ВСЕМ
На вокзалах создаётся безбарьерная среда: они оборудуются пандусами, лифтами и специальными подъёмниками для маломобильных пассажиров. В билетных залах устанавливаются кассы с пониженными прилавками и индукционными системами для слабослышащих. Для удобства пассажиров с нарушениями зрения – тактильные указатели и знаки, пиктограммы и мнемосхемы. В Екатеринбурге тактильные напольные указатели движения установлены уже на всей территории вокзального комплекса: в самом здании, на привокзальной площади, перроне и платформах. А на Витебском вокзале Санкт-Петербурга завершается строительство специализированного зала ожидания с местами для отдыха, удобными для инвалидов санитарными комнатами и двумя комнатами со спальными местами. Зал находится на уровне земли, поэтому маломобильные пассажиры легко могут туда попасть. К платформам на втором этаже их доставят на специально оборудованных лифтах. Для слабослышащих здесь действует система «говорящий город». Она автоматически усиливает громкость голосовых объявлений в слуховых аппаратах.
В любой момент на помощь готовы прийти специалисты служб содействия маломобильным гражданам. Они дежурят всех вокзалах, которые примут мундиаль.
НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Для увеличения пропускной способности каждого из вокзалов смоделировано движение пассажиров в условиях часа пик. Это позволило разработать кратчайшие проходы от поезда в город и предусмотреть разделение потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров, в том числе организованных групп болельщиков соперничающих команд. В зданиях вокзалов будут выделены специальные места для размещения фанатов. Упорядочена и система обязательного досмотра, в том числе посетителей вокзалов, у которых нет багажа – а это около 11, 7 тыс. человек в сутки, или 10–15% от общего пассажиропотока. К мундиалю на всех вокзалах появятся дополнительное досмотровое оборудование и современные цифровые камеры видеонаблюдения, а на семи вокзалах построят 12 отдельных досмотровых павильонов. В общей сложности в работе зоны входного контроля вокзалов будут задействованы 1710 работников.
В ЗОНЕ ДОСТУПА
В первом квартале 2018 года на вокзалах ЧМ-2018 установят 34 станции для зарядки гаджетов. Здесь же будут информационные стойки формата Welcome desk, где можно быстро уточнить данные о маршрутах следования, правилах перевозки багажа. Проложить маршрут по территории вокзала можно и с помощью виртуального навигатора. До конца года интерактивные схемы всех вокзалов, которые примут ЧМ-2018, будут загружены в мобильное приложение «РЖД Пассажирам». Все обозначения на схеме будут дублироваться на английском. А Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге заговорят сразу на трёх языках. К русскому и английскому добавляется китайский.
К приезду гостей зданию построенного в 1904 году первого в России Витебского вокзала в Санкт-Петербурге вернут исторический облик: отреставрируют витражную арку на ризалите главного фасада, гербы Санкт-Петербурга и Витебска над парадным входом и часовой башни с изображением рельефов сов. Вокзалы Тверь, Кунцево-1 также в ходе реконструкции сохранят исторический облик.
Мария Хлопотина