Коридорная система
Проблемы и перспективы развития трансконтинентальных железнодорожных магистралей на евразийском пространстве
Международные транспортные коридоры (МТК) продолжают оставаться в повестке дня участников глобальной торговли между Европой и Азией. За последние семь лет объём транзитных перевозок на маршруте ЕС – Россия – Китай вырос в 10 раз.
По данным международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», объём перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – Китай в январе – августе 2017 года составил 133 тыс. TEU, что больше аналогичного показателя за тот же период прошлого года в 1,9 раза. Также отмечается, что доля Китая в структуре перевозок между Россией и странами АТР с начала года выросла до 84%. В совокупности эти показатели подкрепляют необходимость усовершенствования существующей транспортной инфраструктуры основных транзитных держав Евразийского макрорегиона – России и Китая – для большей интенсификации экономических контактов между странами континента.
Главной целью создания и развития международных транспортных коридоров, в том числе железнодорожных, является бесперебойная и своевременная доставка грузов.
Железная дорога обладает конкурентными преимуществами перед морским сообщением: по ней товары могут добраться из Китая в Европу через территорию России за 10–15 суток. Строительство ВСМ Москва — Пекин со скоростью поездов до 300 км/ч позволит не только сократить срок доставки грузов из Китая в Европу с десяти до трёх суток, но и существенно расширить границы агломераций в России, сказал вице-президент РЖД Александр Мишарин на круглом столе «Развитие транспортно-инфраструктурных проектов России: основные вызовы», состоявшемся в Екатеринбурге в рамках «Иннопрома-2017».
Для сравнения: доставка грузов морем по кратчайшему маршруту (через Суэцкий канал) занимает от 45 суток, но груз может следовать морем и до 60 суток. Помимо прочего, необходимо отметить сложность обеспечения безопасности морских грузовых перевозок, подтверждением чему является открытие первой зарубежной китайской военной базы в Джибути в начале августа этого года.
Железнодорожные перевозки могут конкурировать и с авиаперевозками, так как транспортировка на поезде в среднем в 2,5 раза дешевле.
Инициированный Китаем проект по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры «Один пояс – один путь» объединяет два проекта – «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской шёлковый путь XXI века».
Эксперты полагают, что «Экономический пояс Шёлкового пути» позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу до 10 дней. Вдоль МТК будет создана необходимая транспортная и коммуникационная инфраструктура, которая позволит проводить обработку отправлений на большинстве станций, осуществлять оперативный ремонт подвижного состава, контролировать транспортные потоки в режиме реального времени, а также выполнять многие другие функции обслуживания грузов. «Вполне очевидно, что данный фактор сопутствует развитию близлежащих городов и посёлков, модернизации дорожной сети и созданию дополнительных рабочих мест», – замечает польский эксперт профессор кафедры логистики и промышленного транспорта Силезского государственного университета Александр Сладковски.
МТК выступают не только как бизнес-проект, но и служат весомым аргументом в создании социально ориентированной мировой экономики.
«Заинтересованность Китая в данном проекте связана в первую очередь с обеспечением доступа к полезным ископаемым Центрально-Азиатского региона и развитием транспортной инфраструктуры на западных окраинах страны», – утверждает французский экономист Ксавье Рише. Строительство новых железных дорог позволяет доставлять ресурсы в обход морских перевозок, что ускоряет и удешевляет процесс транспортировки.
Но «Один пояс – один путь» – это долгосрочная инициатива, содержащая немало рисков и неопределённостей. В частности, ряд экспертов указывают на сложности в преодолении разногласий по организации таможенного и пограничного контроля между участниками проекта.
Важность разрушения бюрократических преград и создания единого транспортного режима на всём пространстве «Нового шёлкового пути» отмечает финско-венгерский исследователь Дьёнди Ковач. «Когда речь идёт о международных транспортных коридорах, без диалога обойтись не получится», – уверен он.
Янош Станкович