В последние годы клиентоориентированность стала синонимом успешного ведения любого бизнеса. Компании ведут диалог с клиентами, изучают отзывы о своей деятельности, разрабатывают новые услуги на основании информации, полученной «из первых уст». Российские компании перенимают практику перехода на клиентоориентированность у иностранных коллег.
Компания GEFCO (Les Groupages Express de Franche-Comté) – один из крупнейших логистических операторов Европы и России – создавалась как 3PL-оператор для Группы PSA, а сейчас осуществляет логистические услуги по всему миру. Она является ведущим мировым поставщиком интегрированных решений в области грузоперевозок и организации различных цепей поставок. В России компания сотрудничает с российскими и международными компаниями в различных секторах, среди которых автопроизводители, промышленные компании, производители товаров повседневного спроса, электроники и другие.
GEFCO разрабатывает и внедряет специализированные логистические решения «под ключ» с учётом всех требований и пожеланий заказчика. В качестве примера интеграции могут быть приведены проекты по формированию единых контейнерных поездов, следующих как из Европы в Россию, так и по территории РФ. Такого рода проекты зачастую включают в себя разработку «нитки» графика движения поездов, фрахтование судов, а также согласование специализированных тарифных коридоров.
В 2010 году был запущен поезд с автокомплектующими из города Везуль во Франции на завод PSA и Mitsubishi в Калуге. Маршрут предполагал движение по территории пяти стран (Франции, Германии, Польши, Белоруссии и России) с учётом транзитного времени не более пяти суток. Протяжённость полного кругорейса составила порядка 6 тыс. км пути и требовала аренды более 400 вагонов и 1200 контейнеров на постоянной основе.
В 2016 году началась реализация проекта по экспорту шпона в Японию с разработкой и использованием мультимодальной схемы. Проект подразумевал подачу порожних контейнеров на склад клиента посредством автомобильного транспорта в Амурск и последующую доставку до контейнерного терминала в Комсомольске-на-Амуре. Далее по мере накопления достаточного количества контейнеров происходили формирование контейнерного поезда и отправка железнодорожных платформ в порт Владивосток. Общая длина поезда составила 800 м, а протяжённость маршрута – 1163 км. По прибытии поезда производилась выгрузка контейнеров, осуществлялось накопление судовых партий в порту Владивостока для последующего фрахтования судна и доставки груза в Японию. Предложенное решение позволило сократить транзитное время доставки на 35% в сравнении с ранее используемыми схемами перевозки.
В любом проекте логистический интегратор должен стремиться учесть основные требования клиента к качеству перевозки: обеспечить сохранность груза при максимальной скорости его доставки в пункт назначения и по самой оптимальной стоимости. Сокращение времени перевозки более чем на треть является существенным достижением и доказательством того, что оператор смог подобрать подходящий вид транспорта, предусмотреть максимально оптимальный вариант маршрута, предотвратить риски в процессе доставки. Каждый выполненный проект является отправной точкой для анализа выгод и рисков, с которыми столкнулся перевозчик в процессе транспортировки, и разработки новых индивидуальных решений для каждого клиента.
Показателем высокого уровня профессионализма является способность логистического оператора предлагать клиентам нестандартные решения. Организация перевозок новым видом транспорта, ранее не привлекаемым для перевозок того или иного груза определённого клиента, может сделать процесс доставки более эффективным. Так, в 2017 году компания GEFCO предложила решение по транспортировке автомобильных компонентов ускоренным контейнерным поездом из порта Новороссийск в Ульяновск, в то время как раньше подобные перевозки осуществлялись автотранспортом. Партия контейнеров прибыла морским транспортом в порт Новороссийск, где на припортовой станции, в соответствии со специально разработанной технологией, был сформирован контейнерный поезд. Высокая стоимость груза требовала минимизации потенциальных сопутствующих рисков, в связи с чем и было разработано решение, позволяющее избежать сортировочных горок на пути следования. Время следования поезда составило 46 часов, что стало конкурентоспособной опцией в сравнении с доставкой автотранспортом, особенно в период весенней распутицы. Также следует обратить внимание не только на транзитный срок, но и на ценовую составляющую, которая оказалась более привлекательной для клиента. Команда GEFCO провела организацию полного цикла формирования поезда в течение трех рабочих дней с момента подтверждения со стороны клиента, согласования условной длины поезда и уникальной «нитки» графика.
Логистическому оператору следует каждый день работать над составлением наиболее удобных маршрутов, оптимизацией грузовых потоков и транзитных сроков, финансовых вложений и логистических бюджетов своих клиентов. Примером подобного проекта может служить согласование тарифного коридора на железнодорожные перевозки, что позволяет не только значительно сократить затраты на логистику, но и предложить клиентоориентированный сервис. За 2016 год ОАО «РЖД» было согласовано всего девять тарифных коридоров, два из которых были получены компанией GEFCO.
Помимо задач по сокращению затрат для клиентов, логистический оператор должен уделять особое внимание стандартам оказываемых услуг. В работе со своими клиентами GEFCO на всех уровнях цепи поставок использует строгие процедуры контроля качества по всему миру: актуальные сертификаты ISO, концепцию бережливого производства (LEAN), 5S-Стандарт, цель «Ноль дефектов», определение и мониторинг ключевых показателей эффективности (KPI).
Индивидуальный подход к каждому клиенту предполагает составление стандартной процедуры SOP (Standard operational procedure), отражающей взаимодействие и процесс интеграции совместных бизнес-процессов. Цель разработки операционной процедуры и следования ей заключается в организации эффективной и налаженной работы с клиентом.
Система KPI не только нашла своё отражение в работе с клиентами для своевременной и полной оценки качества оказываемых услуг, но и получила широкое распространение при выборе и номинировании перевозчиков. Среди наиболее распространенных показателей, которые можно применить фактически к любому виду деятельности, выделяют следующие:
– проведение таможенного оформления в срок до 24/48 часов;
– соблюдение транзитного срока следования транспортного средства (согласно соотношению маршрута, времени года и типа перевозимого груза);
– полная сохранность груза;
– выполнение концепций «точно в срок» (Just In Time) и «с установленной последовательностью» (Just In Sequence).
Один из наиболее ярких примеров выстраивания работы по концепциям Just In Time и Just In Sequence – это разработка схемы взаимодействия между заводом – поставщиком автокомпонентов и заводом-автопроизводителем для непрерывной работы конвейера.
Для запуска проекта компании GEFCO потребовалось стандартизировать хронометраж рейсов и провести трёхстороннюю работу по оптимизации времени на каждом участке, подобрать специальных перевозчиков, провести инструктаж водителей, а также внедрить регулярный контроль технического состояния автомобилей. Среди показателей эффективности (KPI) наиболее применимыми являются:
– доступность менеджера и диспетчера логистического оператора;
– предоставление доступа в IT-систему для GPS-контроля;
– составление еженедельного отчёта по итогам и этапам каждой перевозки;
– 100-процентное соблюдение сроков поставки.
По итогам внедрения транзитное время на круговую доставку между двумя заводами в 2016 году было сокращено на 43% в сравнении с результатами 2013 года. Такое решение открывает новые возможности для производственного предприятия в области повышения конкурентоспособности на рынке, а также способствует минимизации рисков простоя конвейера.
На сегодняшний день примером полной интеграции логистического оператора в потоки клиента является предоставление сервиса 4PL – полного аутсорсинга логистических функций. Применяя сервис такого уровня, компания, занимающаяся производством или дистрибуцией, может сконцентрировать все свои ресурсы на основной профильной деятельности, а непрофильные функции передаются внешним поставщикам. Конечной целью здесь является оптимизация затрат клиента на логистику и рост производительности его бизнеса. В России логистический аутсорсинг занимает около 30% рынка транспортно-логистических услуг, что почти в два раза меньше, чем в США, Европе и Китае. Из соображений информационной и финансовой безопасности и из-за отсутствия доверия к логистическим операторам основная часть российских компаний предпочитает сохранять логистические функции внутри компании. Это означает, что производитель имеет свои отделы логистики, собственный автопарк и службы доставки. На практике же это экономически невыгодно, так как затраты на содержание собственного автопарка постоянны, а объём грузопотока может варьироваться. Автопарк, работающий под нужды одного клиента, является нерентабельным. Максимально эффективное использование транспорта – постоянная загрузка, отсутствие порожних пробегов.
4PL-операторы предоставляют целый ряд преимуществ своему клиенту. В первую очередь специализированная компания, имеющая значительный опыт работы на логистическом рынке с предприятиями разного профиля, сможет объективно оценить потребности клиента и предложить комплексное решение в области транспорта и логистики, подобрав оптимальные с точки зрения сроков и стоимости способы перевозки. При этом будут учтены географические и климатические особенности каждого региона, а риски сведены к абсолютному минимуму. Кроме того, она возьмёт на себя решение связанных с перевозками организационных, процедурных вопросов и вопросов документооборота, включая процесс таможенного оформления.
Примером интеграции бизнеса клиента и GEFCO можно назвать 4PL-проект по организации доставки техники и оборудования Volvo Construction Equipment и Terex Trucks для компании Ferronordic Machines. Компания осуществляет комплексную транспортировку крупногабаритных и тяжеловесных грузов с использованием автомобильного, железнодорожного и морского транспорта в различных комбинациях. По условиям контракта GEFCO обязуется сократить издержки компании на логистику на 10% в течение пяти лет.
По итогам первого полугодия 2016 года GEFCO уже сократила логистический бюджет клиента на 4,5%. Результаты по сокращению затрат на логистику определяются в сравнении с так называемым Baseline – базовым уровнем расходов предыдущих периодов, который определяется в результате логистического аудита и закрепляется в контракте.
Для Группы GEFCO это не первый 4PL-проект. Наиболее крупное решение такого рода – это совместный проект с General Motors, который включал в себя перевозки на всей территории Европы.
Для постоянного совершенствования и развития партнёрских отношений с клиентами сотрудники GEFCO ориентируются на несколько простых правил, применимых во всех областях бизнеса: объяснять и разговаривать; умение ставить себя на место клиента; уделять время коммуникации; определять себя в команде.
Основываясь на правилах, приведённых выше, а также создавая дополнительную ценность для бизнеса клиента, логистический оператор будет ежедневно повышать уровень качества своей работы, тем самым позволяя клиентам максимально сконцентрироваться на развитии собственных бизнес-процессов.