Председатель Роспрофжела Николай Никифоров рассказывает о работе над новым Коллективным договором и основных принципах документа.
– Николай Алексеевич, как вы оцениваете Коллективный договор на 2017–2019 годы?
– Учитывая сложную экономическую ситуацию, главным для нас было сохранить действующие льготы и гарантии. Считаю, что это у нас получилось. Негосударственное пенсионное обеспечение, выплаты за добросовестный труд, поддержка ветеранов отрасли, охрана труда, добровольное медицинское страхование (ДМС), в том числе высокотехнологичная медицинская помощь – эти и другие важные положения мы сохранили. Более того, некоторые пункты удалось расширить. Так, льгота на проезд на железнодорожном транспорте теперь распространяется и на новые скоростные поезда. Если раньше у нас был пункт, разрешающий северянамзаменить проезд на поезде до санаториев и здравниц Черноморского побережья авиаперелётом, то с 2017 года такое же право появится и у работников Забайкальской железной дороги. Но на определённую экономию всё-таки пришлось пойти. Отчисления профсоюзным организациям на проведение культурно-массовой и спортивной работы сократились с 0,5% от фонда оплаты труда до 0,4%. В качестве компенсации профсоюзным организациям будут несколько увеличены отчисления в РФСО «Локомотив».
– Традиционно самый дискуссионный вопрос – индексация...
– Безусловно, это самый сложный пункт. По этому поводу я встречался с президентом компании, и компромисс найти удалось. Мы прописали в новом Коллективном договоре, что индексация будет проводиться с учётом индекса роста потребительских цен. В 2017 году индексация запланирована с 1 марта на 1,5% и в четвёртом квартале – с 1 октября на основе прогноза цен, но уже локальным нормативным актом. Далее её размер с учётом инфляции также будет устанавливаться такими актами. Зафиксировать конкретные цифры невозможно, так как нет чёткого экономического прогноза на 2018–2019 годы. Поэтому в Коллективном договоре мы прописали, на мой взгляд, важное дополнение. Если по итогам года возникнет недоиндексация, профсоюз и компания вновь сядут за стол переговоров и проработают механизм доиндексации, исходя из имеющихся на тот момент финансовых возможностей РЖД.
– Какие ещё спорные вопросы удалось снять в процессе подготовки Коллективного договора?
– В самом начале переговоров было два проекта документа: от профсоюза и от компании. На тот момент была без малого сотня расхождений в подходах, но на заседаниях рабочих групп все вопросы были сняты. В итоге основные изменения по сравнению с действующим документом либо структурные, либо связаны с изменением законодательства.
В то же время появился и принципиально новый раздел, на котором настаивал профсоюз. Он касается работы общественных инспекторов, их защиты и поощрений. Общественные инспектора не всегда удобны работодателю. Они могут быть, да наверное, и должны быть настойчивы, дотошны в вопросах соблюдения норм охраны труда, обеспечения инструментами, технологии. И у работодателя может возникнуть желание «подвинуть» такого работника. До сих пор он мог уволить его без особых затруднений. Теперь общественного инспектора нельзя уволить или наказать без санкции первичной профсоюзной организации. Кроме того, он будет иметь дополнительный отпуск до трёх дней и поощрения – как моральные, так и материальные.
– А какова позиция профсоюза по лишению работников-нарушителей части льгот и гарантий?
– Документ действительно предусматривает сокращение пакета социальных гарантий для работников, допустивших нарушение трудовой или технологической дисциплины. Например, за прогул или серьёзный брак при уходе на заслуженный отдых за определённый стаж ему выплатят не 6 заработных плат, а одну или вообще ничего. Но Коллективный договор изначально составляется как документ адресный, поэтому вполне справедливо учитывать эффективность конкретного человека, его вклад в общую работу компании.