СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
В 2016 году для решения стратегических задач в области научно-технического и технологического развития компании, направленных на обеспечение конкурентоспособности и эффективности её работы, в ОАО «РЖД» был разработан проект Комплексной программы инновационного развития холдинга на период до 2020 года. Он одобрен Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и рекомендован к утверждению советом директоров ОАО «РЖД». В программе определены ключевые направления инженерного развития на пятилетний период, одним из которых является управление качеством.
Более детально план развития этого важного направления представлен в Стратегии управления качеством в холдинге «РЖД», разработанной и утверждённой в текущем году. В числе приоритетных направлений реализации стратегии – бережливое производство.
В ОАО «РЖД» бережливое производство развивается с 2010 года. В основу был заложен комплексный подход: сформирована и реализуется Программа проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» (далее – Программа). Расширяется полигон внедрения технологий бережливого производства: 6 лет назад в ОАО «РЖД» начинали с 47 предприятий, а в 2016 году Программой было охвачено уже 1995 структурных подразделений.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРОЕКТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Особое внимание уделяется мультифункциональным проектам с применением сквозных технологий перевозочного процесса, которые разрабатываются и выполняются специальными узловыми рабочими группами. Эффект от улучшения сквозного процесса может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей, то есть на порядок больше, чем от функционального проекта на отдельном линейном предприятии. Поэтому мы планомерно увеличиваем число проектов в сфере сквозных технологий.
Последовательно реализуя Программу, нам удаётся обеспечивать динамичный рост показателей: в 2016 году работниками компании будет реализовано свыше 5 тыс. проектов улучшения технологии выполнения работ. При этом растёт не только общее количество предложений, но и качество реализованных проектов. Мы стремимся к тому, чтобы большинство проектов давали реальное высвобождение ресурсов, вели к улучшению технологических процессов и способствовали повышению качества железнодорожных перевозок в целом.
В 2016 году учтённый в бюджетах экономический эффект оценивается в 668 млн руб. По итогам года будет пересмотрено почти 4000 технологических процессов и нормативов технического содержания объектов железнодорожного транспорта.
За последние 5 лет активной работы на сети количество успешных проектов составляет 20 тыс., по результатам которых усовершенствовано более 14 тыс. технологических процессов.
Ежегодно премируется порядка 3,3 тыс. работников, а сумма мотивации в целом по компании исчисляется десятками миллионов рублей. В 2016 году благодаря внедрению нового механизма мотивации размер поощрения за год ожидается около 100 млн руб. Источником для дополнительного премирования является часть подтверждённого экономического эффекта от выполненных проектов, оставшаяся часть возвращается компании в виде экономии. С учётом новых подходов к мотивации 20% полученной экономии остаётся в распоряжении структурного подразделения.
Наибольший вклад в экономический эффект от проектов бережливого производства обеспечен на полигоне железных дорог (Дальневосточной – 105 млн руб., Октябрьской – 76 млн руб., Куйбышевской – 67 млн руб., Приволжской – 64 млн руб.), а также функциональными филиалами: Дирекцией тяги – 281 млн руб., Центральной дирекцией моторвагонного подвижного состава – 98 млн руб., Центральной дирекцией инфраструктуры – 85 млн руб., Центральной дирекцией управления движением – 66 млн руб., Центральной дирекцией по тепловодоснабжению – 46 млн руб. и Центральной дирекцией по ремонту пути – 19 млн руб.
Таким образом, с использованием нового порядка мотивации реальный вклад бережливого производства в повышение эффективности деятельности компании был впервые учтён в бюджетах филиалов. Такой подход повысил дисциплину и персональную ответственность руководителей железных дорог и функциональных филиалов за выполнение параметров Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД». Результаты его апробации позволяют объективно рассчитывать на положительное влияние использования инструментов бережливого производства в достижении производственно-экономических показателей деятельности филиалов в будущем.
КОМАНДНАЯ РАБОТА
Результаты бережливого производства получены благодаря проявлению лидерских качеств и вовлечённости главных инженеров железных дорог и функциональных филиалов, активной позиции работников и руководителей среднего звена компании. Лидерство для нас – это не просто термин. Под лидерством мы понимаем ответственность за результат, высокую работоспособность и главное – умение вести за собой людей, вовлекать их в процесс улучшений, так необходимых сегодня компании.
Например, индивидуальные проекты главных инженеров центральных дирекций функциональных филиалов принесут в этом году в общую копилку почти 20 млн руб. Авторы лучших проектов получат звание «Новатор ОАО «РЖД». Таким образом, образец отношения к делу и достижения корпоративных интересов руководители демонстрируют личным примером.
В бережливом производстве у руководителя особая роль. Ведь изменения напрямую зависят от людей. Здесь и умение работать в команде, и мотивация, и компетентность. Ежегодно в среднем более 10 тыс. работников проходят обучение практическим инструментам бережливого производства.
В 2016 году был открыт и успешно функционирует Центр практического обучения технологиям бережливого производства Корпоративного университета. В создании методической базы приняли участие все функциональные филиалы и железные дороги. Ведь бережливое производство – это прикладная область, и без опытных практиков не обойтись. Таким образом, созданы необходимые условия для обучения руководителей и специалистов подразделений РЖД инструментам бережливого производства по программам повышения квалификации. Пропускная способность инфраструктуры центра составляет до 1000 слушателей в год.
Кроме того, освоение новых навыков проводится на занятиях технической учёбы в структурных подразделениях линейного уровня управления. Количество участников таких занятий из года в год увеличивается. При этом мы понимаем, что важно не только количество занятий, но и качество преподавания. Наибольший эффект даёт обучение бережливому производству непосредственно на производстве, когда навыки владения инструментами бережливого производства приобретаются в процессе решения практических задач и выполнения конкретных проектов.
Подготовленные специалисты с интересом включаются в процесс постоянных улучшений. У них появляется возможность не на словах, а на деле проявить себя, а главное – сделать компанию лучше!
В 2017 году мы ставим для себя задачу повысить качество и практическую содержательность обучения, а также существенно расширить круг обучаемых. Для этого нужно сделать обучение максимально доступным для всех руководителей и работников, в том числе активно используя систему дистанционного обучения.
НА ПЕРЕДОВОЙ
Распространение передового опыта всегда было залогом развития производственного блока. Поэтому наша задача – увеличить количество тиражируемых типовых технологических решений и успешных проектов бережливого производства – именно здесь может быть получен масштабный сетевой эффект при минимальных затратах времени и ресурсов.
Как уже отмечалось, особую роль играет мотивация работников. Здоровый соревновательный азарт, присущий железнодорожникам, всегда позволял добиваться высоких производственных результатов.
Инструментом мотивации для целых коллективов является ежегодный конкурс «Лучшее подразделение в Программе проектов «Бережливое производство» в ОАО «РЖД». По результатам конкурса победители получают ценные призы, например тренажёр, грузовой автомобиль или даже локомотив. К участию в конкурсе 2016 года, итоги которого будут подведены в декабре, представлено несколько сот проектов.
Освещение хода реализации Программы на страницах корпоративных изданий и телевидении тоже оказывает серьёзную поддержку проводимой людьми работе. За год в газете «Гудок» было подготовлено 12 тематических полос «Под знаком качества», а в региональных корпоративных СМИ – 243. Всего опубликовано 695 материалов о бережливом производстве. В этом году при поддержке корпоративного телевидения РЖД вышла серия видеороликов о проектах бережливого производства, реализованных на полигонах железных дорог, в которых приведены реальные проекты внедрения технологий бережливого производства.
Для учёта общественного мнения о Программе проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» на регулярной основе осуществляется мониторинг форумов для получения обратной связи с отзывами на различных информационных площадках в сети Интернет. При этом положительная оценка проводимой работе даётся в значительной части отзывов.
В 2016 году, понимая необходимость проектов улучшений, нам удалось сформировать отдельный фонд для премирования за проекты бережливого производства. Это сделано для того, чтобы придать новый импульс данной работе.
Вместе с тем важно постоянно формировать такую производственную культуру, где каждый работник активно участвовал бы в подаче предложений и реализации проектов, руководствуясь не только материальными стимулами. Осознавая важность и необходимость улучшений, ощущая свою причастность к достижению общих целей, получая возможность профессиональной реализации и развития, люди будут с большим желанием заниматься бережливым производством. При этом, предоставив им инструментарий, обучив их, можно получить необходимый прирост количества предложений и проектов.
Повысить уровень вовлечённости работников в разработку и реализацию проектов должна помочь электронная система подачи предложений под названием «4И». Она уже прошла апробацию на Приволжской и Горьковской железных дорогах, до конца 2016 года будет использоваться на всех дорогах. В следующем году планируется интеграция с автоматизированной Системой проектного мониторинга, в которой сегодня обеспечивается управление проектами.
Таким образом, весь жизненный цикл идеи будет автоматизирован, начиная от момента регистрации в системе через доработку и экспертизу, заканчивая её реализацией и тиражированием на сети железных дорог. Система позволит каждому работнику не только заявить компании о своей идее, но и видеть, как она превращается в реальный проект.
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕТОДОЛОГИЮ
За 5 лет был разработан ряд системных методологических документов, которые определили правила работы над проектами бережливого производства, порядок расчёта эффектов от них и другие важные условия. Однако за это время произошли изменения в мировой практике бережливого производства и менеджмента качества – вышел новый стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015, был наработан полезный опыт. В этом году нам удалось учесть лишь часть произошедших изменений, актуализировав методику бережливого производства. В 2017–2018 годах в соответствии с Программой разработки и актуализации нормативной базы по совершенствованию системы управления качеством в холдинге «РЖД» на основе принципов клиентоориентированности, утверждённой 31 августа 2016 года № 537, будут пересмотрены оставшиеся документы. Всего в области качества 137 таких нормативов. Мы стремимся, чтобы обновлённые документы были предельно понятными для любого работника компании, в том числе благодаря визуализации.
Применение инструментов бережливого производства на железнодорожном транспорте позволяет оптимизировать использование материальных и трудовых ресурсов, сократить время на выполнение операций, увеличить производительность труда, улучшить условия охраны труда, снизить стоимость и повысить качество перевозок, а также способствует росту клиентоориентированности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
В новых экономических условиях компания нуждается в использовании всех резервов для обеспечения финансовой устойчивости её деятельности. Одним из таких резервов при должном подходе может стать измеримый эффект от проектов бережливого производства. Бережливое производство – это реальный инструмент обеспечения устойчивости деятельности организации, что подтверждается не только нашим, но и мировым опытом.
МНЕНИЕ
Сергей Шорохов,
начальник отдела организации и оплаты труда Северной железной дороги
В ОАО «РЖД» изменилась система мотивации инициативных работников – с июля 2016 года действует новое положение «Об организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО «РЖД» за результаты реализации проектов улучшений в рамках бережливого производства.
Цель всех изменений одна – вовлечь как можно больше железнодорожников в процесс улучшений, повышения эффективности производства.
В соответствии с новым положением в компании создан целевой Фонд поощрения за реализацию проектов бережливого производства. Решение о его создании принято на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» в конце 2015 года. На 2016 год в фонде заложено 270 млн руб., которые распределяются между всеми железными дорогами.
Новое положение предусматривает использование средств фонда поощрения только на дополнительное премирование работников, принимающих участие в программе «Бережливое производство в ОАО «РЖД», – членов оперативных рабочих групп структурных подразделений и членов проектных офисов бережливого производства.
Все реализованные проекты бережливого производства проходят экспертизу на уровне регионального (или территориального) и дорожного проектных офисов, на заседаниях которых принимается решение о премировании оперативных рабочих групп. Оперативная группа получает из средств фонда премию в размере 15% от суммы, в которую оценивается годовой экономический эффект от реализованного проекта. Например, если годовой экономический эффект от реализации проекта составит 1 млн руб., то на дополнительное премирование будет выделено 150 тыс. руб.
Нововведением в механизме дополнительного премирования является мотивация членов проектных офисов бережливого производства к учёту экономии от реализации проектов улучшений в бюджетных параметрах филиалов компании. Положением предусмотрена премия проектному офису региональной дирекции в размере 5% от учтённой суммы экономии затрат, 2% – проектному офису железной дороги, 1% – территориальному проектному офису.
Новый порядок дополнительного премирования уже даёт результаты. За проекты, завершённые на полигоне Северной железной дороги в 2016 году, будут премированы более 630 работников на сумму 8,4 млн руб.