Система поощрения должна мобилизовать начальников станций на привлечение дополнительных объёмов грузов
В течение 9 месяцев дорога погрузила более 63 млн тонн грузов. Установленный план перевыполнен на 0,6%, и обеспечен рост погрузки к прошлому году на 1,2%.
По объёмам погрузки Южно-Уральская железная дорога занимает 5-е место на сети дорог.
Улучшен к 2015 году и показатель качества работы дороги – надёжность доставки, которая выросла на 1,7% (выполнение – 94,6%), в том числе надёжность доставки гружёных отправок – на 1,3% (выполнение – 96,6%, что выше задания правления на 1,6%), порожних – на 1,9% (92,9%).
Основная номенклатура: строительные грузы – 36%, чёрные металлы – 22%, нефтепродукты – 13%. Доля перечисленных грузов в структуре погрузки дороги превышает 70%.
Доля грузов первого тарифного класса составляет 56%, второго – 17%, третьего – 27%.
Изменение структуры погрузки
К сожалению, негативные тенденции изменения структуры перевозимых грузов присущи и Южно-Уральской дороге.
В текущем году при росте погрузки грузов 1-го и 3-го тарифных классов, на 3,1% и 2% соответственно, произошло значительное, на 7,5%, снижение отгрузки грузов 2-го класса. В первую очередь это коснулось падения погрузки нефтепродуктов на 14,6%.
Анализ динамики изменения структуры погрузки показывает: отгрузка грузов 2-го класса с начала года систематически снижается, и к третьему кварталу текущего года падение составило почти 11% .
Основной причиной снижения поставок является падение рентабельности производства тёмных нефтепродуктов в условиях низких цен на нефть, что привело к снижению их выпуска на нефтеперерабатывающих заводах и переходу на выпуск светлых нефтепродуктов, но в меньших объёмах, а также к увеличению экспорта сырой нефти.
Естественно, негативным следствием такого изменения структуры погрузки стало падение доходной ставки, которая в сопоставимых условиях снизилась на 7%. Из-за чего по не зависящим от дороги причинам мы понесли потери в начисляемых доходах от перевозок.
Поиск дополнительных объёмов
Изучение потребностей и запросов участников транспортного рынка и повышение уровня клиентоориентированности стали ключевыми вопросами повестки дня каждого Регионального координационного совета.
Прямой и открытый диалог с клиентом стал основой совершенствования действующих процессов, разработки и реализации новых транспортных услуг комплексного обслуживания.
Так, в 2016 году нами уже реализованы проекты обслуживания грузоотправителей по следующим направлениям:
– комплексная услуга по складированию, хранению, погрузке грузов и предоставлению услуг тяги. Привлечено 250 тыс. тонн с дополнительным доходом 111 млн руб. Например, приём груза на прирельсовый склад станции Тамерлан, хранение, погрузка, организация маневровой работы;
– внедрение транспортных услуг ОАО «РЖД» в производственный процесс грузоотправителя. Привлечено 170 тыс. тонн с дополнительным доходом 73 млн руб. Например, перевозка трубной заготовки между производственными площадками, расположенными на станциях Первоуральск и Челябинск-Южный в установленные сроки;
– комплексная услуга по завозу и погрузке грузов. Привлечено 120 тыс. тонн с дополнительным доходом 15 млн руб. Например, завоз железной руды с Сосновского рудника на станцию Муслюмово, предоставление подвижного состава, осуществление погрузочных работ;
– регулирование цены перевозки за счёт привлечения дополнительных объёмов грузов. Привлечено 620 тыс. тонн с дополнительным доходом 118 млн руб.;
– иные комплексные услуги, такие как: предоставление агентских услуг по обеспечению погрузочными ресурсами; услуги грузоотправителям с ускоренными сроками исполнения, организация обслуживания на вновь открываемых грузовых площадках, и другие. Привлечено 440 тыс. тонн с дополнительным доходом 154 млн руб.;
– перевозка грузов по расписанию в местном сообщении. Привлечено 100 тыс. тонн с дополнительным доходом 7 млн руб.;
– организация обслуживания на вновь открываемых грузовых площадках. Привлечено 130 тыс. тонн с дополнительным доходом 22 млн руб.;
– предоставление агентских услуг по обеспечению грузоотправителей погрузочными ресурсами. Привлечено 100 тыс. тонн с дополнительным доходом 13 млн руб.;
– предоставление услуг грузоотправителям с ускоренными сроками исполнения. Привлечено 10 тыс. тонн с дополнительным доходом 76 млн руб.;
– предоставление услуг тяги. Привлечено 100 тыс. тонн с дополнительным доходом 36 млн руб.
В результате реализации данных проектов было привлечено на железнодорожный транспорт более 1,4 млн тонн грузов, дополнительный доход составил 400 млн руб.
Работа по реализации проектов комплексного обслуживания грузоотправителей на дороге продолжается. Прогнозируемая дополнительная выручка до конца года – более 300 млн руб.
В итоге в 2016 году всего планируем привлечь 2 млн тонн грузов и получить доход более 600 млн руб., что в 2,5 раза выше уровня 2015 года (в 2015 г. – 1,2 млн тонн, 240 млн руб.).
Для роста эффективности
Анализируя функциональные обязанности исполнителей местной работы, на дороге пришли к следующему выводу. Сегодня мы понизили роль, или, если можно так выразиться, «отодвинули» ключевого руководителя местной работы – начальника железнодорожной станции от решения задач по привлечению погрузки на железнодорожный транспорт.
Вместе с тем на линейном уровне начальник станции остаётся единственным руководителем, не только организующим местную работу, но и непосредственно взаимодействующим с грузоотправителями.
Существующая (3-уровневая) система премирования недостаточно мотивирует начальника станции даже на выполнение установленного плана погрузки и вообще не содержит инструментов стимулирования на поиск дополнительных объёмов работы.
Максимальный размер вознаграждения начальника грузовой станции, т.е. станции со значительными объёмами погрузки и выгрузки, за выполнение плана погрузки составляет 12,5% от должностного оклада. У начальников сортировочных, участковых, промежуточных станций данный показатель ещё меньше.
За истекший период текущего года среднемесячный размер премиальных выплат за выполнение плана погрузки составил:
– для начальника станции второго класса 6,4%, или 3 711,5 руб.;
– для начальника станции третьего класса 6,2%, или 2 621,3 руб.;
– для начальника станции четвёртого класса 4,9%, или 1 670 руб.
Данные суммы не являются значимым фактором вовлечения начальников станций в активный поиск дополнительных объёмов работы как от существующего грузоотправителя, так и потенциального.
Анализ ситуации приводит к выводу о необходимости введения системы дополнительного материального поощрения начальников станций и линейных агентств фирменного транспортного обслуживания за привлечение сверхпланового объёма погрузки и начисленной выручки при обязательном росте к уровню прошлого года. При этом величина данного поощрения должна быть значимой.
Проведённые нами расчёты показали, что при внедрении ежеквартального премирования начальников станций и линейных агентств фирменного транспортного обслуживания даже в размере должностного оклада за каждый процент выручки, начисленной сверх плана, на выплату премии будет направлено всего 2,9% полученного компанией дополнительного дохода.
Иными словами, из 100 рублей сверхплановой выручки на выплату дополнительной премии будет направлено менее 3 рублей, а 97 рублей – это сверхплановые доходы компании.
При этом с ростом процента сверхплановой выручки её доля, направленная на премирование, уменьшается.
Такая система поощрения мобилизует начальников станций и линейных агентств фирменного транспортного обслуживания на решение задачи увеличения объёмов погрузки и привлечения дополнительных грузоотправителей на железнодорожный транспорт.
В сегодняшних условиях одним из ключевых критериев эффективности управления производственным процессом является скорость принятия решений. В целях сокращения сроков перераспределения трудовых ресурсов Центральной дирекцией инфраструктуры, Дирекцией тяги, Дирекцией по ремонту пути и Центральной дирекцией железнодорожных вокзалов делегированы руководителям территориальных подразделений полномочия изменения штатного расписания по должностям рабочих массовых профессий (в пределах утверждённых бюджетом затрат и лимита численности). Дорога предлагает распространить данную практику на все филиалы компании. Кроме того, в целях своевременного привлечения дополнительных объёмов сезонных, разовых (значимых) и других грузов предлагаю делегировать начальникам дорог право принятия решений о применении тарифного коридора при наличии экономической целесообразности.
Данные предложения будут способствовать росту эффективности деятельности компании.