Восточный поток

Восточный поток

Даже частичное обеспечение грузопотока через Дальний Восток и российские транспортные магистрали способно удешевить затраты отправителей из Китая, Кореи, Японии и других государств
Обеспечение транзита между странами Северо-Восточной Азии через территорию России стало одной из наиболее обсуждаемых тем на Восточном экономическом форуме, поскольку даже частичное обеспечение грузопотока через Дальний Восток и российские транспортные магистрали способно удешевить затраты грузоотправителей из Китая, Кореи, Японии и других государств.

Потенциал развития транзита через Россию огромен. В 2000–2015 годах средний темп роста международной торговли составил 5,2% против роста мирового ВВП на 3,9%. Согласно прогнозу МВФ, эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет. Ожидается, что ежегодные темпы роста международной торговли составят 4% при росте мирового ВВП на 3,6%. Это говорит о том, что объёмы перевозок грузов также будут увеличиваться.

За последнее время принят ряд решений, направленных на раскрытие транзитного потенциала регионов Дальневосточного федерального округа. В первую очередь речь идёт о развитии портовой инфраструктуры и участков железных дорог, повышении качества работы пограничных переходов и таможни, в том числе в рамках режима действия свободных портов.

Как следствие, положительную динамику сегодня демонстрирует сегмент контейнерных перевозок в сообщении Китай – РФ. В первом полугодии между странами перевезено почти 246,4 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте), что на 20% превысило показатель за тот же период 2015 года. В том числе транзитные перевозки составили 68,5 тыс. TEU – на 83% больше, чем год назад.


Пути из Поднебесной

При доставке китайских товаров широкого потребления задействуются возможности Транссиба и приморских портов – Восточного и Владивостока. Контейнеры сюда приходят как с южных портов Китая, так и с сухопутного погранперехода Суйфэньхэ – Гродеково, который входит в международный транспортный коридор (МТК) «Приморье-1».

С китайскими грузами начинают работать и другие портовые зоны Приморского края. В частности, в Славянке начал функционировать контейнерный терминал, где перегрузочные работы осуществляются без швартовки судов к причалу – прямо на рейде.

В настоящее время группа «Сумма» вынашивает идею создания Большого порта Зарубино. Первая очередь комплекса позволит переваливать до 500 тыс. TEU ежегодно. Ожидается, что 60% грузов, обрабатываемых в этом порту, составят грузы из северных провинций Китая. Для перевозок будет задействован железнодорожный погранпереход Махалино – Хуньчунь, который является одним из главных звеньев МТК «Приморье-2».

Привлечь в новый порт 500 тыс. TEU (с учётом среднего веса контейнера в 17 тонн это 8,5 млн тонн грузов) – задача достаточно амбициозная, отметил независимый эксперт Александр Редько. По данным Минтранса, объём контейнерных перевозок в железнодорожном сообщении Китай – РФ в 2015 году составил около 440 тыс. TEU. Но для обслуживания грузопотока через Зарубино, указывает эксперт, сперва необходимо обустроить до современных требований погранпереход Махалино (Краскино) – Хуньчунь, через который выходят на территорию РФ транзитные грузы. «Также нужно внедрять современные логистические технологии, чтобы пограничный переход не стал узким местом и для обеспечения транзита, и для осуществления экспортно-импортных перевозок», – подчеркнул Александр Редько.

Впрочем, под эгидой Минвостокразвития разработана концепция МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», которая как раз включает реконструкцию автомобильного пункта пропуска Краскино и приграничной станции Махалино. «Согласно расчётам, к 2030 году потенциальный дополнительный грузооборот по международному транспортному коридору «Приморье-1» может составить до 7 млн тонн грузов в контейнерах и до 5 млн тонн зерна. По МТК «Приморье-2» – до 15 млн тонн контейнерных грузов и до 23 млн тонн зерна», – прогнозирует губернатор Приморья Владимир Миклушевский.

В области трансграничной логистики скрыт большой потенциал, соглашается зампред правительства китайской провинции Хэйлунцзян Хайтао Ли. «Из Харбина через Суйфэньхэ и далее через приморские порты интермодальные маршруты могут выйти в Корею, Японию и юго-восточные провинции Китая. У нас планируется развитие инфраструктуры погранпереходов. В будущем выйдем с нынешних объёмов транспортировки в 23 млн тонн до 70 млн тонн», – заявил он.

Кстати, возможности транспортных коридоров могут быть задействованы и для туристического обмена. Губернатор южнокорейской провинции Кангвон Чой Мунсун предложил идею объединения уже построенных и создаваемых в регионах Северо-Восточной Азии железных и автомобильных дорог, портов, аэропортов, а также туристических зон в преддверии трёх Олимпиад: в 2018 году в городе Пхенчхан (Республика Корея), в 2020-м – в Токио и в 2022-м – в Пекине. К тому же в провинции Кангвон в следующем году планируется спустить на воду мощный круизный лайнер, который будет курсировать между портами Владивосток, Зарубино, Сокчо, Донхэ, Сакаиминато и Шанхай.


Почта расширяет границы

В свою очередь «Почта России» заявила о строительстве логистического центра в Хабаровске. Он станет единственным в своём роде на Дальнем Востоке и будет обрабатывать как международную, так и внутрироссийскую почту. «Мы наблюдаем период, когда бурно развивается интернет-торговля и товарообмен по электронным каналам достигает колоссальных величин. Например, в РФ он удваивается ежегодно, – сказал гендиректор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов. – Существует также понятие международного рынка почтового транзита, который исчисляется миллиардами долларов. До недавнего времени Россия не участвовала в этом рынке».

В 2015 году в качестве пилотного проекта компания запустила скорый почтовый поезд Москва – Владивосток. По словам Дмитрия Страшнова, достигнут хороший результат: сегодня загрузка такого состава – более 85%, «поэтому в планах «Почты России» продлить данный маршрут с одной стороны до Пекина, с другой – до Берлина».

Эти слова нашли подтверждение на состоявшемся 30 сентября XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016». На нём президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров и генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов подписали дорожную карту организации перевозки почтовых отправлений в межгосударственном железнодорожном сообщении Китай – Европа. Согласно договорённости, на первом этапе доставка почты будет осуществляться в багажном вагоне в составе международного пассажирского поезда Пекин – Москва один раз в неделю. В перспективе запланирован запуск отдельного почтового состава по маршруту Пекин – Москва – Берлин.
«Последние несколько лет мы наблюдаем значительный рост интернет-торговли между Китаем и Россией. Поскольку этот бизнес особенно чувствителен к срокам доставки, мы предлагаем новый сервис, который позволит не только сократить время посылок в пути, но и снизить транспортные расходы по сравнению с другими видами транспорта. Это в итоге будет выгодно и поставщикам, и их клиентам. Участие же нашего партнёра, «Почты России», позволит реализовать принцип «одного окна» и сделать доставку удобной и быстрой для потребителей», – отметил Олег Белозёров.

В свою очередь, рассказал Дмитрий Страшнов, «Почта России» приступает к консультациям с западноевропейскими и китайскими партнёрами, а также с Japan Post Service. «Уровень заинтересованности высокий, мы можем предложить альтернативный канал поставки и обмена почтовыми сообщениями из Азии в Европу по уникальной схеме и тарифам. Транзитный потенциал – это колоссальный бизнес», – резюмировал он.

Для достижения данной задачи большая роль отводится логистическим центрам, которых у «Почты России» будет по стране порядка десяти. В Хабаровске, где расположена одна из крупнейших на сети сортировочных станций, такой комплекс должен заработать в 2018 году. Ожидается, что ежегодная пропускная способность логистического центра составит более 270 млн почтовых отправлений.
Освоить пространство для манёвра

Маршруты и сервисы, открытые в текущем году

Рубрики: Перевозки
Ускорить движение

Роль инновационных составов в перевозках на Дальнем Востоке

Рубрики: Перевозки
По осени считают

Законодатели вернутся к рассмотрению схемы «вези или плати»

Рубрики: Перевозки
Турбулентность рынков

Железнодорожные грузоперевозки под прессом экономической нестабильности

Рубрики: Перевозки
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru