ЛОГИСТИКА КАК СТРАТЕГИЯ
В современном сложном и непредсказуемом мире логистика является стратегическим элементом, который необходим для обмена товарами и информацией. Обеспечивая непрерывность цепи поставок и взаимодействие физических и информационных потоков, логистика выступает в качестве рычага роста производительности предприятий и эффективности торговли.
Сегодня логистика – это не просто существенная часть затрат предприятия, а стратегическая функция, которая способствует росту экономической производительности и выходу на международные рынки. Она помогает игрокам различных индустрий оставаться конкурентоспособными. Для любой компании-грузовладельца в условиях нестабильной экономики важно использовать надёжную логистическую цепь, которая удовлетворяет потребности клиента в скорости, качестве и стоимости.
Современные методы ведения логистических операций вносят свой вклад в развитие культуры бизнеса в России, а также помогают компаниям оптимизировать расход ресурсов, связанных с перевозками, и обеспечить значительную экономию средств в период рецессии.
В России, которая является стратегически важной составляющей мирового транспортно-логистического комплекса и предоставляет неограниченные возможности для оптимизации процессов экспорта, импорта и транзита между Азией и Европой, в настоящее время наблюдается активный рост масштабных проектов, связанных со строительством новых промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, а также с открытием и разработкой месторождений. Как следствие, для реализации этих проектов необходима техника, зачастую негабаритная, а также различные тяжеловесные грузы.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
Группа GEFCO занимается комплексным управлением цепями поставок и предоставляет решения для любой отрасли, в том числе для проектных перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов. Подобные перевозки могут осуществляться различными видами транспорта в зависимости от требований, предъявляемых к скорости, качеству и стоимости, а также особенностей перевозимого груза и географии поставок.
В указанном секторе имеет место как межотраслевая (автомобильные, морские, воздушные и железнодорожные перевозки), так и внутриотраслевая конкуренция. Необходимо отметить, что при реализации проектов по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов у каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки.
Автомобильные перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов отличаются гибкостью ценообразования, минимальным количеством погрузо-разгрузочных операций при перевозке от пункта отправления до пункта назначения и универсальностью. Однако необходимо отметить, что в последнее время прослеживается тенденция увеличения задержек в получении специальных разрешений. Это связано с новыми требованиями предоставления для каждой перевозки отдельного документа с детальной информацией не только по маршруту и грузу, но и по конкретному автомобилю, на котором осуществляется доставка. Наблюдается усиление государственного регулирования посредством внедрённой в прошлом году системы «Платон» и различных элементов контроля в пути следования, активно устанавливаются новые камеры, специализированные ворота и пункты взвешивания автотранспорта.
Перевозки морским транспортом отличает невысокая стоимость в сравнении с другими видами транспорта, возможность доставки очень крупных, монолитных грузов, которые нецелесообразно разделять, однако по определённым направлениям эти перевозки носят сезонный характер и возможны только в период навигации.
К примеру, при одиночной поставке негабаритной техники в п. Эгвекинот (Чукотка) следует учитывать, что навигация в данный регион осуществляется только в летний период – с июня по июль. Так, при доставке нескольких самосвалов из Санкт-Петербурга перевозку по железной дороге до порта Владивосток необходимо было осуществить за рекордные 18 суток, чтобы успеть перегрузить технику на судно, отправляющееся всего два-три раза за год (т.н. северный завоз).
Авиационные перевозки являются самыми дорогостоящими, но их преимущества с точки зрения скорости доставки при перевозке срочного негабаритного груза зачастую являются решающими. В процессе осуществления доставки воздушным транспортом груз попадает в разряд тяжёлых и негабаритных, если по размеру, форме или весу он требует проведения особых погрузочно-разгрузочных операций, например отдельное оборудование, трубы, кабельные барабаны и катушки, самолётные двигатели, а также если вес груза составляет более 150 кг или его длина свыше 318 см.
Особый интерес сейчас вызывают перевозки железнодорожным транспортом, которые в 8 раз снижают объёмы выбросов вредных газов в атмосферу по сравнению с остальными видами транспорта и в то же время являются гораздо более экономичными в сравнении с авиаперевозками.
Железнодорожные перевозки выгодно отличаются тем,что их можно осуществить в практически любой отдалённый уголок Российской Федерации с возможностью прогнозирования срока доставки и уже проработанными нормами и правилами качественной и безопасной транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов.
Надо отметить, что данный результат является следствием внедрённых нормативно-правовых документов, в том числе инструкции ДЧ-1835, на основании которой предусматривается три этапа согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий), включая согласование технической документации. Эти условия являются обязательными для перевозчика – ОАО «РЖД» – и грузоотправителя. На этапах согласования сотрудниками ОАО «РЖД» осуществляется проверка точности определения негабаритности груза, расчётов крепления и выбор подвижного состава, после чего определяется оптимальный маршрут следования, а также условия пропуска грузов по инфраструктуре.
Для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов на сети ОАО «РЖД» используют следующие типы подвижного состава: универсальные вагоны (платформы, полувагоны) и специальные вагоны-транспортёры (грузоподъёмность от 62 до 500 тонн), которые, в свою очередь, делятся на пять типов: сочленённые, сцепные, площадочные, платформенные и колодцевые. При определении станции погрузки и выгрузки необходимо оценивать её технические возможности, поскольку негабаритный или тяжеловесный груз часто нуждается в соответствующих средствах механизации, а также в рампе большой грузоподъёмности, ведь в случае их отсутствия потребуется привлечение сторонних грузоподъёмных машин или механизмов. Погрузчики и краны, которыми оборудованы грузовые дворы, имеют, как правило, ограниченную грузоподъёмность и маневренность.
Существенное значение имеет подготовительная работа с негабаритным грузом. Перед началом перевозки необходимо осуществить следующие действия:
● обеспечить надёжное расположение и крепление груза в упаковке;
● застопорить или закрепить подвижные части груза относительно неподвижных частей, поворотные части техники привести в транспортное положение и закрепить предусмотренными конструкцией техники устройствами в соответствии с требованиями технической документации на груз в части условий транспортирования железнодорожным транспортом;
● осуществить проверку прочности узлов и деталей груза, предназначенных для постановки крепления, с тем, чтобы они могли воспринимать передаваемые на них усилия от крепления;
● при необходимости дооборудовать груз приспособлениями для его крепления.
При перевозке автотракторной техники, автопоездов, автомобилей, прицепов, полуприцепов и съёмных автомобильных кузовов предъявляются дополнительные требования по подготовке груза к отправке.
Для правильного определения положения груза в вагоне разработана и применяется «Методика расчёта размещения и крепления грузов в вагонах». Данная методика определяет порядок расчёта:
● инерционных сил и ветровой нагрузки, действующих на груз;
● сил трения;
● устойчивости вагона и груза в вагоне;
● выбора и расчёта средств крепления, допускаемые нагрузки на средства крепления.
ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ
Главной трудностью в работе с негабаритными и тяжёлыми грузами остаётся получение полной и достоверной информации заранее. К сожалению, техническая документация, которая прилагается к грузу, не всегда полная. В этом случае лучшим решением становится выезд команды для измерения габаритов, так как без этой информации невозможно определение негабаритности груза и необходимого материала крепления, а также формирование комплексной стоимости данной перевозки. Крайне важно осуществить детализацию предстоящих операций, чтобы избежать задержек и непредвиденных затрат.
УРОКИ ГЕОГРАФИИ
География поставок негабаритных и тяжеловесных грузов разнообразна: это перевозки по всему Дальнему Востоку, в Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутию, Северный Урал и в другие регионы. В России есть ряд труднодоступных регионов, существуют нехватка инфраструктурных мощностей и ограничения по климатическим особенностям, при этом расстояние – далеко не самая главная проблема.
В связи с ростом рынка угля наблюдается достаточно высокий спрос на технику для угольной отрасли. Соответственно, большие объёмы техники направляются в районы Кузбасса, в Якутию, Хабаровский край и Амурскую область. Если с перевозками на Кузбасс трудностей практически не возникает, то при перевозках в другие регионы в зимнее время приходится пользоваться дорогами-зимниками. Здесь крайне важно рассчитать правильную нагрузку перевозимого груза на технику, а также оптимальное соотношение стоимости и сроков доставки. В таких случаях наиболее эффективным решением является комбинирование перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. Зачастую при таком подходе на основной части пути следования груза задействован железнодорожный транспорт, а «первая миля» и «последняя миля» осуществляются автомобильным транспортом.
В то же время существуют примеры, когда необходимо организовать доставку «последней мили» железнодорожным транспортом. В качестве примера можно привести один из кейсов компании GEFCO: при осуществлении грузоперевозки из Владивостока в город Усинск (Республика Коми) до Ухты, как ни парадоксально, груз был отправлен автотранспортом, а уже потом, из-за климатических условий, перегружен на железную дорогу и доставлен в Усинск. Надо отметить, что проектные перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются по совершенно иным принципам, нежели перевозки генеральных грузов. Маршрут, который был бы очевиден при перевозке генеральных грузов, не всегда подходит при отправке негабаритных и тяжеловесных грузов, не говоря уже о повышенном объёме документации и необходимости согласований каждой отдельной перевозки с несколькими участниками, в том числе собственниками инфраструктуры.