Усилия по созданию полигонов сделают грузовые и пассажирские перевозки рентабельными по цене и скорости
Начну с реалий сегодняшнего дня. В настоящее время на сети дорог ОАО «РЖД» завершён процесс перехода на вертикально интегрированную структуру управления. Однако при этом не изменились региональные границы управления перевозочным процессом. Они соответствуют границам дорог и 16 региональным корпоративным центрам управления. Длина полигонов их управления в настоящее время составляет порядка 5,1–5,3 тыс. км.
Сложилась ситуация, когда при существенном изменении условий организации перевозочного процесса границы управления на региональном уровне остаются практически неизменными с 1961 года. Сегодня требуется приведение системы управления перевозочным процессом в соответствие с изменившимися условиями. Управление движением поездов, организация грузовой работы, оборота и содержания локомотивов, выполнения ремонтно-строительных работ на инфраструктуре и требований клиентоориентированности требуют единого руководства в границах нескольких дорог. А оно возможно только при создании полигонов управления перевозочным процессом.
Полигоном управления перевозочным процессом (далее полигоном) называется совокупность участков сети, имеющих единую технологию работы тягового подвижного состава, идентичную инфраструктуру, зарождение и завершение производственных циклов при обслуживании общих пассажиро- и грузопотоков с максимальным транспортно-логистическим эффектом. Иными словами, это образование нацелено на обеспечение рентабельности перевозок, применение более гибкого по сравнению с существующим инструмента управления перевозочным процессом за счёт унификации требований к инфраструктуре, тяге и другим хозяйствам в границах полигона.
Почему полигонные технологии нужны отрасли, как они изменят наше представление о существующем железнодорожном перевозочном процессе? Вопрос непростой. Дело в том, что производственные, в том числе транспортные, системы находятся в непрерывном развитии. Это в полной мере относится и к такой сложной, динамичной системе, как перевозочный процесс железнодорожного транспорта. Она относится к классу больших систем и реализуется структурами производственного блока ОАО «РЖД» – управления движением, инфраструктурой, тягой…
В настоящее время управление перевозочным процессом в ОАО «РЖД» осуществляется по схеме с тремя уровнями – центральным, региональным (в границах железных дорог) и линейным. При полигонной системе сохраняется трёхуровневое управление перевозочным процессом.
Наиболее ответственные решения в системе «перевозочный процесс» будут приниматься на центральном и региональном уровнях. Они будут касаться распределения погрузочных ресурсов, регулирования локомотивного парка, предоставления «окон» для ремонтно-строительных работ и так далее.
В этой связи основным научно-практическим вопросом в организации управления перевозочным процессом становится оптимизация условий взаимодействия центрального и регионального уровней управления. Ответ на него можно дать только после решения задачи определения количества и границ полигонов, которые до недавнего времени определялись количеством и границами дорог.
В ноябре 2016 года открыт первый полигонный Центр управления перевозками Восточного полигона. Он находится в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог и включает в себя подразделения производственного блока ОАО «РЖД». Решаются вопросы образования полигонов управления перевозочным процессом и на остальной части сети дорог, а также разработки единых технологических процессов их работы.
Целью перехода к полигонной системе управления перевозочным процессом является снижение эксплуатационных затрат на перевозочный процесс за счёт улучшения выполнения производственных показателей. К их числу относится повышение участковой скорости, снижение времени нахождения вагонов, составов и локомотивов на технических станциях и так далее. Делаться это будет на основе создания системы управления перевозочным процессом на укрупнённых частях сети дорог ОАО «РЖД». Причём процесс этот будет запускаться с максимально достигаемой завершённостью основных производственных циклов – от погрузки до выгрузки грузов, движения отправок по специализированным расписаниям, выполнения ремонтно-строительных работ на инфраструктуре, доставки грузов в крупные выгрузочные районы сети дорог ОАО «РЖД» – и некоторых других производственных циклов.
Эффективность работы полигонов будет достигаться с помощью системы управления продвижением вагоно- и поездопотоков на протяжённых полигонах подразделениями Центральной дирекции по управлению движением. Эта система включает в себя управление тяговыми ресурсами при взаимодействии с региональными подразделениями Центральной дирекции тяги. Такая структура позволит повысить равномерность поездопотоков, снизить риски возможного избыточного накопления (или недостатка) парка подвижного состава, в том числе тягового подвижного состава и грузов в отдельных районах полигона, а также на участках, технических и грузовых станциях. В результате уменьшатся задержки в продвижении поездов, вагонов и грузов. Тем самым будут снижаться риски нарушения нормативных сроков доставки грузов, а также улучшатся условия выполнения пассажирских перевозок.
Единое управление поездопотоками на полигоне позволит повысить эффективность перевозочного процесса за счёт предоставления «окон» «в едином створе». Достигнуть этого можно будет за счёт логистической технологии управления погрузкой и продвижением грузов к крупным выгрузочным регионам (морским портам) и межгосударственным стыковым пунктам.
При определении границ применения полигонных технологий необходимо учитывать характерные для современных и перспективных условий особенности влияния внутренних и внешних факторов на перевозочный процесс. Наиболее значимый из них – структура грузопотоков. За последние десятилетия произошёл значительный сдвиг от перевозок грузов преимущественно во внутридорожном сообщении к их перемещению между дорогами. Если в 1980-х годах доля внутридорожных перевозок составляла примерно 62%, то в 2000-м она снизилась до 50%, а в прошедшем году составила лишь 38%.
Дальность перевозок грузов с 1990 года по 2015 год возросла до 1735 км с темпом 29,4 км/год. Такой рост существенно изменил «струи» вагонопотоков и дальность назначений плана формирования, способствуя повышению транзитности поездопотоков и необходимости управления движением на более протяжённых полигонах.
Особенностью изменения направлений следования грузопотоков и условий организации перевозочного процесса в последние 25 лет стало образование крупных выгрузочных районов экспортных грузов в морских портах. Они появились на северо-западе и юге европейской части страны и на Дальнем Востоке. С 1993 года по настоящее время отправление грузов на экспорт через морские порты увеличилось более чем в 10 раз.
Сегодня мы наблюдаем высокий уровень концентрации погрузки экспортных грузов на дорогах. В результате образовались загруженные направления большой протяжённости, проходящие по нескольким дорогам. Укрупнённо на сети имеется восемь протяжённых направлений и регионов, состоящих из групп дорог со значительными обменами грузопотоков и соответственно поездопотоков. К примеру, Кузбасс – Северо-Запад, Урало-Сибирский регион, Южный регион, регион Юг – Северо-Запад и Урало-Поволжский регион. Для управления такими поездопотоками также требуется тесное взаимодействие по регулированию вагонопотоков и поездного движения на междорожном уровне.
Каждое из этих направлений и регионов может рассматриваться в качестве основы для образования полигона управления. Но сложность заключается в том, что одни и те же дороги входят в разные направления или регионы. Например, Западно-Сибирская дорога входит в состав четырёх направлений и одного региона. Но одна и та же дорога или какая-то её часть не могут одновременно входить в состав разных полигонов. Это значит, если Западно-Сибирская дорога будет включена в состав полигона Кузбасс – Северо-Запад, то существенно изменяются условия формирования других, ещё не известных полигонов.
За последние 60 лет коренным образом изменилось тяговое обеспечение перевозочного процесса, что связано с полным переходом к электрической и тепловозной тяге. В результате на сети ОАО «РЖД» образовалось несколько крупных полигонов электрической тяги постоянного и переменного тока с частичным освоением перевозок тепловозной тягой на прилегающих к таким полигонам линиях. При этом на таких полигонах локомотивы обращаются в единой увязке по линиям нескольких дорог. Для единого управления локомотивами в пределах нескольких дорог в 2012–2014 годах были образованы центры управления тяговыми ресурсами (ЦУТР), что позволило реализовать полигонную технологию управления тяговыми ресурсами.
Приведу ещё один аргумент в пользу полигонных технологий. За последние десятилетия существенно изменились весовые нормы грузовых поездов. Средний вес грузового поезда за 65 лет (с 1950 по 2015 год) вырос с 1430 до 3966 тонн, или в 2,8 раза, а в 2016 году достиг рубежа в 4006 тонн. Пропуск тяжеловесных поездов требует чёткой организации движения с минимальным числом их остановок на всём маршруте следования, причём они, как правило, проходят по линиям нескольких дорог. Для оптимизации условий организации тяжеловесного движения также требуется переход к полигонным технологиям.
Естественно, возникает законный вопрос: а как при полигонных технологиях будут решаться вопросы безопасности движения, его клиентоориентированности? Выполнение ремонтно-путевых работ по технологии закрытых перегонов в створе в комплексе на протяжённых створовых направлениях, включающих в себя несколько дорог, сегодня стало эффективным методом выполнения капитального ремонта пути и реконструкции инфраструктуры. Его реализация также требует управления предоставлением «окон» в пределах нескольких дорог.
В современных условиях организация перевозочного процесса должна быть клиентоориентированной, что требует увязки системы управления перевозочным процессом с выполнением требований грузоотправителей и грузополучателей железнодорожного транспорта. Чем крупнее будет полигон управления перевозочным процессом, тем лучше условия для организации и выполнения перевозок по фиксированным расписаниям, организации движения ускоренных маршрутов или доставки отправок с фиксированным временем. Это достигается за счёт единой разработки на полигоне плана формирования и графика движения, а также за счёт единого оперативного управления. Таким образом, условия соблюдения требований клиентоориентированности ОАО «РЖД» улучшаются при расширении полигонов управления перевозочным процессом с включением в такие полигоны линий нескольких дорог.
Важно, что в современных условиях технические средства перестали служить ограничивающим фактором при укрупнении полигонов управления. Развитие информационных технологий, появление волоконно-оптических линий с организацией цифровой связи определили принципиально новые условия управления перевозочным процессом. Использованная в ОАО «РЖД» архитектура построения цифровых сетей связи позволяет беспрепятственно наращивать мощность и видоизменять конфигурацию информационной системы применительно к используемой структуре управления. При этом возможна организация информационного обеспечения перевозочного процесса при любом количестве центров управления. Вместе с тем требуются определённая работа и соответствующие затраты на реструктуризацию сетей связи и создание нового программного продукта, обеспечивающие функционирование рабочих мест в новых полигонных центрах управления. Определение границ полигонов – это сложнейшая математическая и экономическая задача, в нашем институте проведены расчёты. Все усилия по созданию полигонов окупятся сторицей, принесут государству пользу, сделают грузовые и пассажирские перевозки рентабельными по цене и скорости.