Вашингтонский Фонд информационных технологий и инноваций, исследующий вопросы технологического и организационного совершенствования транспортной инфраструктуры, в мае прошлого года представил общественности аналитический доклад. «Настольная книга начальника по цифровой инфраструктуре» за авторством группы исследователей во главе с Робертом Аткинсоном. Авторы предложили посмотреть на проблемы внедрения новых методов работы транспортной отрасли в стратегическом измерении. Специалисты продолжают обсуждать тезисы, изложенные в докладе сторонников цифровой дороги.
ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ
Инфраструктура всегда являлась важным фактором экономического роста и процветания государств. Однако для нынешних темпов развития глобального хозяйства транспорту необходимо работать на опережение при вовлечении информации и коммуникационных технологий в отрасль.
Перспективная модель развития транспортной инфраструктуры будет осуществляться на гибридной основе, интегрируя как физические, так и цифровые аспекты новых технологий. Без подобного синтеза следующая волна развития транспорта не сможет отвечать повседневным запросам потребителя.
Немало экспертов отмечают, что в последние десятилетия технологический прогресс замедлил свои темпы: тепловозы, автомобили и реактивные самолёты остаются доминантой отрасли уже на протяжении почти 50 лет. Тем не менее последовательная модернизация транспортных комплексов продолжается.
Понятие «цифровая инфраструктура» (ЦИ) охватывает технологии, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию в электронной форме. Существует два условных типа таких систем: гибридная ЦИ, когда в традиционную физическую инфраструктуру добавляют электронные компоненты (например, датчики на водяных мельницах), и специализированная, имеющая исключительно искусственную природу (оптоволоконный кабель).
Авторы отмечают, что успешное внедрение цифровой инфраструктуры на нынешнем этапе развития транспорта позволит разрешить сразу несколько задач:
● расширение эксплуатационного потенциала существующей инфраструктуры и подвижного состава;
● экономия времени и ускорение процессов доставки пассажиров и грузов: рассредоточение транспортных потоков, упрощение операций и возможность большей информированности начальства при принятии решений;
● уменьшение себестоимости перевозок: повышение производительности труда, минимизация негативного экологического воздействия и формирование более гибких условий при оказании услуг;
● повышение доверия к операторам сети: снижение непредсказуемости и задержек при формировании и осуществлении заказов;
● создание более безопасного пространства на полигонах посредством уменьшения возможности внешнего вмешательства со стороны природных и искусственных факторов.
На пути к триумфальному шествию цифровизации на транспорте существует немало барьеров социального, экономического и административного характера. В частности, устаревшая и дорогостоящая регуляторная политика исполнительных органов власти, дефицит бюджетных средств на инвестирование, а также весьма ограниченный круг специалистов, способных обеспечить техническую сторону процесса, уменьшают энтузиазм операторов сети.
Немалое значение имеет и предубеждённость со стороны ряда лиц, принимающих решения, в опасности неконтролируемого использования больших массивов данных (big data).
Авторы доклада «Настольная книга начальника по цифровой инфраструктуре» считают: учитывая наличие многочисленных препятствий, правительство, представители отрасли и частные инвесторы должны работать сообща, чтобы добиться формирования всеобъемлющей государственной стратегии интенсивного развития транспорта через внедрение цифровой инфраструктуры. В расширенном виде она должна включать меры по привлечению инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства и реформированию регуляторной и инспекционной политики для обеспечения стабильного делового климата.
Основную часть своей работы группа исследователей посвящает отдельным случаям развития цифровых технологий на различных видах коммуникационной инфраструктуры: автомобильном, железнодорожном, водном и авиационном транспорте, при дорожном строительстве и эксплуатации нефте-, газо- и водопроводов и линий электропередачи, а также в навигационных системах.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В «ЦИФРЕ»
Говоря о железнодорожном транспорте, авторы доклада отмечают лидерство отрасли во внедрении гибридной и специализированной цифровой инфраструктуры в различных областях деятельности – от сигнализации и блокировки до онлайн-заказов обедов в пассажирских поездах.
«Умная» железная дорога уже показала положительные результаты в обеспечении высокого уровня безопасности, рациональной и эффективной эксплуатации подвижного состава, сокращении расходов и создании максимально комфортных условий для пассажиров и грузоотправителей.
Использование автоматизированных (machine-to-machine) коммуникационных систем при диспетчеризации подвижного состава и обмене информацией между транспортными хабами позволяет не только централизованно осуществлять перевозки, но и прогнозировать изменение пассажиро- и грузопотоков. Общее управление в таких мощных комплексах осуществляется посредством облачных технологий, навигационного оборудования, автоматической сигнализации, камер наблюдения и других средств, позволяющих операторам и контролирующим центрам формировать маршруты движения с большей эффективностью.
На сегодняшний день особое значение для железнодорожной отрасли имеет вопрос безопасности. Например, в США всё ещё отсутствуют системы сигнализации и блокировки на полигоне более 200 тыс. км. Подобные «серые» зоны крайне опасны для любого движения поездов. Трагедия в Пенсильвании в мае 2015 года, когда пассажирский поезд Amtrak сошёл с рельсов из-за несоблюдения скоростного режима и отсутствия какой-либо диспетчеризации на данном участке, заставила Министерство транспорта страны всерьёз заняться модернизацией сети.
Оснащение дороги различными датчиками может помочь не только обеспечить безопасность, но и регулировать маршруты, исходя из ситуации спроса и предложения на рынке пассажирских и грузовых перевозок.
Системы реального времени также позволяют вовремя определить неисправность деталей локомотива или элементов пути, что обеспечивает стабильность расписания, оперативных и плановых видов работ.
Другое измерение систем реального времени касается эксплуатации мостов и путепроводов. Своевременное обнаружение деформаций посредством специальных приборов предотвращает возможность несчастных случаев и аварий, а если катастрофа всё же неизбежна, то онлайн-мониторинг минимизирует любое проникновение посторонних на опасные участки.
Оптимизация процесса сбора и обработки массивов данных в рамках ЦИ открывает широкие возможности для операторов в вопросах долгосрочного планирования деятельности. Даже в аналоговых технологиях внедрение ЦИ даёт ощутимые результаты благодаря концепции «Интернет вещей» и облачного хранения данных. Например, в пассажирском комплексе сенсоры и датчики движения на подвижном составе и на контрольно-пропускных пунктах вокзальных комплексов позволяют фиксировать реальный пассажиропоток и бороться с нарушителями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Многочисленные примеры цифровых технологий на транспорте показывают реальность экономической отдачи от подобных проектов. Неудивительно, что трансформация традиционного транспорта в цифровой приносит такие плоды. Возможность вовлечения самого рынка транспортных услуг в процессы цифровизации, улучшение качества предоставляемых услуг, повышение эффективности при снижении затрат и обеспечение контроля сети в режиме реального времени – четыре фактора развития отрасли, которым мы обязаны цифровой инфраструктуре.
Тем не менее остаётся дискуссионным вопрос о формах участия бизнеса и государства в этих процессах. Большинство реализованных проектов осуществлено по модели государственно-частного партнёрства при равном участии всех заинтересованных сторон. Опыт прошлого показывает, что для компромиссного решения возникающих вопросов необходимо уменьшение барьеров в конкурентной борьбе за тендеры. Конкуренция должна быть многоуровневой: в том числе и потребители услуг должны иметь право голоса при планировании и реализации проектов. Прозрачность – важный залог успеха цифровой технологии.
Естественно, проблема фрагментации рынка оказывает влияние на стратегов в области транспортной политики при разработке решений об инвестициях в фундаментальные исследования и прикладные разработки, а также при запуске новых продуктов и услуг. Упреждающая (proactive) позиция государства может нивелировать эти вызовы, предлагая бизнесу уже проработанные заготовки для дальнейшего изучения и внедрения.
ГОРИЗОНТЫ БУДУЩЕГО И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Несмотря на продемонстрированные результаты и заманчивые перспективы цифровой инфраструктуры, темпы внедрения новых технологий крайне медленны. Связано это с шестью моментами.
Во-первых, всё ещё существуют ощутимые финансовые (venture) риски для правительства и операторов транспортной инфраструктуры при реализации проектов.
Во-вторых, операторы сети не обладают достаточным количеством квалифицированных кадров для расширения цифрового пространства.
В-третьих, окупаемость проектов в несколько раз превышает среднесрочные циклы (3–5 лет), несмотря на их преимущества.
В-четвертых, всё ещё крайне слаба межведомственная кооперация между правительством и отдельными предприятиями, слишком много бюрократии в коммуникации.
В-пятых, очень многие ЛПР (лица, принимающие решения) в правительстве и крупных транспортных предприятиях имеют стойкое предубеждение о том, что разговоры о цифровой инфраструктуре лишь прикрывают сложившиеся проблемы в отрасли. Наконец, почти каждая технологическая новация требует системного изменения нормативно-правовой базы – стандартов, отраслевых приказов и др.
Как можно побороть эти вызовы? Для начала необходимо провести либерализацию регуляторной политики. Принципы, утверждённые в XX веке и показавшие свою эффективность, сегодня не отвечают требованиям времени. Более того, неповоротливая инвестиционная система резко тормозит привлечение средств в цифровые проекты.
Помимо этого, государственные отраслевые органы, как прямые и косвенные субъекты инфраструктурной политики, должны осуществлять параллельное стратегическое планирование мегапроектов, работать на опережение в сфере своей компетенции.
Информационные технологии формируют «умный» мир, охватывающий все сферы жизни. Наступило время, когда обществу следует аккумулировать все ресурсы на создание «умной» инфраструктуры, в особенности транспорта как главного драйвера экономики. Однако без продуманных целей и задач трансформация традиционной транспортной инфраструктуры в цифровую на определённом этапе застопорится и будет приносить только убытки.
Янош Станкович