Отраслевые вузы ведут подготовку железнодорожников будущего – специалистов в области высокоскоростных магистралей (ВСМ). В Русско-немецком институте МИИТа состоялась защита выпускных квалификационных работ второго набора специалистов ОАО «РЖД» и студентов авторского класса, прошедших подготовку по образовательной TEMPUS-программе «Подготовка в области инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного движения в России». Смогут ли молодые специалисты справиться с вызовами времени, рассуждает Анатолий Фиронов.
– Какой квалификацией должен обладать железнодорожник, чья работа будет связана с ВСМ?
– Менеджеры, управленцы, чья работа связана непосредственно с принятием решений в области реализации проектов высокоскоростных магистралей, должны обладать широким, универсальным спектром знаний, охватывающим все аспекты ВСМ. Если говорить о специалистах, то они, конечно, должны быть узкопрофильными, со специализацией в той или иной области: инфраструктура, подвижной состав, автоматика и телемеханика, электроснабжение и так далее. Двухлетняя магистерская программа, реализуемая в Русско-немецком институте МИИТа, направлена на подготовку руководящего состава, поэтому учебный план составлен таким образом, чтобы дать слушателям универсальный комплекс знаний в области ВСМ. Например, если приходит уже работающий экономист, ему преподают не только экономику и финансы, но и путевое хозяйство, подвижной состав. Такого комплекса дисциплин он не получит нигде.
Конечно, специалистам будущего важно знать новые методы проектирования с использованием, например, спутниковых технологий, а также усовершенствованные системы управления движением. Машинист поезда, движущегося со скоростью 350 км/ч, не увидит сигнала светофора. Это уже фактически полёт. Поэтому здесь необходимо применять современные технологии организации управления и контроля движения, использовать спутниковые технологии. Появилось новое понятие «цифровая железная дорога», означающее переход к автоматизированным способам управления. И сегодня наша цель – дать слушателям такие знания, чтобы в дальнейшем они стали проводниками новых технологий.
– Когда Русско-немецкий институт МИИТа начал готовить специалистов для ВСМ?
– В 2012 году «Французские национальные железные дороги» (SNCF) и Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II инициировали участие в конкурсе Европейского союза на разработку и реализацию образовательного TEMPUS-проекта на основе единых подходов к подготовке специалистов высокоскоростного железнодорожного движения. Для его осуществления был создан консорциум, в который вошли представители европейских университетов и администраций железных дорог Латвии, Польши, России, Украины и Франции. В ходе реализации проекта были образованы триномы, в каждый из которых вошли по три преподавателя или специалиста из разных стран. Для них при поддержке ОАО «РЖД» были организованы технические визиты во Францию и Россию на предприятия железнодорожного транспорта, обслуживающие высокоскоростное движение, – депо, вокзалы, диспетчерские и учебные центры.
В результате комитетом руководителей пяти стран была разработана образовательная программа «Подготовка в области инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного движения в России», включающая 23 дисциплины по разным видам деятельности на русском и английском языках. Девять из них общие, семь по инфраструктуре и семь по эксплуатации. В настоящее время общая подготовка со специализацией на инфраструктуру реализуется в ПГУПСе, а со специализацией на эксплуатацию – в МИИТе.
В 2016 году в МИИТе осуществлён первый выпуск программы: 13 студентов авторского класса и 15 специалистов компании. Студенты провели двухнедельную стажировку в Германии, где ознакомились с немецким железнодорожным производством, инфраструктурой и строительством ВСМ. Впервые среди железнодорожных вузов каждому выпускнику вручены два диплома – МИИТа о дополнительном профессиональном образовании в области высокоскоростного железнодорожного движения и CNAM (Парижской консерватории искусств и ремёсел – Политехнического университета Франции) – менеджера в области высокоскоростного железнодорожного движения.
В апреле этого года состоялась защита выпускных квалификационных работ слушателями второго набора TEMPUS-программы. Государственная аттестационная комиссия под председательством главного инженера ОАО «Скоростные магистрали» Владимира Евгеньевича Андреева по достоинству оценила высокий уровень выпускных работ, рекомендовав лучшие из них к публикации в сборнике трудов университета.
В МИИТе TEMPUS-программа получила существенное развитие. В соответствии с действующим в России Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в Русско-немецком институте МИИТа разработана и утверждена ОАО «Скоростные магистрали» и Дирекцией скоростного сообщения ОАО «РЖД» двухлетняя магистерская программа подготовки по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» и специализацией «Инфраструктура и эксплуатация высокоскоростных линий». Она значительно расширена и адаптирована к требованиям ФГОС, включает 33 дисциплины, большое количество часов отведено на практику. С 2015/16 учебного года организован приём и уже ведётся подготовка магистров на бюджетных и внебюджетных местах. В 2017 году планируется первый выпуск магистров инфраструктуры и эксплуатации ВСМ.
– Кто читает лекции?
– Со слушателями вели занятия профессора и доценты МИИТа из состава Экспертного совета по ВСМ, принимающие участие в экспертизе проектной документации проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань, ведущие специалисты Центра организации скоростного движения компании, ОАО «Скоростные магистрали», а также сотрудники компании «Сименс», НИАС. Для чтения лекций мы привлекаем специалистов, работающих непосредственно над проектом ВСМ Москва – Казань. При прохождении практики к каждому магистранту прикрепляется консультант от компании, помогающий будущим специалистам в подготовке магистерской диссертации.
– Как учащиеся получали практические навыки?
– В проекте предусмотрено техническое оснащение процесса обучения. С этой целью в Русско-немецком институте МИИТа была приобретена и смонтирована межкафедральная учебная лаборатория ВСМ. В ней установлен виртуальный симулятор машиниста, позволяющий имитировать управление поездом на реальных участках высокоскоростного движения. Выездные практики были организованы с помощью Дирекции скоростных сообщений ОАО «РЖД». Слушатели ознакомились с конструкцией подвижного состава, работой депо Металлострой, Центра управления движением Октябрьской дороги, Центра подготовки машинистов высокоскоростных поездов, депо Подмосковное, где студенты сами опробовали тренажёры и действия машиниста в специально создаваемых нештатных ситуациях.
– Насколько сейчас востребованы специалисты, прошедшие обучение по этим программам?
– Реализуемые в МИИТе программы получили положительную оценку со стороны ОАО «РЖД», они целиком соответствуют потребностям компании и прежде всего востребованы в связи с реализацией проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Выпускники первого набора TEMPUS-программы сегодня работают на предприятиях ОАО «РЖД» на Московской, Октябрьской, Горьковской дорогах, в Московском и Горьковском отделениях Дирекции скоростного сообщения компании, а также в ОАО «Скоростные магистрали». В будущем они примут непосредственное участие в реализации проектов ВСМ.
Только на участок ВСМ Москва – Нижний Новгород потребуется шесть тысяч специалистов разных профилей, из них примерно 600 – это специалисты инженерно-технического состава с высшим образованием. Мы не опережаем развитие событий, а даже опаздываем с подготовкой таких специалистов. Планируется, что стройка первой ВСМ начнётся в следующем году. Она займёт четыре года, а на подготовку специалистов уходит пять и более лет, ведь изначально работникам нужно набраться опыта на существующих предприятиях и только затем перейти на новую технику.
– Будут ли квалификационные работы, защищённые участниками программы, востребованы на производстве?
– Работы получились действительно качественными. Например, интересный доклад, связанный с зимней эксплуатацией поездов «Сапсан» и «Аллегро». Нельзя слепо использовать европейский опыт, потому что у нас совершенно другие природные условия, которые требуют иных подходов к разработке ВСМ. Возникает целый комплекс технических проблем, которые предстоит ещё решить, например аэродинамическое взаимодействие встречных поездов при скорости движения 350 км/ч и выше, динамическое взаимодействие мостовых конструкций и высокоскоростного подвижного состава и ряд других. Также стоит отметить работу, связанную с движением сдвоенных «Сапсанов», там есть свои нюансы, связанные, с одной стороны, с ограничением по току контактной сети напряжением 3 кВ, а с другой – необходимостью обеспечить требуемый график движения. Были доклады, посвящённые проектированию и эксплуатации ВСМ Москва – Казань, а также обслуживанию пассажиров высокоскоростных поездов. В трёх выпускных работах были рассмотрены вопросы проектирования региональных ВСМ, например Самара – Тольятти, Екатеринбург – Челябинск, Москва – Адлер.
По решению аттестационной комиссии статьи на основе лучших докладов мы опубликуем в сборнике трудов МИИТа.
Беседовала Юлия Соловьёва