К 2020 году Китай планирует разработать и поставить для ВСМ Москва – Казань поезда, которые смогут разгоняться до 400 км/ч. Об этом China Daily сообщил 7 февраля этого года высокопоставленный представитель Института механики Академии наук КНР Ян Говэй. Могут ли российские производители составить им конкуренцию?
Мы готовы участвовать в проекте ВСМ
За годы работы Трансмашхолдинг накопил огромный конструкторско-производственный потенциал, который может и должен быть использован при создании высокоскоростных магистралей в России. Наша компания является крупнейшим в стране производителем подвижного состава для рельсового транспорта и входит в десятку ведущих компаний транспортного машиностроения в мире.
Предприятия ТМХ обладают широкими возможностями в области проектирования и производства техники любого уровня сложности, в том числе опытом изготовления скоростного, до 200 км/ч, подвижного состава. Холдинг располагает мощными производственными и научными комплексами, такими как Новочеркасский электровозостроительный завод, Коломенский завод, Брянский машиностроительный завод, Демиховский машиностроительный завод, Тверской вагоностроительный завод. Их возможности позволяют организовать производство и сервисное обслуживание высокоскоростного подвижного состава на протяжении всего жизненного цикла.
Не надо забывать и о том, что стратегический партнёр холдинга – компания «Альстом». Она обладает 35-летним опытом реализации проектов ВСМ – от проектирования инфраструктуры до производства подвижного состава для высокоскоростного движения в Европе. Вспомнить хотя бы, что именно поезд TGV компании «Альстом» поставил в 2007 году мировой рекорд скорости для рельсового транспорта – 574,8 км/ч!
Специалисты ТМХ владеют спецификой создания железнодорожного подвижного состава для российских климатических условий и требований ОАО «РЖД» – одних из самых жёстких по безопасности. Объединение компетенций двух лидеров может стать основой для создания и организации производства надёжного отечественного высокоскоростного подвижного состава.
В 2015 году Трансмашхолдинг вместе со своим стратегическим партнёром уже заявлял о своей готовности участвовать в проекте ВСМ, локализовав производство в России в соответствии с требованиями ОАО «РЖД» на уровне 80%. Наши специалисты прорабатывали вопрос организации производства высокоскоростного подвижного состава с кузовами из алюминиевых сплавов. Они могут представить свои проекты поездов.
Если говорить о поставке отдельных узлов, запасных частей и комплектующих, то на сегодняшний момент сформирован и отправлен на рассмотрение в Минтранс перечень компонентов, которые ТМХ готов поставлять для высокоскоростных поездов в том случае, если производством поездов будет заниматься другая компания.
Производить самим или закупать
Что касается широко обсуждаемой специалистами проблемы: что целесообразнее – производить подвижной состав для высокоскоростных магистралей у себя или покупать за рубежом, – надо сказать следующее. Для организации производства в России необходим достаточно большой объём заказов таких поездов. А для первоначального этапа проекта ВСМ – запуска линии Москва – Казань требуется менее десятка поездов. Их гораздо выгоднее купить, нежели произвести.
Решение о создании совместного производства высокоскоростных поездов фактически означает повторение опыта Китая, который сегодня вышел в лидеры в области строительства ВСМ. Начав развивать своё транспортное машиностроение в 2004 году с закупки европейских технологий и создания совместных предприятий с лидерами рынка – компаниями Bombardier, Alstom и Siemens, китайцы достигли больших успехов. Они не только полностью локализовали производство, но и стали развивать собственные инновационные технологии. И сегодня продукция КНР, по оценкам специалистов, вполне конкурентоспособна.
В России на первых порах тоже можно было бы рассмотреть вариант приобретения технологий создания высокоскоростных поездов и глубокой локализации их производства. Однако следует отметить, что в Китае организация производства высокоскоростных поездов велась в тесной связи с госпрограммой развития сети высокоскоростных дорог. Китай стал лидером по темпам строительства как самих магистралей, так и высокоскоростных поездов. К примеру, лишь один из заводов – Чанчуньский – способен производить более 10 высокоскоростных поездов в месяц. В этих условиях вложения в освоение сложных технологий становятся экономически оправданными.
Только в условиях реально действующей программы развития высокоскоростного движения и связанного с ней плана закупки поездов в значительных количествах на длительную перспективу, можно рассчитывать на эффективное развитие собственного производства высокоскоростных поездов.
МНЕНИЕ
На Урале можно производить и высокоскоростные поезда
Йорг Либшер,
директор департамента «Мобильность» компании «Сименс» в России:
– На площадке «Уральских локомотивов» в Верхней Пышме уже созданы условия для производства высокоскоростного подвижного состава в России.
Там уже изготавливаются алюминиевые кузова для скоростных электропоездов «Ласточка». В перспективе на этом заводе можно производить и высокоскоростные поезда. Но, конечно же, ещё остаются вопросы, в первую очередь связанные с передачей технологий, обучением специалистов. И не надо забывать, что для производства конкретного вида подвижного состава нужны свои специальные технические средства, приспособления и т.д. И всё это, конечно же, выливается в экономику, которую надо просто посчитать. Например, нужно знать, начиная с какого количества изготовленных единиц техники такое производство будет прибыльным, выгодным для производителя. Нужно найти некий оптимум, при котором будет возможна локализация производства современного высокоскоростного подвижного состава. И следует отметить, что обсуждение всех этих вопросов уже началось. Скажу лишь, что мы готовы к передаче технологий и свои обоснования также готовы предложить нашим российским коллегам.