Для эффективного внедрения новых технологий на железнодорожном транспорте вузы должны меняться
В цифровую эпоху к подготовке специалистов предъявляются качественно иные требования. Чтобы отвечать на вызовы времени и эффективно внедрять новые технологии на железнодорожном транспорте, меняться предстоит и самим учебным заведениям. О том, как это происходит, «Пульту управления» рассказал президент МИИТа Вадим Морозов.
– Перед Россией стоит амбициозная задача смены модели экономического развития. Соответственно, должны измениться подходы к воспроизводству человеческого капитала. На ваш взгляд, что ждёт российскую экономику в ближайшие десятилетия?
− Сегодня мы живём пока ещё в сложных экономических условиях, однако председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на недавней коллегии Минэкономразвития назвал 2016-й годом осознанных возможностей. Благодаря мерам ситуативного антикризисного реагирования страна справилась с вызовами времени. Сейчас стоит задача перезапуска механизмов качественного экономического роста, рассчитанных на длительную перспективу. Что для этого необходимо сделать? Среди приоритетов – привлечение инвестиций в развитие инфраструктурных проектов, в том числе железнодорожных (например, модернизация БАМа и Транссиба, организация высокоскоростного движения), а также стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции. При этом поддержка образования является неотъемлемой составляющей общественного прогресса. Ценность трудовых ресурсов сложно переоценить, поэтому важно думать о том, кого и чему мы учим. Прежде всего нужно воспитывать правильное, достойное отношение к труду.
– Какую железнодорожную профессию стоит освоить сегодня, чтобы быть в авангарде транспортной отрасли завтра?
− Во все времена первое образование надо получать базовое. Сегодня в системе университетов путей сообщения представлены четыре основные железнодорожные специальности: «Подвижной состав железных дорог», «Эксплуатация железных дорог», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Системы обеспечения движения поездов». Обучаясь по одной из них, студенты должны стажироваться в смежных службах различных подразделений железнодорожного комплекса. В ближайшее время начнётся реализация идеи высокоскоростного движения, обсуждаются проекты магнитной левитации и вакуумного транспорта, уже внедряются беспилотники. Космические технологии объединяются в одном технологическом процессе с наземными технологиями перевозок, интеллектуальные системы управления распространяются на самые разные сферы. Все эти инновации требуют от инженеров глубоких и современных знаний. Чтобы добиться успеха в работе, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, непрерывно приобретать управленческие знания, уметь работать в команде, принимать оперативные решения в нестандартных ситуациях. Важную роль также играет получение бизнес-образования с учётом корпоративной специфики. По мере карьерного роста на каждой ступеньке надо работать от одного года до трёх лет.
– Как вам кажется, за кем будущее – за узкопрофильными или универсальными специалистами?
− Специфика железнодорожного транспорта состоит в чётком взаимодействии множества технических служб, обеспечении сложных технологических процессов, необходимости соблюдения графика движения поездов, так что потребность в инженерных узкопрофильных специалистах останется. Между тем важно быть профессионалом не только на своей должности, но и разбираться в производственном процессе смежных подразделений. Специалист будущего должен также знать корпоративную культуру компании, разбираться в вопросах управления производством и экономики. Важно настроить коллектив на достижение высоких показателей эффективности, уметь доверять сотрудникам и воспитывать в них дух участия в достижении общих целей.
– Существует мнение, что образованный человек учится всю жизнь. Достаточно ли современному специалисту стандартного пятилетнего образования или процесс обучения должен быть непрерывным?
− Действительно, необходимо постоянно повышать уровень своего образования. Использование новых технологий, развитие бизнеса, повышение эффективности производства и уровня обслуживания клиентов – всё это требует от работников приобретения новых компетенций и знаний в области клиентоориентированности, логистики, маркетинга. Останавливаться на получении одного образования, дающего базовые знания, мало, иначе есть риск остаться не у дел. Отраслевые вузы, а также корпоративные учебные заведения сегодня предоставляют возможность обучаться непрерывно. Повышение квалификации в течение всей трудовой карьеры даёт качественную, отвечающую требованиям работодателя подготовку железнодорожников.
– Нуждается ли существующая система образования в коррективах? Например, сегодня на смену специалитету приходит бакалавриат, а второму высшему – курсы повышения квалификации.
− На мой взгляд, оба уровня образования – специалитет и бакалавриат-магистратура – имеют право на существование. Так, в МИИТе ведётся подготовка специалистов по 10 направлениям, а бакалавров – по 47. В первом случае половина студентов обучается на бюджетной основе, во втором − в основном на платной. Конечно, по четырём основным железнодорожным профессиям учить нужно пять лет, ведь на профильных предприятиях предпочтение отдаётся специалистам-инженерам.
Что касается коррективов в образовании, то они, безусловно, необходимы. Чтобы быть успешным, университет должен вписаться в новую реальность. Жёсткая программа и тайминг обучения, единые требования для всех, обязательное присутствие в аудитории − всё это уже неэффективно для подготовки исследователей, создателей уникальных образцов, носителей фундаментальных знаний. Необходимо направить усилия на формирование новой модели образования, нацеленной на подготовку конкурентных кадров. Основной фокус должен быть смещён с производства собственных обучающих материалов на компоновку лучших мировых практик, с единой стандартной программы в аудиториях − на индивидуальные блоки с возможностью осваивать их онлайн в удобном формате.
К числу пилотных образовательных проектов можно отнести увеличение доли специализированной подготовки в магистратуре до 20% и более, рост эффективности и вариативности образовательных программ. Это и увеличение числа новых направлений подготовки, получение права принятия собственных ФГОС, предусматривающих увеличение доли практического обучения. Кроме того, можно выйти на стопроцентный охват образовательных программ профессионально-общественной аккредитацией и аккредитацией со стороны международных транспортных организаций, внедрить систему стандартов ISO в образовательный и исследовательский процесс, а также апробировать формат академических кредитов для развития совместных программ магистратуры с другими вузами.
– С учётом нынешних темпов развития информационных технологий можно ли говорить, что в будущем производственный процесс будет максимально автоматизирован, но при этом некоторые традиционные профессии окажутся невостребованными?
− В ХХ веке на создание нового образца товара или услуги требовалось гораздо меньше затрат, чем на его тиражирование. История МИИТа – блестящий пример решения такой важнейшей государственной задачи, как удовлетворение спроса транспорта и промышленной индустрии на массовые инженерные профессии. В настоящее время передовые экономики мира переходят к шестому технологическому укладу – нанотехнологиям и когнитивной науке. В постиндустриальном обществе создание стоимости товаров смещается с тиражирования на производство уникального образца. Выпуск новой техники становится дороже, чем строительство автоматизированного завода, штампующего тысячи готовых образцов. Сегодня в ногу с реализацией концепции цифровой железной дороги идёт процесс внедрения цифровых технологий в учебный процесс и исследовательскую деятельность. Будущее − за принципиально новой техникой. Для её создания уже сегодня требуются специалисты иного уровня. Однако инженерная составляющая в их подготовке никуда не исчезнет.
– Что ждёт отраслевые учебные заведения в будущем? Как им надо меняться, чтобы соответствовать современным требованиям?
− Оптимальный и, на мой взгляд, единственный эффективный путь развития подготовки специалистов для железнодорожного транспорта – это сохранение системы отраслевых образовательных организаций, то есть вузов, находящихся в ведении Минтранса и Росжелдора. Сейчас всё чаще высказывается мнение, что транспортников можно готовить в любом вузе. Я с этим в корне не согласен. Отраслевые вузы можно обвинить в консерватизме, но это здоровый консерватизм, достигнутый ценой неимоверных усилий целых поколений. Учитывая сложность технологических процессов на транспорте, их взаимосвязь, студенты не только получают знания по одной из специальностей, но и изучают работу смежных подразделений и служб на дороге. Широкое участие руководителей и специалистов-железнодорожников в учебном процессе позволяет транслировать непосредственный производственный опыт и навыки учащимся. Важно, что в железнодорожных вузах работники отрасли могут повышать свою квалификацию.
Однако необходимость развивать систему подготовки кадров для железнодорожного транспорта существует. Главная задача – повышение качества этой подготовки. Техника и технологии, методы управления на транспорте постоянно развиваются. Подготовка кадров не должна отставать от этого ритма. И здесь важны скоординированность действий по доведению новых требований до учебных заведений, ускоренная адаптация к ним преподавателей, скорейшее внедрение в учебный процесс основ и навыков новых технологий.
Есть целый ряд задач, которые мы должны решать сообща с нашим партнёром-работодателем. Это превращение вузов в производителя новых технологий за счёт ускоренного развития прикладных и фундаментальных исследований, формирование нового поколения инженеров и научных кадров, нацеленных на совершенствование процесса перевозок. Расширение компетенций выпускников особенно важно в эпоху преобразования ОАО «РЖД» в транспортно-логистическую компанию мирового уровня. Наряду с этим нельзя забывать и о базовых вещах, в первую очередь о передаче выпускникам практических навыков, повышении эффективности производственной практики, сотрудничестве с корпоративными учебными центрами профессиональных квалификаций и в целом с производственными подразделениями холдинга «РЖД».
– Каким в будущем должно стать взаимодействие работодателя и учебного заведения? Нуждается ли сегодня этот процесс в корректировках?
− Отраслевые вузы испытывают трудности в финансировании, выделяемый бюджет не позволяет развивать материально-техническую и учебную базу. Поэтому необходимо решить вопрос об участии бизнеса в образовательном процессе. В частности, есть проблемы с передачей новых тренажёров, оборудования, деталей верхнего строения пути, подвижного состава, машин и механизмов, IT-оборудования, программного обеспечения от работодателя вузам. Нужны более приемлемые условия, исключающие двойное налогообложение. Также важно предоставлять студентам-целевикам рабочие места для прохождения практики и гарантированно трудоустраивать их после окончания вуза в соответствии с полученной квалификацией. Учёных вуза и аспирантов необходимо привлекать к научно-исследовательской работе в компании, а с вузами заключать долгосрочные договоры о сотрудничестве в области научно-технического прогресса и научного сопровождения производственной деятельности.
– В отраслевых вузах сегодня набирает обороты процесс международных стажировок. Можно ли говорить о том, что в будущем наиболее востребованным будет специалист с двойным дипломом – отечественным и зарубежным?
− Да, практика получения зарубежного опыта сегодня набирает обороты. И наличие двойного диплома повышает конкурентоспособность работников на рынке труда. Многие компании при приёме на работу выпускников вузов обращают серьёзное внимание на их опыт учёбы и работы за рубежом, ведь это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, владении иностранными языками, широте кругозора, наличии навыков общения с представителями разных культур и стран. Поэтому многие студенты во время обучения стараются познакомиться с зарубежным опытом. Учебные заведения предоставляют им такую возможность.
Например, учащиеся МИИТа могут пройти ознакомительную практику в Высшей школе руководящих кадров дирекции национальной компании «Французские железные дороги» (SNCF). Ребята получают знания по вопросам развития и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры, посещают объекты SNCF. Также существует включённое обучение, в рамках которого студенты в течение одного-двух месяцев учатся в зарубежном вузе-партнёре. Эта программа, в частности, реализуется с Техническим университетом Дрездена и Высшей школой Аугсбурга в Германии, Лаппеенрантским технологическим университетом в Финляндии.
Набирают популярность программы двойных дипломов. Итогом прохождения такого обучения является получение студентами двух документов о высшем образовании – МИИТа и зарубежного университета. Так, например, студенты специальности «Бизнес-администрирование» могут получить диплом Высшей школы техники и экономики Дрездена, а учащиеся направления «Логистика» − Даляньского института информатики Neusoft.
МИИТ принимает участие в европейской программе «Эразмус+», благодаря чему студенты получают стипендиальную поддержку и могут пройти обучение в римском университете Ла Сапиенца, а также во французском университете Валансьена и Эно Камбрези.
– В чём основная идея Российского университета транспорта, который предполагается создать на базе МИИТа?
− Эта инициатива была озвучена на заседании президиума Госсовета в августе прошлого года. Российский университет транспорта, подведомственный Минтрансу, предложено создать для развития кадрового и научного потенциала транспортной отрасли в целом. Можно сказать, что натолкнула на эту идея Стратегия развития транспорта РФ на период до 2030 года, где во главу угла поставлены задачи по развитию единого, слаженно работающего механизма всего транспортного комплекса страны. Ключевым условием реализации этой концепции является консолидация кадровых и научных ресурсов в сфере транспорта.
В конце прошлого года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о переходе МИИТа в ведение Минтранса России. Это был первый шаг к формированию на базе МИИТа единого транспортного университета. Теперь вся документация приводится в соответствие с новыми требованиями. Достаточно сказать, что 22 филиала, которые входят в систему МИИТа и расположены в 20 субъектах РФ, должны быть преобразованы либо переданы в состав других университетов. Эта работа будет завершена до 1 июля.
Миссия нового университета состоит в том, чтобы стать головным вузом отрасли для системного кадрового и научного сопровождения Стратегии развития транспорта до 2030 года. Стратегическая цель − создание общетранспортного научно-образовательного, исследовательского, аналитического, консалтингового, проектно-методического центра, осуществляющего генерацию, системную интеграцию и трансфер знаний и лучших мировых практик. Российский университет транспорта должен влиться в международное образовательное сообщество и успешно конкурировать на всём мировом пространстве. Он станет методологическим центром транспортного образования в РФ. Это предполагает руководство деятельностью отраслевых научно-образовательных центров. Все эти преобразования в конечном счёте призваны повысить качество отраслевого образования в самом широком смысле.
Беседовала Юлия Соловьёва
МНЕНИЕ
Международная логистика объединяет все виды транспорта
Александр Выгнанов,
директор Русско-немецкого института МИИТа:
− Отраслевые университеты заглядывают в завтрашний день, чтобы определить, какие специалисты будут востребованы с учётом развивающихся технологий, новых типов подвижного состава и просто в условиях меняющейся жизни. В этой связи Русско-немецкий институт уже несколько лет готовит работников, которые будут необходимы на производстве в будущем. Например, мы обучаем специалистов в области международной логистики – это то направление, которое объединяет все виды транспорта. Оно чрезвычайно значимо для увязки и координации деятельности транспортных систем на Евро-Азиатском континенте. Понимая это, МИИТ стал инициатором нового консорциума из европейских университетов и представителей бизнеса – компаний-перевозчиков. Сейчас мы ждём, надеюсь, положительного ответа из Европейского совета, чтобы реализовать проект, аналогичный TEMPUS, с целью отработки и подготовки европейской магистерской образовательной программы в области управления международными логистическими системами. Поскольку МИИТ в скором времени станет глобальным транспортным университетом, конечно же, необходимо уже сейчас думать о создании на его базе международных научно-образовательных центров, которые связывали бы все виды транспорта, обеспечивали координацию их деятельности и гармонизировали их отношения. Это особенно важно с учётом развития транспортных коридоров и интермодальных перевозок на Евро-Азиатском континенте.
Технологии развиваются стремительно, поэтому важно не отстать от потребности транспорта в кадрах нового типа. Есть устойчивая закономерность: чтобы прогрессировала экономика любой страны, транспорт в этой стране должен развиваться опережающими темпами. В этом смысле специалистов завтрашнего дня необходимо готовить уже сегодня.
И речь, по моему мнению, идёт прежде всего о подготовке логистических координаторов и интегральных логистов, о специалистах в области интеллектуальных транспортных систем, о разработчиках новых перспективных видов транспорта и, безусловно, об экономистах, уверенно владеющих транспортными технологиями и соответствующих самым высоким стандартам международной квалификации.
Актуальным является развитие сотрудничества отраслевых университетов с ведущими вузами и транспортно-логистическими компаниями Европы и Азии, поскольку в век интеграции транспортных систем нельзя готовить специалистов обособленно.
Серьёзным препятствием здесь может стать языковой барьер, для преодоления которого необходимо обеспечить обучение специалистов всех уровней иностранным языкам на принципиально новом, более эффективном методологическом уровне.