Экстренного перехода на профстандарты не будет.
Механизм применения профессиональных стандартов – одна из самых горячих тем, обсуждаемых HR-сообществом. С 1 июля 2016 года вступают в силу сразу несколько законодательных изменений в части обязательного применения профессиональных стандартов. Однако вопреки многочисленным слухам никаких дополнительных обязательств, кроме требований, установленных ТК РФ (ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ), для работодателей не возникает.
Принятая ст. 195.3 Трудового кодекса РФ прямо указывает, что применять профстандарты работодатель должен только в том случае, когда требования к той или иной должности, профессии и квалификации, необходимой работнику, установлены непосредственно Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. В остальных случаях особенности применения профессиональных стандартов носят рекомендательный характер, и организация-работодатель принимает стандарты в качестве ориентира, рекомендательного методического документа при формировании кадровой политики.
Таким образом, профессиональные стандарты по сути формируют комплексную основу современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики российских компаний в едином ключе. Но ответственность и полномочия по принятию конкретных кадровых решений остаются за работодателями. Соответственно, никаких резких шагов от российских работодателей не требуется.
На железной дороге
В железнодорожной отрасли на данный момент действует 29 профессиональных стандартов по 65 железнодорожным профессиям и должностям, которые охватывают около 55% работников холдинга. В этом году к ним планируется добавить ещё 15 профессиональных стандартов.
Летние нормативные изменения не поменяют график работы компании над профстандартами. Принятые законом № 122-ФЗ новации скорее задают общий тон развитию российской системы профессиональных стандартов. В частности, поправки к статьям 11 и 72 закона «Об образовании в РФ» сближают профессиональные стандарты с образовательными. По новому положению, на профстандартах будут базироваться требования государственных стандартов профессионального образования к результатам освоения профессиональных компетенций по основным образовательным программам. Это значит, что подготовка будущего специалиста должна быть выстроена таким образом, чтобы к окончанию обучения он владел актуальными практическими навыками и умениями по своей специальности. Следующим шагом должен стать пересмотр самих образовательных программ, и ОАО «РЖД» уже подключилось к этому процессу.
Вместе с Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД» интегрирует профстандарты в образовательный процесс. На основе утверждённых стандартов для рабочих профессий уже разработано 20 новых учебных программ, и ещё 10 появятся в этом году. Особенность новых программ в том, что в них сместился акцент с теоретической подготовки на освоение и отработку конкретных практических навыков, необходимых для выполнения трудовых функций, предусмотренных профстандартами. Параллельно идёт формирование системы оценки качества подготовки специалистов в образовательных организациях. Для этого планируется запустить два механизма: профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и оценку квалификаций работников.
Применение профстандартов на практике
На что же нацеливаться работодателю в практическом внедрении профессиональных стандартов? Как уже было отмечено выше, профстандарты служат для работодателя ориентиром и методической базой при формировании кадровой политики. Это система координат, в которой он выстраивает стратегию управления персоналом.
Во-первых, требования профстандартов могут применяться для определения трудовых функций работника, составления должностной инструкции и трудового договора. Основные цели здесь – исключение дублирования функций, их структурирование и оптимизация, создание основы для оптимального организационного дизайна.
Во-вторых, профстандарты могут применяться при проведении оценки и аттестации работников.
В-третьих, требования профессиональных стандартов являются основой для планирования программ обучения и развития работников: повышение квалификации, переподготовка, бизнес-образование и другие программы подготовки.
И наконец, профстандарты могут применяться в качестве основы для контроля эффективности деятельности работников и разработки мотивирующих мероприятий.
Фактически профстандарт становится всё более Многофункциональным инструментом. Работодатель определяет конкретные области и процессы для применения профессионального стандарта, опираясь на ключевые задачи и потребности компании, возможности и бюджетные лимиты. От работодателя зависит, как и в какой мере учитывать требования стандарта. Вариаций множество. Документ подходит и для решения локальных вопросов при определении функционала работника, и для стратегических целей: развития компетенций, контроля эффективности, организации обучения и мотивации персонала. Кроме того, профстандарты призваны сформировать у работника чёткое понимание, какие умения и знания необходимы для конкретной профессии или должности, дают возможность определения своего профессионального уровня и развития компетенций, открывают возможности для поэтапного развития и планирования карьерного роста.
В будущем возможности применения профстандартов ещё больше расширятся. По мнению Министерства труда и социальной защиты, профессиональные стандарты и отраслевые требования к квалификации со временем заменят ЕТКС и ЕКС. При этом, как подчёркивают в Минтруде, это будет постепенный и достаточно долгий процесс, и никаких конкретных сроков не называется. Так что если сегодня квалификационные справочники и профстандарты расходятся в своих требованиях к квалификации по профессии (должности), то решение, какую трактовку выбрать, остаётся за организацией.
В РЖД государственные профессиональные стандарты непосредственным образом увязаны с системой Единых корпоративных требований к профессиональным и управленческим навыкам работников. Компетенции, по сути, являются следующим уровнем детализации профстандартов, и каждая компания вправе исходить здесь из своих производственных задач.