Из Европы через Россию в Китай. И обратно
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин в декабре 2016 года анонсировал разработку концепции грузового высокоскоростного поезда, который сможет перевозить от 300 до 600 тонн груза со скоростью до 300 км/ч. Возможно, он будет набирать и большую скорость. В феврале стало известно, что РЖД проработали с Китаем возможность создания «грузовика», который может двигаться по ВСМ со скоростью 350 км/ч.
Разработкой технического задания на подвижной состав занимаются китайские партнёры холдинга «РЖД» и концерн Siemens, заказ на производство надеются получить машиностроительные предприятия Москвы, Нижегородской и Свердловской областей.
Маршрут ВСМ: Москва – Казань – Пекин. Таким образом, часть маршрута скоростного поезда пройдёт по территории с колеёй 1520 мм, а при пересечении российско-китайской границы – с колеёй 1435 мм. В рамках открытия московской штаб-квартиры форума городов нового железнодорожного Шёлкового пути 16 февраля 2017 года Александр Мишарин отметил, что в настоящее время рассматривается возможность разработки и производства скоростных грузовых поездов с механизмом изменения ширины колёсной пары. «Мы приступили с нашими китайскими коллегами к созданию грузового поезда. Это новая технология, новые возможности. Это обязательно поезд с изменяющейся шириной колёсных пар, чтобы исключить разницу в ширине колеи без перегруза. Технологически это возможно, у ряда производителей есть тележка с механизмом изменения ширины колёсной пары», – сказал он.
Олег Белозёров уверен, что эффективность ВСМ Москва – Казань вырастет в разы, если эта магистраль станет соединяющим звеном между Китаем и Европой. По словам главы компании, «на этом маршруте мы сможем конкурировать с авиацией». Сегодня доставка грузов из КНР в порты Европы занимает два месяца, а высокоскоростной поезд сможет выполнить эту задачу всего за два дня.
Для сравнения: в 2016 году грузовой состав, следовавший из провинции Сычуань (КНР) в Германию, провёл в пути 10 суток. Этот рекорд побить ещё никому не удалось.
Чтобы представить перспективы развития сегмента высокоскоростных грузовых перевозок, воспользуемся данными, которые привёл Александр Мишарин в своём выступлении 16 февраля. Объём торговли Китай – ЕС в 2015 году составил 115 млн тонн, к 2025 году прогнозируется рост до 119,448 млн тонн. В настоящее время экспорт контейнеропригодных грузов в ЕС из Китая составляет 74% от общего объёма торговли, в Китай из ЕС – 26%.
Агентство «Синьхуа» сообщает, что в 2016 году на маршрутах из КНР в Польшу, Германию и Нидерланды было задействовано 460 грузовых составов, за год они перевезли 73 тыс. тонн грузов на общую сумму $1,56 млрд. Всего же по итогам прошлого года КНР отправила в Европу более 2 тыс. грузовых поездов с товарами стоимостью $17 млрд. В 2017 году ожидается запуск дополнительных маршрутов, в том числе из Чэнду в Стамбул и из Чэнду в Москву. В этом году Казахстан и Китай намерены увеличить объём железнодорожных грузоперевозок на 33% до 11 млн тонн.
В этом контексте строительство ВСМ Москва – Казань с последующим продолжением до Пекина приобретает особое значение. Создание российского участка ВСМ позволит объединить сеть Euro Carex (она сейчас создаётся в Европе и предполагает скорости до 300 км/ч) и китайскую сеть China Railway Carp (скорость до 250 км/ч).
По проекту ВСМ Россия и КНР работают с 2013 года. В феврале этого года стороны согласовали основные техтребования к поездам, которые будут закуплены для ВСМ Москва – Казань, сообщил представитель Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Николай Костенко. Производство подвижного состава будет совместным, а участников определят в ходе открытого конкурса, который состоится до конца 2017 года.
Остаётся закрепить госгарантии РФ китайским инвесторам. Напомним, Китай готов предоставить долговое финансирование в объёме 400 млрд руб. за счёт кредита China Development Bank на 20 лет: из них 250 млрд руб. для участка ВСМ Москва – Н.Новгород и 150 млрд руб. – для участка Н.Новгород – Казань. Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнёрства в форме концессии. Китай готов внести 52 млрд руб. в акционерный капитал SPV-компании для реализации первой фазы проекта (Москва – Н.Новгород), ещё $1 млрд в уставный капитал и 150 млрд руб. в долг на 20 лет для реализации проекта на участке Н.Новгород – Казань. Общая стоимость строительства ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,26 трлн руб., а до Пекина – 7 трлн руб.
Ирина Коростелёва