Будущее – за цифровизацией
Евгений Чаркин
Евгений Чаркин
директор по информационным технологиям ОАО «РЖД»

Будущее – за цифровизацией

Организация электронного обмена документами – это всего лишь первый шаг
Сегодня IT-сектор компании «РЖД» занимается внедрением технологий, которые в перспективе могут перевести традиционный железнодорожный транспорт нашей страны фактически на новую ступень развития.

Традиционная железнодорожная инфраструктура ныне претерпевает существенные изменения, во-первых, в связи с появлением ВСМ и, соответственно, внедрением технологий перевозки грузов и пассажиров на высоких скоростях – от 300 и более километров в час. А это, в свою очередь, требует новых подходов к проектированию и строительству верхнего строения пути, контактной сети и других объектов инфраструктуры. Традиционные подходы здесь уже не срабатывают, требуется внедрение принципиально новых технологий, в том числе информационных, на всех этапах жизненного цикла, от проектирования до эксплуатации, включая организацию управления движением.

Инфраструктура для традиционных перевозок более консервативна, однако за счёт применения новых IT-технологий можно совершенно по-иному организовать сам процесс её проектирования, строительства и последующей эксплуатации. Речь идёт о технологиях цифрового моделирования, или BIM-технологиях, которые позволяют более эффективно и прогнозируемо осуществлять как строительство, так и реконструкцию инфраструктурных объектов сети, а главное – создают основу для более экономичной их эксплуатации в дальнейшем.

Технологии Интернета вещей и обработки «больших данных» позволяют перейти к оптимальному управлению содержанием объектов инфраструктуры. В этом случае обслуживание и ремонт будут выполняться не в соответствии с регламентом, как это делается сейчас, а в зависимости от фактического состояния объекта. То есть когда те или иные параметры начинают только приближаться к критическим значениям (например, потреблять больше тока, перегреваться), это и будет сигналом к тому, чтобы приступить к обслуживанию и профилактике данного объекта. Это возможно реализовать лишь при использовании «умных» компьютерных систем и новейших цифровых технологий.

То же самое касается и подвижного состава, обслуживание и эксплуатация которого в будущем будет производиться не по регламенту, а опираясь на системы предсказательной диагностики. А это принципиально новый уровень в эксплуатационной работе, который позволит достичь более высоких результатов при минимальных затратах ресурсов.

Современные информационные системы позволяют совершенно на новом уровне организовать работу и с клиентами РЖД: без лишних бумаг, посредством электронного документооборота. И использовать при этом дополнительные сервисы – такие, как, например, электронная торговая площадка грузовых вагонов или специальные мобильные приложения для персональных гаджетов пассажиров.

С помощью современных цифровых технологий можно также добиться гораздо большей эффективности в организации работы РЖД, в том числе перевозочного процесса. Для этого необходим постепенный переход от информационных систем к управляющим. Последние осуществляют полную обработку информации и на основе этого формируют определённые рекомендации, которые целесообразно использовать в той или иной ситуации. Принятие решения по-прежнему остаётся за человеком, но уровень проработанности возможных решений будет значительно выше, а вероятность ошибки при этом сведена к минимуму. Работа над созданием таких систем уже идёт, и они в ближайшем будущем появятся на сети. Одно из направлений реализации этой идеи – внедрение системы ИСУЖТ. Сейчас ведётся работа по созданию информационно-управляющей системы Центральной дирекции инфраструктуры, в неё как раз и закладываются новые идеи по управлению инфраструктурой, о которых идёт речь.

Цифровые технологии создают возможности совершенно по-новому решать традиционные задачи и предлагать принципиально новые подходы для решения имеющихся проблем. Например, появление нового мобильного приложения ОАО «РЖД» дало возможность пассажирам получать справочную информацию, покупать билет или высказывать своё мнение о работе РЖД, используя смартфон или другой гаджет. А создание специализированных приложений для мобильных рабочих мест линейного персонала, занятого в обслуживании инфраструктуры, позволяет ускорить сбор данных, повысить качество и оперативность информации о состоянии объектов инфраструктуры и выполнении плановых заданий. Мы уже сегодня задумываемся над тем, как можно, используя современные разработки, снизить присутствие персонала в наиболее опасных для человека точках. В качестве примера приведу систему управления маневровой работой на станции Лужская, а также разрабатываемые ныне технологии автоматического обмена данными между поездными информационно-управляющими системами, которые предлагают решения, влияющие на процесс движение поездов без участия человека.

Глобальная цифровизация уже охватила железные дороги многих стран, и нам нельзя отставать, иначе мы можем в будущем получить серьёзные проблемы на стыках. На международном уровне количество барьеров со временем должно сокращаться как раз благодаря использованию цифровых технологий. Уже сейчас в процесс взаимодействия с таможенными органами и железнодорожными администрациями соседних стран активно внедряется электронный документооборот. Далее нам нужно будет переходить от простого информирования к совместному планированию работы. И в этом процессе также не обойтись без использования современных цифровых технологий, общих стандартов их применения, совместимости форматов и технологических решений. Это касается и взаимодействия с другими видами транспорта, прежде всего с морским. Организация электронного обмена документами – это всего лишь первый шаг, основа для создания эффективной системы управления взаимодействием. А в перспективе цифровые технологии в управляющих системах будут распространяться по всем сегментам железнодорожного транспорта. За ними будущее.
Досье локомотивов
Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТа,

Цифровые технологические платформы как основной инструмент цифровизации РЖД

Рубрики: IT-технологии
Развязать узел
Александр Борейко, генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии»,
Сергей Кокин, генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел»,
Марина Крекова, заведующая кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (Политех),

Цифровой подход: актуальные проблемы и современные технологии для их решения

Рубрики: IT-технологии
Обеспечили транспортом

В программу «Цифровая экономика» включат новое направление

Рубрики: IT-технологии
Революция № 4

Блокчейн обеспечивает доверие участников процесса друг к другу

Рубрики: IT-технологии
Цифровая революция

Беспилотные поезда сэкономят человеческие и материальные ресурсы

Рубрики: IT-технологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru