Одна из теорий возникновения Вселенной гласит, что однажды в результате воздействия некоего импульса возникло движение, следовательно, материя и время. Можно представить, что материя – это некий товар, но он бесполезен без логистики, без возможности доставить его потребителю. Заводы и фабрики – это места производства товаров. Логистика – это система, которая связывает все уголки нашей планеты в единый транспортно-логистический комплекс.
Стратегия развития
Потребности общества постоянно видоизменяются и растут, повышая конкуренцию среди производителей. Любая компания, завоевав локальный рынок, пытается вывести свою продукцию на мировой уровень и стать лидером. При переходе на этот этап одним из наиболее важных факторов развития является возможность доставки груза и её стоимость.
Основным толчком к развитию логистики послужили войны благодаря необходимости планировать доставку продовольствия для поддержания армии в состоянии боевой готовности. Логистика использовалась ещё римлянами для управления ресурсами армии, но они не выделили эти действия в отдельную науку.
Со временем военная логистика, как часто случается, получила дальнейшее развитие в гражданской сфере, переняв основные принципы военного дела – согласованность действий, максимальную эффективность и рациональность поставок, а также точное планирование.
Развитие научного и технического прогресса привело к активному развитию отрасли, появлению науки по управлению цепями поставок, выделению логистики из отделов снабжения производственных компаний в отдельные структуры.
Прогресс приводит к глобальным изменениям, которые сложно было представить ещё 10 лет назад. Развитие Интернета стремительно идёт вверх, всё больше и больше информации ежедневно появляется в Сети, и будущее будет зависеть от того, сумеем ли мы обрабатывать и анализировать эту информацию.
Вот некоторые технологии, которые наверняка окажут значительное влияние на логистику в ближайшем будущем.
Автомобильные дроны. Сейчас они пользуются большим интересом медиаресурсов, так как эти технологии активно тестируют ведущие компании, занимающиеся электромобилями и развитием информационных технологий. Использование дронов в логистике может повысить производительность и скорость обработки и доставки грузов. В складской логистике уже используются автономные челноки и погрузчики в чётко определённой и контролируемой зоне склада, повышая тем самым производительность процессов.
3D-печать. Эта технология добавляет новые возможности и совершенно изменяет стратегию производства, от которого можно будет отказаться путём печати необходимых товаров. Данный инструмент может избавить человечество от необходимости перевозок грузов при условии, что 3D-принтер будет доступен каждому. Достаточно будет передать макет товара по электронной почте или другим Сетям и запустить его печать.
Hyperloop. Проект вакуумного поезда, который, возможно, сможет обеспечить скорую перевозку экспресс-грузов как внутри города, так и между городами на большие расстояния. Данная инновация может разгрузить автомобильные дороги и предотвратить растущие автомобильные пробки в крупных мегаполисах. Но запуск Hyperloop для логистики потребует крупных инвестиций в строительство инфраструктуры и самих капсул, что впоследствии может отразиться на стоимости перевозки.
Big Data, Data Science, Machine Learning. Совокупность методов и подходов по обработке разнообразных данных больших объёмов, не связанных между собой. Основные составляющие Big Data – это данные, аналитика и технологии, а её главная задача – это построение закономерностей и выявление новых зависимостей на основе разнородных данных. Другими словами, используя этот инструмент, можно автоматически получать и моделировать результат анализа разнородных данных.
Внедрение инноваций в логистике – довольно сложный и рискованный процесс. Даже небольшие изменения могут привести к изменению сроков, маршрутов доставки, изменению размеров и географии размещения запасов, изменению рисков и т.п. Однако прогресс не стоит на месте, а рыночные условия диктуют свои правила и заставляют игроков бороться за доверие клиента.
Анализ сегодняшнего рынка логистики
В рейтинге стран мира по индексу эффективности логистики Россия в 2014 году занимала 90-ю строчку, в 2016-м находится на 99-м месте (согласно данным The World Bank). Данные ранжируются исходя из шести показателей: эффективность организации процесса таможенного контроля, качество инфраструктуры, компетентность провайдеров логистических услуг и их качество, международные перевозки, наличие возможности слежения за грузом, количество доставок вовремя. Основные причины отставания от Европы и Китая – достаточно сложная и длительная система таможенного оформления и проблемы, связанные с инфраструктурой.
Низкий показатель развития логистики влияет на увеличение стоимости производимых продуктов и услуг, снижение прибыли и конкурентоспособности российских производителей на рынке.
Логистический аутсорсинг в России развивается на протяжении длительного периода и занимает около 30% рынка транспортно-логистических услуг, что почти в два раза меньше, чем в США, Европе и Китае. Основная часть российских компаний-производителей и дистрибьютеров имеют свои отделы логистики, собственный автопарк и службы доставки. Если рассматривать аутсорсинг логистических услуг в России, то здесь преобладает спрос на 2PL-услуги, доля 3PL составляет около 5–8%, а доля 4PL не превышает 4%, тогда как на мировом рынке 4PL-услуги занимают около 20%.
Логистические операторы (или же интеграторы/провайдеры) изначально развивались в крупных мегаполисах, в то время как региональные проекты сталкивались с большим количеством проблем, в частности с дефицитом квалифицированного персонала, отсутствием инфраструктуры, удалённостью логистических операторов и отсутствием у них необходимых знаний об особенностях регионов. Вследствие этого образ логистического консультанта, помогающего решить проблемы доставки, так и не был сформирован.
Из соображений информационной и финансовой конфиденциальности, а также из-за отсутствия доверия к логистическим операторам владельцы промышленных предприятий предпочитают сохранять логистические функции внутри компании либо создавать кэптивные компании с моноклиентом. На практике же сохранение функций логистики внутри компании экономически невыгодно, так как затраты на содержание собственного автопарка постоянны, а объём грузопотока может варьироваться. Автопарк, работающий под нужды одного клиента, является нерентабельным. Максимально эффективное использование транспорта – постоянная загрузка, отсутствие порожних пробегов.
У логистического оператора бизнес-процессы сбалансированы, и подбор клиентов происходит по принципу асинхронности путём максимально эффективного расхода ресурсов. Также у логистического оператора создаётся рабочая группа (отдел/команда) для минимизации рисков работы с новыми клиентами, в который входят опытные специалисты компании (топ-менеджмент, аналитики, сотрудники IT-отдела, коммерсанты, юристы и т.п.), занимающиеся детальной проработкой логистических бизнес-процессов.
Развитие 3PL- и 4PL-аутсорсинга в России происходит в основном за счёт иностранных производителей, пришедших на российский рынок, руководители которых уже смогли на собственном опыте оценить преимущества использования логистических операторов для выстраивания собственной логистики.
3PL и 4PL-аутсорсинг. Риски и преимущества
Эффективное использование аутсорсинга в мире – вовлечение и номинирование 3PL и 4PL логистических провайдеров – позволило многим компаниям сократить свои бюджеты на логистику в среднем на 15–20%.
Повышенное внимание к аутсорсингу логистических функций в последнее время вызвано расширением профессионального рынка услуг, а также весомыми финансовыми результатами при вводе оператора.
Круг задач логистического провайдера при оказании 4PL-услуг:
• планирование, управление и оптимизация цепей поставок;
• стратегическое сетевое планирование;
• интеграция IT-систем;
• отслеживание ключевых показателей эффективности;
• гарантированное снижение стоимости логистики на единицу продукции;
• система Track-and-Trace;
• управление документацией.
В целом компании выделяют следующие положительные аспекты применения аутсорсинга логистики: доступ к новым рынкам сбыта, применение современных технологий, повышение гибкости и производительности, повышение оборачиваемости как запасов, так и активов, снижение уровня стоков, концентрация на ключевой деятельности и сокращение логистических затрат в целом.
Использование 4PL-решений позволяет предприятиям сосредоточиться на своей профильной деятельности. При полном аутсорсинге логистики достигается прозрачность бюджета закупки логистических услуг. Клиент видит закупочную стоимость услуг и размер вознаграждения 4PL-провайдера. С самого начала диалог с клиентом строится гораздо более отрыто и доверительно.
Экспертиза GEFCO. 4PL проекты
Один из 4PL-проектов GEFCO – взаимодействие с компанией Ferronordic Machines – официальным дилером Volvo Construction Equipment и Terex Trucks, ведущим в России дилером по продаже и сервисному обслуживанию строительной и лесозаготовительной техники. Проект заключается в комплексной транспортировке крупногабаритных и тяжеловесных грузов с использованием автомобильного, железнодорожного и морского транспорта в различных комбинациях. По условиям контракта GEFCO необходимо сократить издержки компании на логистику на 10% в течение пяти лет.
В первый год совместной работы GEFCO продемонстрировала сокращение логистического бюджета Ferronordic Machines в рамках 4PL-проекта на 4,1%. Результаты по сокращению логистического бюджета рассчитываются в сравнении с определённым ранее базовым уровнем расходов предыдущих периодов, который устанавливается в результате логистического аудита и закрепляется в контракте.
Среди методов, с помощью которых достигается оптимизация, – комплексный подход, комбинация потоков различных грузовладельцев из портфеля клиентов GEFCO, аналитика и планирование на основе этих данных.
Стратегия и планы
Для успешной реализации проектов по аутсорсингу логистических функций (3PL и 4PL) рекомендуется придерживаться следующего плана:
• Провести логистический аудит всех потоков и деятельности, планируемой к передаче на аутсорсинг.
• Определить стратегию взаимодействия с логистическим оператором и подготовить детальное техническое задание.
• Определить ключевые (наиболее важные) показатели при выборе поставщика услуг.
• Сформировать рабочую группу для определения условий контракта с логистическим оператором.
• Определить и автоматизировать процесс контроля работы оператора логистических услуг на основании разработанных ключевых показателей эффективности работы подрядчика.
Успешное взаимодействие между логистическим оператором и клиентом при оказании услуг аутсорсинга возможно при доверительном и эффективном подходе к работе с обеих сторон. Логистическому оператору необходимо активно приспосабливаться к изменениям в сфере инновационных технологий, учитывая политику и стратегию производства клиента.
Партнёрам необходимо проводить регулярные встречи для поддержания процесса оказания услуг на должном уровне, анализа и аудита бизнес-процессов, поиска возможных оптимизаций. На практике аутсорсинг обычно контролируется с помощью разработанных ключевых показателей эффективности в автоматическом режиме с помощью интегрированной IT-системы.
Обеим сторонам необходимо совместно внедрить процесс непрерывной оптимизации операционных процессов и организовать рабочую группу для решения операционных проблем и поиска узких мест в процессах. Только в условиях слаженной работы и постоянного совершенствования возможен видимый результат от сотрудничества.