Сертификат надёжности
Эдуард Зотов
Эдуард Зотов
ведущий специалист отдела технического анализа аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов Южно-Уральской дороги

Сертификат надёжности

Как предприятие может доказать свою способность обеспечить безопасность движения
Вопросы корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД) приобретают особую актуальность в условиях конкуренции на транспортном рынке пассажирских и грузовых перевозок. Дело это в ОАО «РЖД» добровольное, но проходить сертификацию для галочки недопустимо.

В прошлом году 31 предприятие Южно-Уральской дороги подало заявки на участие в корпоративной сертификации. В 2017 году заявлено к участию уже 38 структурных подразделений, и в первом квартале текущего года на данных предприятиях проводятся аудиты.

Так, по результатам диагностического аудита, проведённого в конце 2015-го и в начале 2016 года, из 31 подавшего заявки структурного подразделения 12 не были допущены к участию в корпоративной сертификации. Причиной отказа стали завышенная самооценка и несоответствие системы менеджмента безопасности движения (СМБД) заданным критериям.

В начале прошлого года 19 предприятиям выдали мотивационные задания на устранение незначительных несоответствий и на улучшение функционирования СМБД. В конце 2016-го аудиторская группа пришла к выводу, что СМБД соответствует критериям корпоративной сертификации только на 11 предприятиях.

Если сосредоточиться на выявлении основных причин, помешавших предприятиям доказать соответствие критериям СМБД, то выяснится следующее: некоторые специалисты и руководители подошли к процессу организации СМБД формально; многие сотрудники недовольны процессом внедрения, так как при этом требуется тратить время и силы на дополнительное обучение, а вознаграждение за это не предусмотрено.

Ещё одна из причин, препятствующих функционированию и развитию СМБД, – отсутствие её интеграции в производственную деятельность предприятия. Не все руководители структурных подразделений осознали, что безопасность движения поездов напрямую зависит от качества внедрения СМБД на вверенном им предприятии.

Такие руководители воспринимают менеджмент безопасности движения как дополнительную нагрузку, которая не даёт немедленной отдачи, но отвлекает персонал и ресурсы. Они считают приоритетным выполнение производственных задач, что нередко происходит в ущерб безопасности движения.

Положение усугубляется тем, что, не зная всех особенностей нормативных документов в области СМБД, стандартов ИСО 9001, они затрачивают много времени на подготовку и поддержание актуальности документов по СМБД. При этом наличие подобных документов не гарантирует выстраивание самой системы. Зачастую внутренние документы издаются архаично, иногда дублируют или вовсе противоречат друг другу. Неразбериха с документацией приводит к тому, что персонал не понимает смысла внедрения СМБД.

А сопротивление персонала на предприятиях преодолевается в основном карательными мерами, такими как лишение премии, объявление выговора. Это говорит о том, что не уделяется достаточного внимания проблеме мотивации, а также принципу лидерства руководства. По сути, это попытка руководства переложить свою вину за то, что не созданы условия для полноценного функционирования СМБД, на подчинённых и оправдать свою безответственность низкой дисциплиной сотрудников.

Решению этой проблемы должно способствовать внедрение культуры безопасности.

Кроме того, очень важным является наличие специальных знаний в области менеджмента безопасности движения у сотрудников и руководителей структурных подразделений. Планомерный и непрерывный процесс обучения руководителей и персонала вопросам СМБД поможет устранить это препятствие.

Успех зависит и от того, имеется ли у персонала опыт в создании, поддержании в рабочем состоянии и улучшении СМБД. А опыт приобретается только участием в корпоративной сертификации. Даже если предыдущая попытка была неудачной и сертификат не был получен, накопленный опыт и устранение несоответствий, выявленных при проведении аудита, позволят в итоге добиться положительного результата. Так как по результатам аудита руководству предприятия не только укажут на выявленные несоответствия, но и объяснят, как их устранить.

Ошибка, которую совершают руководители, – исключение себя из деятельности по созданию и поддержанию работоспособности системы, неверное распределение ответственности и вольная интерпретация положений и требований нормативных документов по СМБД.

Распределение ответственности в СМБД – это крайне важный момент, от которого зависит, насколько результативной будет система.

И здесь три основных неверных подхода: когда ответственность сосредоточена на одном человеке, когда ответственность лежит сразу на всех и когда ответственность вообще не установлена для кого-то конкретно.

Преимущества мотивационной части корпоративной сертификации очевидны. Мотивация работников предприятия, участвующего в системе корпоративной сертификации, осуществляется в соответствии с Положением о вознаграждении работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за обеспечение безопасности движения, утверждённым распоряжением от 30 декабря 2011 года № 2887р.

Структурные подразделения, получившие сертификат, исключаются из плана проведения технических ревизий обеспечения безопасности движения поездов, проводимых аппаратом главного ревизора (ЦРБ), на срок действия выданного сертификата.

Теперь об аудите. Первое ошибочное мнение: организаторы корпоративной сертификации в структурных подразделениях и их руководители считают аудит СМБД очередной проверкой – сродни технической ревизии.

Вторая ошибка – руководители всех уровней, получив мотивационное задание, составленное по результатам диагностического аудита, воспринимают его как акт ревизии и начинают работать только по устранению указанных несоответствий. При этом из виду упускается само развитие СМБД. А это процесс, требующий постоянного внимания, обязательного участия в нём и творческого подхода.

Из-за недопонимания требований о необходимости непрерывного улучшения СМБД возникает третья системная ошибка руководителей и специалистов организации, внедряющей СМБД. Они уверены в том, что отсутствие или значительное снижение нарушений безопасности движения поездов и случаев отказов технических средств является наглядным подтверждением эффективности функционирования СМБД на их предприятии.

Но нормативные документы и стандарты СМБД устанавливают единые правила и равные условия абсолютно для всех предприятий, и снижение или отсутствие нарушений по безопасности движения не отменяет обязательные процедуры, направленные на функционирование и развитие СМБД.

Проведение аудитов можно сравнить с творческой работой – при изучении документов, подтверждающих соответствие проверяемого предприятия, необходимо вдумчиво изучить каждый из них, сопоставить его с требованиями нормативов СМБД, найти несоответствие. А самое важное – выдать руководителю предприятия обоснованное мотивационное задание на улучшение СМБД.

Для минимизации влияния человеческого фактора и повышения мотивации считаю целесообразным вносить изменение в Положение № 2887р в части предоставления права на вознаграждение структурным подразделениям при условии выполнения дифференцированной оценки безопасности движения (30 баллов и менее) и заданных целевых показателей безопасности только прошедшим корпоративную сертификацию и получившим сертификат соответствия.

Для дополнительной мотивации включить в Перечень работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», для которых предусмотрено вознаграждение за обеспечение безопасности движения, руководителей, инженерно-технических работников и специалистов предприятий, принимающих участие в организации корпоративной сертификации предприятия. Так как внедрение системы во многом зависит именно от данной категории работников.

Также нужно расширить мотивационную составляющую для структурного подразделения, получившего сертификат соответствия. Это может быть карьерный рост руководителя, увеличение лимита на приобретение, обновление, модернизацию технических средств, капитальный ремонт производственных зданий.

О предприятиях, получивших сертификат, нужно рассказывать в отраслевых СМИ и распространять их опыт внедрения и обеспечения функционирования СМБД.

Следует также ввести дополнительное самотестирование в системе дистанционного обучения КАСКОР по вопросам СМБД для руководителей структурных подразделений, планирующих участвовать в корпоративной сертификации.

Для предприятий, не входящих в ОАО «РЖД» и прошедших (на платной основе) процедуру корпоративной сертификации с получением сертификата соответствия, целесообразно предусмотреть привилегии в части заключения договоров холдингом на оказание услуг.

Стратегия гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» основана на построении эффективных систем менеджмента безопасности движения, опирающихся на инструменты риск-менеджмента и принципы формирования культуры безопасности движения.

Корпоративные принципы менеджмента безопасности движения (СМБД) в холдинге «РЖД» определены на основе ряда документов – руководства по внедрению Системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» (распоряжение от 4 июля 2013 года № 1498р); стандартов ОАО «РЖД»; аудитов в системе менеджмента безопасности движения ОАО «РЖД» от 26 сентября 2014 года № 2369р.

Корпоративная сертификация в сфере обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса – явление относительно новое в ОАО «РЖД». В декабре 2014-го в рамках развития культуры безопасности было издано распоряжение ОАО «РЖД» № 3144/р «Об утверждении Положения о корпоративной сертификации».

В 2015 году сертификация в компании проводилась впервые – на полигонах пилотных железных дорог. В основу идеи сертификации заложено формирование у работников массовых профессий культуры безопасности движения и их вовлечение в работу по декларированию своего предприятия как эталона.

Получение сертификата – это знак доверия коллективу, который может сам обеспечить безопасность движения. У сертифицированных предприятий есть и определённые преимущества: они исключаются из плановых ревизорских проверок. Предусмотрена и процедура изъятия сертификата, в случае если по вине работников предприятия произошло событие, связанное с нарушением безопасности движения.

Вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин считает, что добровольную сертификацию должна пройти любая уважающая себя компания, приходящая на инфраструктуру РЖД, а наличие у неё такого документа будет означать, что проявлена забота об идентификации потенциальных рисков и выстроена система управления безопасностью.

Выступая в январе 2017 года в рамках школы передового опыта заместителей начальников дорог – главных ревизоров по безопасности движения поездов, Шевкет Шайдуллин назвал главные задачи на текущий год: управление риск-менеджментом в области БД, cовершенствование системы допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД», приведение структуры ОАО «РЖД» в соответствие требованиям ПТЭ, развитие культуры безопасности движения в компании. Кроме того, ревизорский аппарат должен совершенствовать инструменты контроля.

Весной, как ожидается, будет принято решение о выдаче корпоративных сертификатов трёх уровней: золотого, серебряного и бронзового. По предварительным оценкам, в текущем году сертификацию пройдёт каждое пятое предприятие холдинга. Уже подано 340 заявок от структурных подразделений РЖД.
Качественный рост
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение производительности труда как драйвер роста эффективности деятельности компании

Рубрики: Управление персоналом
Архитектура компании
Виталий Градобоев, начальник организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Организационный дизайн как одна из составляющих эффективности

Рубрики: Управление персоналом
По заслугам
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ,

Повышение эффективности труда и качества жизни работников ОАО «РЖД»

Рубрики: Управление персоналом
Цифровое поколение
Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений», автор книг «Теория поколений: необыкновенный Икс» и «Теория поколений: стратегия Беби-бумеров»,

Профессионалам всех возрастов важно адаптироваться в реалиях нового digital-мира

Рубрики: Управление персоналом
Ставка на Zero

Как в компании «РЖД» стремятся к повышению безопасности труда

Рубрики: Управление персоналом

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru