На Восточном экономическом форуме представлено более 110 проектов, которые будут определять как общий характер экономики региона, так и объёмы перевозок
На полях состоявшегося в сентябре II Восточного экономического форума представлено более 110 проектов с объёмом требуемых инвестиций 2,2 трлн руб. Немалая часть из них касается стратегических для Дальнего Востока отраслей, которые будут определять характер экономики региона в ближайшие десятилетия и генерировать значительные объёмы перевозки.
Недра – наиболее привлекательный объект инвестиций на Дальнем Востоке. Ведь здесь находятся крупнейшие по мировым меркам месторождения нефти и газа, гелия, угля, меди, алмазов, сосредоточены серьёзные запасы фосфоритов урана, олова, плавикового шпата, других рудных и нерудных полезных ископаемых.
В частности, за последние годы заметным угледобывающим регионом в России стала Якутия. Продукция, доставляемая по железной дороге, находит спрос в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). «Главным драйвером рынка остаётся Китай, где во втором квартале был зафиксирован повышенный спрос на уголь по причине сокращения собственного производства. Власти КНР в текущем году объявили о своих планах закрыть нерентабельные производства, которые суммарно добывают до 250 млн тонн угля, – говорит гендиректор ПАО «Мечел» Олег Коржов. – По данным аналитических агентств, уже выбыла треть этого объёма. Соответственно, замещение нерентабельного производства, особенно в части коксующегося угля, происходило за счёт импортных закупок. «Мечел» воспользовался сложившейся рыночной ситуацией».
На рынки АТР во многом ориентирована продукция УК «Колмар», которая также добывает уголь на юге Якутии. В этом году холдинг открыл обогатительную фабрику «Инаглинская-1». В следующем будет построено ещё одно предприятие, так что со временем производитель предполагает ежегодно отгружать не менее 12 млн тонн концентрата.
Несколько горно-обогатительных комплексов запланировано в Хабаровском крае. Например, в Нанайском районе открыто крупнейшее золото-медно-порфировое месторождение Малмыжское. Его утверждённые запасы – 5,6 млн тонн меди и 298 тонн золота. К разработке стратегического месторождения допущена компания «Амур Минералс», учреждённая американской Khabarovsk Minerals LLC. Как сообщили в краевом правительстве, американцы намерены продолжить разведку месторождения и в 2021 году начать его промышленное освоение.
Говоря о природных богатствах Дальнего Востока, стоит отдельно выделить лесную промышленность. Допустимый объём заготовки древесины в ДФО на сегодня оценивается порядка 100 млн куб. м. Поскольку доля кругляка постепенно снижается, пиломатериалы и биотопливо в ближайшие годы станут драйвером роста производства лесопродукции. Как отметил Александр Ермолин, министр природных ресурсов Хабаровского края (на этот регион приходится более 40% заготавливаемого леса в ДФО), к 2020 году планируется перерабатывать 5,7 млн куб. м древесины ежегодно, что на 2,5 млн куб. м превышает прошлогодний уровень. К примеру, лесопромышленный холдинг «РФП Групп» намерен открыть рядом с действующим в городе Амурске новый завод по производству до 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов ежегодно. Компания, помимо Японии и КНР, прорабатывает выход на рынки Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Европы. В будущем пиломатериалы там найдут большого покупателя в связи с развитием каркасного домостроения, говорит глава УК «РФП Групп» Константин Лашкевич.
Перспективным проектом обещает стать российско-китайский деревоперерабатывающий комбинат, создаваемый на базе ООО «СП «Аркаим» в Ванино. Мощности по комплексной переработке древесины там рассчитаны на приём до 1,5 млн куб. м леса в год. Другой крупный проект в Хабаровском крае – по выпуску строганых и профилированных пиломатериалов близ станции Постышево на БАМе. Завод сможет ежегодно производить 330 тыс. куб. м пиломатериалов, 290 тыс. куб. м технологической щепы и 84 тыс. тонн топливных гранул.
Безусловно, для дальнейшего роста региональных экономик необходимо опережающими темпами развивать систему транспорта. На Дальнем Востоке имеется фундамент базовой инфраструктуры, как БАМ и Транссиб, а его географическое положение и близость к развитым странам АТР создают предпосылки для организации международных транспортных коридоров, что повышает инвестиционную привлекательность отраслей производства.
Большое развитие уже коснулось дальневосточных портов. Расширяются перевалочные мощности в портах Посьет и Ванино, строятся новые перегрузочные комплексы в Восточном порту. В прошлом году в адрес дальневосточных стивидоров отправлено железнодорожным транспортом 105,7 млн тонн грузов. В 2016-м прогнозируется перевезти уже 116,1 млн тонн, то есть ещё на 9,8% больше.
Благодаря экспорту наиболее динамично растут грузоперевозки на находкинском направлении. И если учитывать перспективы отгрузок угля в адрес станции Хмыловский, в районе которой планируется создание ООО «Новый угольный терминал», и участка Смоляниново – Дунай, где собираются реализовать проекты ООО «Порт Вера» и ООО «Порт Суходол», то в целом здесь возможен рост перевозок с прошлогодних 55,6 млн до 75,7 млн тонн к 2020 году.
Со строительством новых перевалочных мощностей ожидается дополнительная загрузка терминалов Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла. Свои комплексы планируют завершить ООО «Сахатранс», ООО «Компания «Ремсталь», ООО «Дальневосточный Ванинский порт».
Поскольку Дальневосточная железная дорога является припортовой, её загрузка на основных направлениях превышает 90%. «Уже сегодня магистраль не всегда способна беспрепятственно пропускать предъявляемый грузопоток, обеспечивая загрузку портов и нефтебаз лишь на 77% от перерабатывающей мощности. Чтобы эту ситуацию исправить, нам нужно развивать свои пропускные способности», – подчёркивает начальник ДВЖД Николай Маклыгин.
Проектом модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа (Восточный полигон), реализация которого началась несколько лет назад, предусмотрено увеличение провозной способности в направлении к портам Дальнего Востока на 66 млн тонн к уровню 2012 года. Программа рассчитана по 2019 год и предусматривает только в границах Дальневосточной дороги инвестиции в 230 млрд руб. – 42% от общего лимита.
Стоит сказать, в инвестпрограмму ДВЖД на 2016 год включено 587 объектов, в том числе по проекту развития Восточного полигона – 284. Запланированы реконструкция 38 станций и пяти разъездов, строительство 33 новых раздельных пунктов и двухпутных вставок на шести перегонах, укладка второго пути на девяти участках и т.п.
По словам заместителя главного инженера ДВЖД Сергея Дрокина, за счёт модернизации инфраструктуры в рамках программы развития Восточного полигона начиная с 2013 года Дальневосточная дорога в среднем ежегодно увеличивает провозную способность на 7–10%, что позволяет обеспечивать рост грузопотока к морским портам. А по завершении её реализации инфраструктура только в направлении Ванинского узла будет готова обеспечивать перевозки на уровне 37,1 млн тонн – в два раза больше, чем в 2013 году.
Вместе с тем предъявляемый объём отправок грузов в адрес Ванино и Советской Гавани может превысить данную планку. Поэтому специалисты дороги сформировали и направили в ОАО «РЖД» инвестиционную заявку по дальнейшему развитию участка Комсомольск – Ванино со строительством вторых путей, что позволит увеличить ежегодную провозную способность до 50 млн тонн и выше.