ПОЕЗД + ПАРОМ
Такие интермодальные перевозки стали системой в начале XX столетия. Первым полноценным ТПУ стал терминал Хобокен, открывшийся в 1907 году в одноимённом американском городке на берегу реки Гудзон, разделяющей штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси.
Железнодорожная компания Morris and Essex Railroad подписала соглашение с паромной службой Hudson Waterfront об организации согласованных под прибытие и отправление поездов паромных переправ на другую сторону реки, к острову Манхэттен, где на тот момент не было железной дороги. Во время антикризисных реформ президента Франклина Рузвельта (так называемого Нового курса 1930-х годов) под рекой было запланировано строительство двух тоннелей, оно завершилось в 1950-х годах.
Паромная переправа действовала до 1967 года, однако уже в 1980 году была снова возобновлена для разгрузки пассажиропотоков пригородных поездов и Нью-Йоркского метрополитена. На сегодняшний день в ТПУ Хобокен пересекаются восемь линий пригородных поездов, три трамвайных маршрута, ветка метрополитена, две паромные переправы и девять автобусных маршрутов.
ПОЕЗД + САМОЛЁТ
Впервые эта модель была опробована в Берлине в 1927 году, когда подземная железная дорога добралась до аэропорта Темпельхоф. Станция Парадная Улица (Paradenstrasse) совмещена с аэровокзалом, что позволило осуществить пересадку с пригородного поезда на самолёты с минимальной потерей времени и большим комфортом для пассажиров. Данный узел просуществовал до 2008 года, когда заход самолётов на посадку над активно застраиваемой южной частью города перестал быть безопасным и аэропорт закрыли.
Расцвет модели «поезд + самолёт» пришёлся на конец 1980-х годов. Во многих случаях со стороны железной дороги использовались пригородные или региональные поезда местного значения, остановочные пункты которых организовывались в совмещённых с аэровокзалами комплексах. В этот период появились станции возле аэропортов Лондона (Хитроу), Франкфурта-на-Майне, Парижа и Осло.
Для упрощения продаж билетов в 1985 году дирекция аэропортов Парижа и SNCF (Национальная корпорация железных дорог Франции) впервые в мире заключили агентское соглашение о взаимной реализации проездных документов. Пассажиры аэроэкспрессов получили возможность приобретать билеты на самолёт на железнодорожных станциях и у кондукторов, а в кассах аэропорта им. Шарля де Голля начали продавать билеты на поезда: сначала – скоростного сообщения, затем – на все маршруты дальнего следования.
К 2017 году интермодальные перевозки на железнодорожном транспорте с использованием авиации действуют во всех европейских мегаполисах, кроме Киева и Белграда, в Китае, Японии, КНДР, Турции и Израиле, шести городах США (Анкоридж, Лос-Анджелес, Денвер, Филадельфия, Бостон и Чикаго), один в Канаде (Торонто) и два в Австралии (Брисбен и Сидней).
ПОЕЗД + ТАКСИ
«Французские железные дороги» выбрали ещё один необычный способ доставки пассажира от двери к двери. Таксомоторная компания ID Cab, дочерняя структура SNCF, предоставляет такую услугу без посредников. Тарифы фиксированные и невысокие по местным меркам: 9 евро за поездку по городу.
«Итальянские железные дороги» (Trenitalia) сотрудничают с компанией Maggiore, которая предоставляет туристам машины напрокат. Преимущества совместной программы для пассажиров заключаются в 50-процентной скидке на прокат автомобиля, в предоставлении бесплатного навигатора и выгодных ценах на прокат лыж и детских кресел. Для этого надо предъявить использованный билет на поезд. Помимо основного пакета бонусов, компания предоставляет дополнительные сезонные услуги. Постоянные клиенты получают возможность аренды автомобиля без ограничения дальности маршрута по всей территории страны.
ПОЕЗД + ВЕЛОСИПЕД
«Германские железные дороги» (Deutsche Bahn) дружат с велосипедистами. На вокзалах есть пункты проката, открыта «горячая линия» по вопросам их перевозки в вагонах различного сообщения – от пригородных электричек до международных составов. Как говорят во Всегерманском велосипедном клубе, программа поддержки на транспорте с 2010 года приобрела общенациональный масштаб.
Янош Станкович