Карта мирных действий

Карта мирных действий

Деятельность компании в фокусе геополитики
Развитие транспортных технологий, кардинальная смена структуры пассажиро- и грузоперевозок, а также активная конкуренция между видами транспорта побуждают железнодорожные компании и администрации искать новые подходы к сохранению и расширению клиентской базы. Как никогда ранее, конечный потребитель услуг становится во главу угла любой инициативы со стороны бизнеса.

Текущие вызовы, стоящие перед транспортной отраслью, связаны не столько с техническими и технологическими аспектами развития инфраструктуры, подвижного состава и других элементов системы перемещения пассажиров и грузов, сколько с фундаментальными основами политической и экономической среды. Необходим более глубокий анализ сложившейся конфигурации рынка и транспортной политики в целом: причины сегодняшних проблем в области транспортного обслуживания лежат на ином уровне – международные отношения и геополитика (в неискажённом смысле слова – как наука о закономерностях влияния пространства на общественные процессы) играют здесь не последнюю роль.

Обширные геополитические возможности и ресурсный компонент экономики России позволяют активно использовать крупные бизнес-структуры государственного масштаба на службе национальных интересов страны в мировой политике. В данном случае интересы государства и бизнеса могут тесно переплетаться. Деятельность ОАО «Российские железные дороги» как инструмента «мягкой силы» российской внешнеполитической стратегии (помимо традиционного на данном направлении «Газпрома») активно отмечается внутри страны и за рубежом.


МСЖД: ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1 декабря текущего года в Санкт-Петербурге под председательством президента РЖД Олега Белозёрова состоялась 89-я сессия Генеральной ассамблеи Международного союза железных дорог. В заседании приняли участие 130 делегатов из более 40 стран.

Выступая на заседании Генеральной ассамблеи, Олег Белозёров подвёл итоги четырёхлетней деятельности МСЖД и представил приоритетные направления работы. По словам главы РЖД, основными принципами, из которых исходит МСЖД, участвуя в международной транспортной политике, являются гармонизация международного права, безопасность перевозок, упрощение процедур пересечения границ при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение доступности железнодорожного транспорта и его безопасности от актов незаконного вмешательства.
«Мир меняется. Важно следовать новым тенденциям, чётко реагировать на изменения времени. Поэтому за период председательства «Российских железных дорог» был создан в рамках МСЖД ряд новых направлений: «Кибербезопасность», «Платформа по цифровым технологиям», «Платформа по тяжеловесному движению», подготовлены концепции развития на долгосрочную перспективу всех шести региональных ассамблей МСЖД», – отметил президент компании.

В своём выступлении Олег Белозёров обозначил круг вопросов, которые займут важное место в дальнейшей работе МСЖД. В их числе риски, связанные с глобализацией экономики, прогрессирующая урбанизация и необходимость развития рельсовых систем транспорта в агломерациях, мировая финансовая дестабилизация, дальнейший рост цифровых технологий, рост угроз международного терроризма, а также расширение потоков нелегальной миграции.

На заседании Генеральной ассамблеи был избран новый председатель – генеральный директор группы «Государственные железные дороги Италии» Ренато Маццончини.


АТР: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО

8 ноября в Нью-Дели (Индия) президент РЖД и председатель МСЖД Олег Белозёров решением 22-го заседания Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи МСЖД избран председателем региональной организации на 2017–2018 годы.

В этой должности Олег Белозёров намерен сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях работы: реализация стратегического плана действий на 2017–2019 годы, созданного на основе Концепции развития АТРА МСЖД до 2050 года; развитие интегрированных интермодальных международных транспортных коридоров в АТР; унификация международных нормативных документов в области железнодорожного транспорта; применение цифровых технологий для сопровождения международных железнодорожных перевозок грузов и пассажиров; формирование совместного плана действий по обеспечению безопасности от актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта и безопасности движения в регионе АТР; а также подготовка высококвалифицированных кадров для нужд железнодорожных компаний – членов АТРА.

Крайне важно сейчас, во время политической турбулентности и непредсказуемости, сохранить и приумножить влияние «Российских железных дорог», в особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: КИТАЙ

«Российские железные дороги» являются ярким отражением укрепления экономических связей РФ и Китая. 25 июня в Пекине Олег Белозёров и генеральный директор «Китайских железных дорог» Шэн Гуанцзу в присутствии Президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подписали соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве.

Стороны договорились принять меры для оптимизации условий и технологий международных контейнерных перевозок, в том числе организуя регулярные графиковые контейнерные поезда, содействовать организации перевозок почтовых отправлений и грузов электронной торговли в сообщении Китай – Россия и Китай – Европа. Компании выразили намерение совершенствовать системы безопасности перевозок, электронный обмен данными при международных железнодорожных перевозках, расширять сеть терминально-складских комплексов на основных маршрутах.

Соглашение подписано в целях расширения российско-китайского сотрудничества в области развития высокоскоростного движения, в частности ВСМ Москва – Казань, приоритетного проекта евразийского высокоскоростного коридора Москва – Пекин.

30 ноября РЖД совместно с портом Тяньцзинь и SWIFT Transport International Logistic Co., Ltd запустили первый контейнерный поезд из Китая в европейскую часть России через Монголию. Поезд длиной в 57 вагонов с товарами народного потребления, электроинструментами и автозапчастями отправился из китайского города Тяньцзинь к станции Ворсино (МЖД). Время в пути с учётом прохождения пограничных переходов Замын-Ууд и Наушки составило 10 дней.

7 ноября в Санкт-Петербурге Олег Белозёров и председатель правления группы компаний «Инкоу порт» Ли Хэчжун заключили соглашение о сотрудничестве. В соответствии с соглашением планируется реализация проекта международного терминально-логистического центра «Белый Раст».

Это соглашение является важным этапом создания эффективного международного транспортно-логистического коридора, шагом к увеличению товарных потоков из Китая в Россию и страны Европы и в обратном направлении, повышению уровня производительности и росту эффективности компаний, занятых в проектах международных перевозок и логистики, а также трансграничной электронной торговли для создания новых возможностей развития бизнеса, совместного освоения и использования потенциала рынков Европы и Азии.

30 сентября со станции Гродеково (ДВЖД) по международному транспортному коридору Приморье-1, связывающему китайскую провинцию Хэйлунцзян с портами Приморского края, был отправлен первый транзитный контейнерный поезд с 62 сорокафутовыми контейнерами пиломатериалов.

Чтобы укрепить позиции «Российских железных дорог» на транспортно-логистическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона и привлечь дополнительные объёмы к перевозке по международному транспортному коридору Приморье-1, были оптимизированы стоимостные условия на всём пути следования груза по территории России, усовершенствована технология передачи грузов через погранпереход Суйфэньхэ – Гродеково.

Эффект от принятых мер заметен уже в текущем году: китайские партнёры оправляют по коридору два контейнерных поезда в неделю – по одному в порты Находки и Владивостока. Объём перевозки грузов на данном направлении в 2017 году, по прогнозным оценкам, может составить 500 тыс. тонн.


ИНДОНЕЗИЯ

7 июня в Москве президент РЖД Олег Белозёров и президент компании «ПТ Керета Апи Индонезия» («Железные дороги Индонезии») Эди Сукморо подписали меморандум о взаимопонимании между государственными железнодорожными компаниями России и Индонезии.

Документ предусматривает сотрудничество сторон в сфере транспортного строительства, включая совместное участие в проектах развития железнодорожной и логистической инфраструктуры на территории России и Индонезии, сотрудничество в области транспортного машиностроения, обмен опытом и взаимодействие в рамках проектов с привлечением частных и иностранных инвестиций в развитие железных дорог. Также меморандум предполагает возможное взаимодействие сторон в области научно-технического сотрудничества и инноваций, в том числе обмен научно-технической информацией в сфере железнодорожного транспорта, сотрудничество в рамках исследовательских проектов, разработки стандартов, технического обмена и образовательной деятельности.

5–6 октября Олег Белозёров нанёс ответный визит в Республику Индонезия. В ходе визита глава компании провёл ряд встреч с представителями транспортной администрации страны и главой ИЖД.

Беседуя с министром транспорта Индонезии Буди Карья Сумади, президент компании высоко оценил двустороннее сотрудничество в сфере подготовки кадров. По его словам, с 2014 года ежегодно выделяется по 50 мест для обучения индонезийских студентов в российских железнодорожных вузах. В настоящее время обучение в нашей стране проходят 150 студентов с острова Калимантан. «Профессиональное образование в железнодорожной сфере в России является одним из самых востребованных», – отметил Олег Белозёров. Со своей стороны Буди Карья Сумади выразил намерение пригласить российских преподавателей в индонезийские вузы не только для обучения студентов, но и для проведения научных исследований.

В ходе встречи президента РЖД с министром по вопросам государственных предприятий Республики Индонезия Рини Сумарно и президентом государственной железнодорожной корпорации «Керета Апи Индонезия» Эди Сукморо обсуждались различные направления сотрудничества. Рини Сумарно высоко оценила систему управления на российских железных дорогах, с которой она ознакомилась в ходе своего визита в Москву в декабре 2015 года. Она предложила рассмотреть возможность участия России в модернизации системы управления железными дорогами Индонезии и выразила уверенность, что «серьёзные компетенции РЖД в организации системы управления позволят значительно улучшить работу действующих железных дорог Индонезии».

В рамках встречи с министром по морским делам и рыболовству Республики Индонезия Суси Пуджиастути особое внимание было обращено на вопросы охраны окружающей среды. Олег Белозёров отметил, что в своей деятельности РЖД уделяют самое пристальное внимание вопросам экологии. Он сообщил, что компания приняла «Экологическую стратегию» и взяла на себя серьёзные обязательства по сокращению негативного воздействия на природу.


НАПРАВЛЕНИЕ: СРЕДНИЙ ВОСТОК

13 декабря президент Олег Белозёров принял участие в XIII заседании Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В рамках мероприятия генеральный директор ООО «РЖД Интернешнл» Сергей Павлов и первый вице-президент «Иранских железных дорог» Ахмад Ходайи подписали дополнения к контрактному соглашению по проекту электрификации участка Гармсар – Инче-Бурун, что позволит в ближайшее время начать работы по контракту с учётом субсидий за счёт российского экспортного кредита Ирану.

Кроме того, Олег Белозёров провёл переговоры с вновь назначенным главой «Иранских железных дорог» Саидом Мохаммадзаде. Стороны договорились о наращивании совместных усилий по развитию транзитного потенциала международного транспортного коридора «Север – Юг» в формате регулярных заседаний рабочих групп.

Юго-Восточная Азия и Средний Восток – особенные регионы, где у России в целом есть отличный задел для многолетнего стратегического сотрудничества. Тем не менее для компании Индонезия – совершенно новый субъект международного сотрудничества, где нужно быть предельно прагматичным и аккуратным, а Иран традиционно болезненно реагирует на любые попытки внешнего доминирования посредством реализации инфраструктурных проектов.

«Российские железные дороги» в данном отношении служат позитивным примером делового отношения к партнёрам со специфическими историческими и культурными традициями.


НА ЕВРОПЕЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ: СЕРБИЯ

15 июля «Российские железные дороги» начали реконструкцию 287-километрового участка Белград – Бар Трансъевропейского транспортного коридора X. Магистраль проходит от сербской столицы к границе с Черногорией и далее к портам Адриатического моря, связывая Европу с Северной Африкой.

Стартовая ситуация впечатляет: инфраструктура на всём протяжении дороги не обновлялась более 40 лет, а средняя скорость движения составляла 50 км/ч. После окончания реконструкции в 2018 году максимальная скорость будет увеличена до 120 км/ч. Для этого необходимо построить и реконструировать 10 станций, два тоннеля и 17 мостов. Дополнительно будет оказана помощь сербским коллегам в электрификации магистрали и наладке систем СЦБ и телекоммуникаций.

Уже к 1 декабря, на месяц раньше срока, российские железнодорожники завершили работы на 14-километровом перегоне Буяновац– Букаревац, первом из трёх южных участков ТТК X. В ходе работ была выполнена полная замена нижнего и верхнего строений пути, укладка пяти стрелочных переводов, переустройство 13 железнодорожных переездов, реконструкция двух станций, а также восстановление контактной сети и систем связи. После реконструкции скорость движения поездов на данном участке увеличилась до 120 км/ч.

Впервые здесь была применена модель выполнения строительно-монтажных работ в режиме 36-часовых технологических «окон», что позволило избежать полного прекращения движения поездов. Кроме того, в период пиковой нагрузки, с середины июня до конца августа, сообщение пассажирских поездов осуществлялось без перерывов в движении.

13 декабря «РЖД Интернешнл» завершила поставку в Сербию 27 новых дизельных поездов в рамках контракта на модернизацию железных дорог Сербии с опережением графика на год. Первые четыре поезда российского производства были доставлены в Сербию ещё в начале января этого года и уже в феврале начали курсировать по маршруту Белград – Вршац.

Составы отвечают самым высоким международным требованиям безопасности: в каждом поезде установлена система видеонаблюдения. Помимо этого пассажирские вагоны оборудованы системами кондиционирования и креслами повышенной комфортности. Вагоны соответствуют требованиям программы «Доступная среда» в интересах лиц с ограниченными возможностями. Особенностью новой продукции является и то, что вход в такие поезда может осуществляться как с низких, так и с высоких платформ.

В техническом отношении деятельность RZD International в Центральной и Восточной Европе позволяет реанимировать давно налаженные связи со странами бывшего социалистического лагеря, а также наладить деловые контакты между экономическими партнёрами. Помимо прочего подобные мероприятия позволяют качественно расширять «пространство 1520».

Учитывая особенности политической карты Европы, сербский пример крайне интересен и важен для российской политики. Государство, граничащее с Европейским союзом, неизбежно начнёт интеграцию с этим наднациональным образованием, что может привести к унификации европейских норм, в том числе в области железнодорожного транспорта.
«Российские железные дороги», подписав контракт с сербскими коллегами, решают сразу несколько важных задач.

Во-первых, РЖД не допустили проникновения европейских компаний на сербский рынок реконструкции инфраструктуры. В будущем это означает блокировку для европейцев сопутствующих рынков железнодорожного транспорта – впоследствии железные дороги Сербии будут обращаться только к партнёрам «пространства 1520» по вопросам модернизации подвижного состава, телекоммуникационных технологий и другим вопросам развития дорожной сети. Тем самым Россия получила стабильный рынок сбыта на среднесрочную перспективу.

Во-вторых, компания в очередной раз продемонстрировала социальную ориентированность российского бизнеса: помимо реконструкции сети РЖД активно помогают социальным объектам пристанционных посёлков и городов присутствия. На данный момент уже три сербские школы были отремонтированы в рамках программы шефской помощи «Российских железных дорог».

В-третьих, модернизация инфраструктуры Сербии позволяет открыть новые горизонты в сотрудничестве РЖД с иностранными партнёрами. Несмотря на то что соседи Сербии являются по преимуществу государствами Европейского союза (или стремятся вступить в него), ситуация с железными дорогами там не намного лучше. По завершении реконструкции в Сербии у болгарских, румынских, черногорских и греческих партнёров может возникнуть интерес к интеграции национальных транспортных систем с трансъевропейской магистралью, модернизированной по российскому образцу.

Другими словами, у «Российских железных дорог» есть хорошая возможность восполнить пробел внешнеэкономического сотрудничества России со странами Балканского полуострова, возникший вследствие торпедирования проекта газопровода «Южный поток». Европейское законодательство в области железнодорожного транспорта менее агрессивно в сравнении с нормативами в нефтегазовом секторе и пресловутым «третьим энергетическим пакетом».


РЕГИОН ТРАДИЦИОННОГО ПРИСУТСТВИЯ: МОНГОЛИЯ

На восточных рубежах нашей страны также наблюдается активная борьба за клиента и расширение полигонов железных дорог.

Оказавшись между Россией и Китаем, монгольская экономика стоит перед выбором внешнеполитических приоритетов. Особенно остро данная проблема обозначилась с начала XXI века, после осуществления коренной перестройки экономики, а также ликвидации диктата Монгольской народно-революционной партии (с 2010 года – Народная партия). Нынешние власти Монголии и руководство УБЖД сумели довольно ловко оперировать данным геополитическим эквилибриумом в условиях новой политической реальности.

С одной стороны, наблюдатель может отметить традиционное сотрудничество железнодорожных администраций России и Монголии на «пространстве 1520», а также историческую предопределённость особого положения УБЖД как совместного предприятия обеих стран.

С другой стороны, несложно заметить, что Китай не просто наблюдает за российско-монгольским сотрудничеством: для привлечения монгольского клиента и расширения «полигона 1435» Пекин использует множество способов, в том числе транзитные возможности северного соседа в рамках проекта Нового шёлкового пути.

Монгольская экономика остро нуждается в проектах, способных усилить внутренний рост и создать новые рабочие места в условиях мирового кризиса. Одной из таких инициатив является строительство железнодорожной магистрали Таван Толгой – Сайншанд – Чойбалсан, которая соединит железорудный бассейн на юге пустыни Гоби, транзитную линию между Бурятией и Внутренней Монголией и малозаселённый восток страны. Новая магистраль длиной 5800 км при первой очереди 1100 км, планируемой к сдаче через два-три года после начала строительства, будет иметь ширину колеи 1520 мм.

По подсчётам Банка развития Монголии, с учётом стоимости 1 км пути в $2,5 млн расходы по строительству первой очереди составят 2–3 млрд. Большой интерес к проекту имеют китайские компании, однако они требуют перешивки будущей магистрали на европейскую колею, что вызывает обоснованные опасения в Москве.

Впервые о новой железной дороге на пустынных территориях Южной Монголии заговорили ещё в 2010 году, но с тех пор китайские партнёры постепенно переключились на Казахстан, а Россия активно занималась главным ходом Монгольской железной дороги на полигоне совместного общества «Улан-Баторской дороги». Спустя шесть лет по итогам сентябрьской встречи главы РЖД Олега Белозёрова и спикера Великого Государственного хурала (парламента) Монголии Миеэгомбына Энхболда можно зафиксировать позитивный сигнал на данном направлении: Россия заинтересована в развитии трансконтинентальных магистралей посредством диверсификации транспортных потоков, где наша страна будет иметь статус мегаконтинентального хаба между Европой, Азией и Африкой. Монгольский проект способен обеспечить дополнительный грузооборот прежних магистралей, а при модернизации сети УБЖД – ускорить процессы транспортировки.


КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?

Определив возможные концептуальные направления развития международного сотрудничества РЖД в 2016 году, следует зафиксировать несколько важных моментов.

Во-первых, крайне важно сохранение и наращивание рынка сбыта продукции и услуг на традиционных для компании РЖД территориях присутствия. В условиях новой геополитической реальности вклад государственных и крупных частных компаний в обеспечение безопасности страны имеет долгосрочные последствия: решая вопросы развития инфраструктуры и гармонизации транспортных потоков, РЖД и другие компании выполняют важнейшие государственные задачи по укреплению национального суверенитета на ближних и дальних рубежах.

Во-вторых, концепция развития транспортных магистралей не будет статичной – действия конкурентов на глобальном рынке говорят о срочной необходимости модернизации железнодорожной системы для увеличения грузооборота и пассажиропотока. Моментальных результатов ждать не стоит, но выигрывает тот, кто готовится к будущему заранее.

Понимание глубинных причин новой реальности, вызовов и трудностей, с которыми мы сталкиваемся сегодня при реализации инновационных проектов, – это наше оружие в борьбе за будущее компании, отрасли и государства. Без осознания масштабов роли железных дорог в политике и экономике России никакое движение вперёд невозможно.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru