Главный принцип Коллективного договора на 2017–2019 годы – адресность льгот и ориентация на конечного потребителя.
За основу нового Коллективного договора взяты действующий Колдоговор и Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта. Самое главное достижение – то, что весь спектр льгот и гарантий как для работников, так и для неработающих пенсионеров сохранён полностью.
Структура социального пакета отражает базовые социальные гарантии: это медицинское обслуживание работников в рамках договора добровольного медицинского страхования в негосударственных учреждениях здравоохранения РЖД; оздоровление сотрудников; поддержка материнства и детства; ежегодный проезд железнодорожным транспортом по личным надобностям; корпоративная поддержка приобретающим жильё в собственность.
Индексация
Нам удалось урегулировать вопрос индексации заработной платы. Учитывая нестабильность в экономике, мы не смогли спрогнозировать её размер на трёхлетний период. Поэтому зарплата будет ежегодно индексироваться в связи с инфляцией исходя из складывающейся финансовой ситуации в компании.
При этом размер и порядок индексации будут устанавливаться локальным нормативным актом с учётом мотивированного мнения выборного органа профсоюза.
Ключевые принципы Коллективного договора
Новый Коллективный договор строится на следующих ключевых принципах: адресность, софинансирование и страхование, а также ответственность работников за производственные результаты.
Наглядный пример софинансирования – система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Сегодня все работники РЖД могут участвовать в корпоративной системе НПО и по накопительному принципу формировать корпоративную пенсию. В основе действующей корпоративной пенсионной системы – равное долевое участие компании и работника. Развитие этой системы и рост среднемесячного размера корпоративной пенсии могут позволить РЖД в дальнейшем перейти к предоставлению вновь выходящим на пенсию работникам только двух социальных гарантий – корпоративной пенсии и бесплатного проезда железнодорожным транспортом в порядке и на условиях, установленных в компании.
Льготы для неработающих пенсионеров
Новым Коллективным договором предусмотрен перечень льгот и гарантий неработающим пенсионерам железнодорожного транспорта. Хотя тут есть некоторое изменение. Мы перемещаем фокус с традиционных льгот в сторону корпоративной пенсии.
Тем, кто выходит на пенсию с 1 января 2017 года, для получения отдельных льгот и гарантий, в частности медицинской помощи, зубопротезирования, потребуется наработать 20 лет стажа. Исключение составляют льгота на предоставление бытового топлива и страхование на погребение.
Таким образом, мы приходим к тому, что льготы будут получать именно кадровые работники РЖД – ветераны, которые пришли на железную дорогу в юные годы, учились в наших профильных учебных заведениях, посвятили жизнь отрасли и вышли на пенсию из РЖД. Это дополнительная мотивация на продолжительную работу в компании.
Ответственность работников
Ещё одно изменение в содержательной части касается ответственности работников за производственные результаты. Трудовое законодательство чётко определяет ответственность работника за грубые нарушения дисциплины. Это, в частности, прогул, пребывание на рабочем месте в нетрезвом состоянии, воровство и так далее.
Тем не менее, чтобы обеспечить устойчивое функционирование компании и повышение эффективности производства, был включён пункт об ограничении гарантий и льгот, предоставляемых сверх законодательства, работникам, грубо нарушающим трудовую и производственную дисциплину. За грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины работник может быть лишён части льгот или действие их может быть приостановлено.
Живой документ
Также нужно отметить, что новый Коллективный договор по-новому структурирован. Это достаточно «живой» документ, и за три года – с 2014 по 2016-й – в него было внесено достаточно много изменений через отдельные нормативные акты. Соответственно, всё это надо было собрать, актуализировать и сделать более логичным.
Теперь текст переформатирован по логике изложения и удобству пользования. Так, например, в разделе 7 «Обязательства в сфере социальных гарантий работникам и членам их семей » есть условное деление по принципам финансирования на:
- социальный пакет – это гарантии и льготы, предоставляемые работникам и членам их семей, в том числе на страховых принципах и финансируемые работодателем, например проезд, медицина;
- социальный пакет с долевым участием – гарантии и льготы, которые оплачиваются работодателем и работником на принципах долевого участия, например НПО, оздоровление; – компенсируемый социальный пакет или «кафетерий».
Кроме того, из договора исключены нормы, напрямую не затрагивающие гарантии работников и чётко прописанные в законодательстве РФ. Многие пункты, связанные, например, с пожарной безопасностью или охраной труда, в принципе, очень опосредованно касались социальной поддержки работника, при этом они и так всегда выполняются в соответствии с законом.
Нашей задачей было оставить в документе только реальные расходы, которые относятся к социальной ответственности работодателя перед работником, что мы и сделали, предварительно проведя экспертизу на предмет корректности налогообложения.
При этом нам потребовалось внести дополнения в связи с изменением норм законодательства, в том числе ужесточающие сроки выплаты заработной платы. Теперь она будет выплачиваться не позднее 13 дней после окончания периода, за который производится расчёт.
В целом можно сказать, что выработанный за прошедшие годы в железнодорожной отрасли опыт взаимодействия представителей работников и работодателей в деле решения насущных вопросов социального развития и трудовых отношений служит прочной основой для дальнейшего устойчивого развития РЖД. Безусловно, принятие Коллективного договора будет способствовать уверенности работников в завтрашнем дне и повышению стабильности в трудовых коллективах.