Конкуренты стали партнёрами

Конкуренты стали партнёрами

Пригородная пассажирская компания развернула целую сеть интермодальных перевозок в Нижегородской области
В условиях бурного развития инфраструктуры мегаполисов городская электричка снискала популярность среди пассажиров. Причин запуска таких проектов несколько. Это и насущная необходимость разгрузить автомобильные дороги, и конкурентная борьба за пассажира с общественным автотранспортом. Правда, есть прецеденты, когда электрички и автобусы становятся не конкурентами, а партнёрами.

Для начала немного истории с географией. Нижегородская область вытянута с юга на север на полтысячи километров. Причём северная часть испокон веку была малозаселённой и труднодостижимой. Тайга, болота, бездорожье – всего полвека назад туда было проложено первое шоссе от областного центра, и то на первых порах имело много мощённых камнем и «улучшенных грунтовых» участков. Причём поездка на автомобиле начиналась с парома через Волгу.

А вот электрифицированная железная дорога в сторону Кирова в 60-х работала почти с современными скоростями. Правда, она тоже была только одна, и от узловых станций пассажирам иной раз надо было не один час ехать в «пазиках» по разбитым дорогам до отдалённого района. Но всё равно так легче, чем пытаться открыть прямые маршруты в Горький. Только представьте себе, что вы будете трястись 300 км туда из Шаранги или Тоншаева на автобусе! А райцентров, которые не стоят на железной дороге, – восемь, из них один город – это Ветлуга.

Вот тогда Горьковская железная дорога и объединение «Горькийавтотранс» и договорились впервые, что на автостанциях в дальних точках будут продаваться билеты для пересадки на электричку, а в Горьком для Московского вокзала на маршруты до дальних районов будут оставлять по 10 мест на автобусы на рейсы от Семёнова, Ветлужской, Уреня и Шахуньи, куда можно доехать на электричке. Участники прообраза современных интермодальных перевозок установили при продаже билетов на транспорт партнёров комиссионный сбор 10 копеек.

Всё рухнуло с началом перестройки. Причин сейчас уже никто не помнит. Но говорят, что обоим участникам соглашения показалось, что оно выгоднее не им, а их партнёрам. Выиграли они или нет от расторжения договора, неизвестно, но то, что проиграли пассажиры, – очевидно.

За последние десятилетия те немногие автомобильные дороги, которые проложены на севере Нижегородской области, стали куда лучше. Но всё равно прямые рейсы в областной центр организуют из этих мест в основном частные перевозчики, иногда нелегальные. Привлекают они пассажиров, казалось бы, неоспоримым преимуществом – ехать без пересадки удобнее. Но это всегда получается дольше: автотранспорт на подходе к Нижнему Новгороду или на выезде из него обычно попадает в пробки, и там уж как повезёт – можно простоять в них не один час.

Так что, готовясь в прошлом году к сотрудничеству с автотранспортниками, ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» исходила из того, что проблема назрела. И решать её надо было не с помощью нескольких билетов на автобус, а на совершенно новой технологической базе. Все кассы компании – и стационарные, и мобильные у разъездных работников – объединены в единую информационную систему. В неё с успехом можно включить, доработав конфигурацию, и кассовые аппараты автостанций компаний-партнёров и даже кондукторов. Тогда билеты в автобус с местами будут продаваться, исходя из реальной, сегодняшней потребности пассажиров – сколько надо, а не по квоте. Концептуально от комиссионного сбора на новую услугу предложено было отказаться. Ведь если всё будет сделано правильно, то дополнительные доходы и у пригородной компании, и у автотранспортников появятся не от этих доплат, а в силу того, что легальный пассажиропоток должен вырасти. Люди поймут, что хорошо, надёжно, выгодно ездить с легальным перевозчиком, а не отдавать деньги неизвестно кому, кто «сейчас поедет, только ещё трёх человек подождёт».

Первым, с кем ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» смогла договориться, стало МУП «Шахунское ПАП». И в начале сентября 2015 года в Нижегородской области открылись первые три линии интермодальных пассажирских перевозок. Маршруты с пересадкой в городе Шахунья связали центр региона с самыми отдалёнными рабочими посёлками – Вахтан, Сява и Тоншаево, до которых больше 300 км.

Пассажиры смогли купить билеты на автобусы, уходящие из Шахуньи по этим самым востребованным направлениям, в кассе Московского вокзала в Нижнем Новгороде или у разъездных кассиров в поезде. А кассы автостанций в конечных пунктах и автобусные кондукторы маршрутов предложили пассажирам приобрести у них билеты на электрички. При этом графики были идеально согласованы, расписание автобусов появилось на сайте ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», а сами они останавливаются у перрона.
– Мы предложили людям на выгодных условиях пользоваться предельно безопасным, хорошо продуманным вариантом поездки, – прокомментировал тогда услугу начальник пассажирской службы компании Леонид Тихонов. – Для совместной работы выбрали надёжного, достойного партнёра. Мы убедились, что МУП «Шахунское ПАП» – автопредприятие с высокой культурой труда, новым подвижным составом: на него можно положиться в пилотном проекте. А дальше мы сможем распространить опыт на другие направления.

Действительно, знакомя с автопарком, его директор Андрей Соколов привёл три факта. Шахунское ПАП сумело сохранить в расписании все рейсы, которые были в нём четверть века назад, в то время как в большинстве районов области пошли на многократные сокращения и закрытие маршрутов. Регулярность движения в 2014 году составила 99,8%. Ну а ремонтная база здесь такова, что Шахунское ПАП – единственное из муниципальных предприятий области имеет лицензию одного из крупнейших в России производителей автобусов на их гарантийное обслуживание.
– Мы рассудили, что для нас такое сотрудничество с крупнейшим региональным перевозчиком – большая честь, – говорит Андрей Соколов, кстати, сам в прошлом работник железной дороги, путеец. – Мы получили в аренду кассовые аппараты ОАО «ВВППК». Пригородная компания обучила работе с ними двух наших кассиров, а они, в свою очередь, других кассиров и кондукторов. Всё сделано, чтобы пассажиры выбрали наши муниципальные автобусы, не прибегая к услугам частного извоза, в большинстве своём даже не имеющего лицензий.

Проект потребовал серьёзных вложений от ОАО «ВВППК»: современные кассовые аппараты недешевы, к тому же нужна была дорогостоящая дополнительная работа над программным обеспечением. Однако там исходили из того, что эти средства в результате вложены в привлечение дополнительных пассажиров и безопасность их перевозки.
– Мы поддержали это предложение, – сказал первый заместитель главы администрации городского округа Шахунья Александр Серов. – Оно делает поездки жителей севера области в Нижний Новгород удобнее и доступнее. Договор двух перевозчиков нам кажется взаимовыгодным, способствующим укреплению и развитию учреждённого нашей администрацией Шахунского автопредприятия.

Однако с самого начала в проекте не всё пошло гладко.
– Я взял билет в Нижнем Новгороде, приехал в Шахунью. Да, автобус стоит. А на моём месте сидит другой пассажир и показывает мне билет именно на него, – рассказывал житель Тоншаева Александр Жуков.
– Да, такое бывало, – подтвердил спустя несколько месяцев после начала работы Андрей Соколов. – Автобусы идут по тайге, на значительной части пути кассовые аппараты теряют связь с Нижним Новгородом, так что на линию мы технику вскоре перестали давать. Но постоянно прерывалась связь и с автостанциями. Когда обещана новая услуга, но она предоставляется с перебоями – это не дело. Многие пассажиры просто не рисковали ею пользоваться: в день мы продавали от четырёх до семи билетов. И стоимость аренды касс и расходных материалов не покрывалась. Обид или претензий к пригородной компании у нас нет, но договор в январе 2016 года мы решили расторгнуть. Население севера области за последние 20 лет почти вдвое сократилось, а у тех, кто продолжает здесь жить, не хватает средств часто ездить в Нижний Новгород: 300 км для них – это дорого даже при самом щадящем тарифе. Мы убедились, что пассажиропоток с пересадкой через Шахунью в областной центр реально невелик.

Тем временем к проекту уже успели присоединиться два других автопредприятия севера области.
– Интермодальные перевозки стали популярны, – рассказывает директор МУП «Шарангское ПАП» Николай Филимонов. – Правда, в первые дни у пассажиров было недоверие: признают ли в электричке билет, который им продадут на нашей автостанции в посёлке Шаранга. По понедельникам со станции Урень, где жители Шаранги пересаживаются, был пущен новый ранний поезд, чтобы приехать в Нижний Новгород к восьми утра. И мы запустили к нему рейс отправлением около трёх часов ночи.

Сейчас из Шаранги с билетами на интермодальный маршрут ежедневно уезжает около полутора десятков пассажиров.

Ещё более удачным оказался маршрут Нижний Новгород – Воскресенское с пересадкой в Семёнове. На автостанции Воскресенское до Семёнова продают в день около 80 мест, и больше 30 из них – вместе с билетами на электричку.
– Работать мы начали с конца декабря 2015 года. И уже за первый месяц перевезли около 950 пассажиров, получили прибыль, а арендная плата показалась нам несущественной, – говорит директор МУП «Воскресенское ПАП» Евгений Бородин.
– Мы сделали для себя важный вывод, – поделился Леонид Тихонов. – При организации таких перевозок кассы стоит устанавливать стационарно на автостанциях, а в автобусах они неэффективны. Ещё момент: маршруты до Шаранги и Воскресенского существенно короче, чем те три первых, которые проработали четыре месяца. Транспортное тяготение отдалённых районов к областному центру в пассажирских перевозках существенно слабее, и результат хуже.

Весной в орбите пригородной компании оказался город Ветлуга, находящийся в 45 км от ближайшей станции Урень.
– С самого начала был убеждён, что дело пойдёт, – сказал директор МУП «Ветлужское ПАП» Алексей Орлов. – Мы изучили пассажиропоток: по пригородному маршруту между Ветлугой и городом Урень наше предприятие везёт в месяц 2,5 тыс. человек, и 90% из них делают в Урене пересадку с поезда на автобус или наоборот.

Среди конкурентов у ветлужских муниципальных автотранспортников – частные перевозчики. Минут за двадцать до посадки на рейс по расписанию к автостанции подкатывает «Газель» и встаёт в сторонке. Владельцы микроавтобусов не имеют лицензии на регулярные перевозки – только на заказное обслуживание. Но «попросить» их с автостанции, которую построил и содержит автопарк, не получается. А правоохранители разводят руками: очень сложно доказать, что имеют место незаказные перевозки. У автопарка появилась надежда, что конкурент будет вытеснен чисто экономическими средствами и выгодный, денежный маршрут позволит муниципальному предприятию содержать другие линии внутри района – убыточные, но необходимые жителям небольших таёжных сёл.
– В первом полугодии у нас действовало три интермодальных маршрута. И за эти шесть месяцев ими воспользовались 12 тыс. пассажиров, – рассказал начальник пассажирской службы ОАО «ВВППК» Леонид Тихонов.

А в июле сеть интермодальных перевозок в Нижегородской области выросла. В неё были включены три новые линии и один новый пункт пересадки – станция Заволжье.

МУП «Чкаловское ПАП» договорилось с пригородным перевозчиком о том, чтобы в Нижнем Новгороде началась продажа билетов на его маршруты, которые связывают со станцией Заволжье город Чкаловск и крупное село Пурех. Это популярные линии, по которым выполняется 30 рейсов в сутки. Особенно много пассажиров летом: на этих автобусах нижегородцы добираются к местам отдыха на Горьковском водохранилище и в музей Чкалова, который по праву считается одной из достопримечательностей региона. Многие предпочитают ехать с пересадкой в Заволжье: прямые автобусы в Чкаловск, конечно, есть, но в них получается и дороже, и значительно дольше с учётом пробок на Балахнинском шоссе. Кроме этого, чкаловские автотранспортники, увидев, какой порядок, какая строгая учётность действует в Волго-Вятской пригородной пассажирской компании, приняли решение о том, что все билеты на их автобусы в Заволжье будут продаваться именно в железнодорожной кассе, а не на автостанции.

Впервые присоединилось к программе и частное предприятие – ОАО «Автомобилист» из Уреня.
– Кроме Уренского, мы обслуживаем соседний Тонкинский район. Тонкино находится в 50 км от вокзала Урень, и у нас там есть автостанция. Мы решили, что жителей Тонкина предложение связать его интермодальным маршрутом с Нижним Новгородом заинтересует, – говорит директор ОАО «Автомобилист» Сергей Молодцов.

Новый партнёр предложил новую необычную услугу тонкинцам: теперь они могут заказать билет на пригородный поезд по телефону. Конечно, удобно купить на автостанции такой билет на поезд из Уреня в Нижний Новгород. Но этой возможности лишены пассажиры из многочисленных сёл, где автобус делает остановку по пути в Урень. Вот такое решение нашлось у проблемы, которая год назад поставила в тупик автотранспортников соседнего Шахунского района. На остановках появились объявления с номером телефона автостанции, по которому заказывают билет. Кассир по заявке оформляет его и прикладывает к билетной ведомости, которую водитель получает перед рейсом в Урень. А когда пассажир садится в автобус на промежуточной остановке, он выкупает этот билет у водителя.

Среднемесячное число пассажиров, которые пользуются интермодальными перевозками, с июля удвоилось.

И открываются перспективы для дальнейшего роста. В октябре к программе присоединился перевозчик, работающий на автобусном маршруте Заволжье – Дзержинск. Рассматриваются варианты включения в сеть интермодальных маршрутов Варнавинского и Ковернинского районов, расположенных в северной части области.
– Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун рассказал мне об идее организовать такие перевозки в Варнавино с пересадкой на станции Ветлужская, – говорит глава администрации Варнавинского района Сергей Смирнов. – По-моему, это отличная идея. Мы живём в 40 км от этой станции, и хочется, чтобы поездки варнавинцев были по-настоящему цивилизованными. Наш район обслуживается небольшим частным автопредприятием, с которым заключён договор о работе по муниципальному заказу. Убеждён, что и при такой форме собственности дело пойдёт: пассажиропоток в Нижний Новгород большой, и можно рассчитывать на прибыль.

Тем временем ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» начинает работать уже и с автотранспортниками соседней Владимирской области. В одном из районов просчитывается вариант, при котором продажу билетов, которая ведётся пока на автостанции, возьмут на себя кассы пригородной компании. Расчёты показали, что этот вариант может оказаться выгодным и для ВВППК, и для автоперевозчиков.

От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru